Мультимедийные технологии как способ организации контроля знаний

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии


Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс не возможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Термин «компьютерная технология обучения» с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «Компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отождествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительной машины стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций Power Point. Чаще всего мы обращаемся к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся. Однако возможности этой программы еще мало изучены учителями-предметниками, и примером этому может служить предложенный ниже, разработанный на основе Power Point интегрированный урок информатики и геометрии по теме «Сумма углов треугольника в компьютерной среде «Живая геометрия». Этот урок можно использовать как наглядный материал при объяснении темы «Сумма углов треугольника» в 7-ом классе и как проверочный материал при закреплении раздела «Углы и таблицы» по теме «Возможности компьютерной среды «Живая геометрия».

«Живая геометрия» - это специальная прикладная программа, разработанная институтом новых технологий образования в 2002 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)», широко применяется для углубления и расширения знаний по геометрии в среднем звене общеобразовательной школы

Предложенный урок опирается на программное обеспечение, входящее в пакет MS Office: рисунки выполнены в формате Paint, тесты и игры в формате Power Point.

Хочу описать технологию использования программы создания компьютерных презентаций Power Point для проверки качества знаний учащихся и создания занимательных элементов на уроке, которые я при этом использовала.

Подбор вопросов, правильных и неправильных ответов - это дело конкретного урока, целей и задач, поставленных учителем. Но структура подобной работы может быть представлена следующим образом:

Стрелками на данной схеме указаны переходы с помощью гиперссылок:

  • красной стрелкой изображены переходы от верных ответов к следующему по порядку вопросу;
  • синей стрелкой изображаются переходы от неверных ответов к подсказке и соответствующей оценке за тест, после чего предлагается завершить работу и начать все сначала;
  • черными стрелками изображается переход на конечный слайд.

По данной схеме работают, предложенные в уроке игра «Стань отличником» (Приложение 1) и тест «Сумма углов в треугольнике» (Приложение 2).

Далее предлагаю посмотреть эту технологию создания тестов на материалах конкретного урока. Ниже приведен подробный конспект упомянутого ранее урока.

Интегрированный урок по теме: «Сумма углов треугольника в компьютерной среде «Живая геометрия» в 7-ом классе»

Тип урока:

  • объяснение нового материала по геометрии
  • закрепление материала по информатике

Место урока в рассмотрении тем:

  • Сумма углов треугольника – 1-ый урок (объяснение)
  • Возможности компьютерной среды
  • «Живая геометрия» - 5-ый урок (закрепление)

Цели урока от ученика

Образовательные:

Информатика—Проверка знаний и умений в применении специальной прикладной программы «Живая геометрия» по теме «углы и таблицы».

Геометрия—Изучение теоремы о сумме углов треугольника и совершенствование навыков в решении задач на применение нового материала.

Развивающие:

Развитие навыков самоконтроля, вычислительных навыков, внимания и мышления.

Развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Воспитание организованности, умения правильно сформулировать свои мысли

Цели урока от учителя

Развитие личности обучаемого:

Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

Формирование информационной культуры, и умения обрабатывать информацию при работе со специальными прикладными программами.

Реализация социального заказа:

Подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

Углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по различным предметам.

Подробный конспект урока

I. Организационный момент:

Ребята сегодня у нас урок необычный, мы подводим итог в изучении работы программы «Живая геометрия», которая помогает освоить приемы работы в средах Microsoft Office, и позволяет нам иначе взглянуть на такой учебный предмет, как геометрия. Целью нашего урока является проверка знаний и умений в применении этой специальной прикладной программы по теме «Углы и таблицы». Мы будем развивать навыки самоконтроля. От вас потребуется организованность, умение правильно сформулировать свои мысли. Для оценки знаний вам выданы листы, в которых будут проставляться набранные вами баллы. В конце занятия в соответствии с количеством полученных баллов каждый из вас получит две оценки: одну по информатике и одну по геометрии.

II. Игра:

Для проверки знаний и умений, полученных на последних 5 уроках информатики, вам нужно выполнить два практических задания. Повторим основные понятия и возможности этой компьютерной среды с помощью игры «Стань отличником». Количество набранных баллов при первом прохождении проставляется в лист оценки знаний.

(Игру, созданную с помощью Power Point, можно найти на диске в файле: приложение1)

III. Практическое задание:

Теперь вы готовы к выполнению первого практического задания. В таблице зафиксировать максимальное число изменений. По количеству столбцов выставляется балл.

(Практическое задание см. на рисунок 1)

Работа с таблицей:

Ребята обратите внимание на таблицу:

- Треугольники у вас разные?

- Углы в треугольниках разные?

- Сумма углов 180’—одинаковая.

Постановка проблемы:

- Почему сумма углов треугольника равна 180 градусов?

- Перед нами стоит проблема. Можно ли её решить методами «Живой геометрии»?

- Наша прикладная программа «Живая геометрия» может помочь построить, измерить, вычислить, но объяснить этот факт ей не под силу. Придётся обратиться к науке геометрии.

V. Повторение к уроку:

И так перед нами стоит проблема: случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180 градусов или этим свойством обладает любой треугольник?

(У каждого треугольника сумма углов равна 180 градусов.)

Это утверждение носит название теоремы о сумме углов треугольника.

Для доказательства теоремы вспомним геометрические понятия. (См. рисунок 2)

Понятия для повторения: параллельные прямые, накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей, развернутый угол.

VI. Доказательство теоремы:

  • Работа по чертежу: (См. рисунок 3)
  • Для доказательства некоторых теорем необходимо выполнить дополнительное построение. Какое дополнительное построение выполнено на чертеже?
  • Какой угол образует сумма 4, 3 и 5 углов?
  • Назовите накрест лежащие углы при параллельных ДЕ и АВ и секущей АС? Какие они?
  • Назовите накрест лежащие углы при параллельных ДЕ и АВ и секущей ВС? Какие они?
  • Чему равна сумма углов 4, 3, 5.
  • Какую можно произвести замену углов?

А сейчас вы будите работать в группах. Каждая группа должна составить план доказательства теоремы

VII. Работа в группах:

После работы в группах провести сравнение составленных планов доказательства теоремы с предложенным планом доказательства теоремы на экране.

Выставление баллов в лист оценки знаний.

(См. рисунок 4)

VIII. Мотивация изучения нового материала:

Ребята, где вам потребуются знания теоремы о сумме углов треугольника?

Работа со слайдами на экране.

IX. Устные упражнения.

Для закрепления нового материала выполним устные упражнения.

(Устные упражнения см. рисунок 5).

X. Музыкальная пауза:

Ребята, вы серьёзно потрудились. Впереди ещё один сложный этап, поэтому пора немного отдохнуть. Программное обеспечение: доктор смех (для снятия усталости),

Дебюсси «Лунный свет» (для рефлексии ).

XI. Закрепление изученного материала:

Решение задач двух уровней по теме «Сумма углов треугольника» (задачи см. на рисунок 6)

  • Решение с помощью формулы.
  • Проверка правильности решения задач с помощью компьютера.

Для выполнения второго практического задания необходимо построить чертежи с исходными данными и проверить полученные расчёты с помощью измерений.

XII. Тест по геометрии:

Тест составлен в компьютерном приложении программы Power Point. После прохождения теста программа выставит оценку в соответствии с вашими знаниями, которую вы занесёте в свой лист оценки знаний. (Тест можно найти на диске в файле: Приложение 2).

XIII. Подведение итогов по геометрии:

Итак, ребята, у любого ли треугольника сумма углов равна 180 градусов?

XIV. Подведение итогов по информатике:

Каждый из вас, ребята, показал свои знания и умения в применении компьютерной среды «Живая геометрия». Эта специальная прикладная программа помогла понять замечательное свойство углов треугольника.

XV. Оценка знаний:

А сейчас посчитаем ваши баллы в листе оценки знаний по геометрии и по информатике.

Если вы набрали

с 15 до 20 баллов отметка «5»;

с10 до 15 баллов отметка «4»;

с 5 до 10 баллов отметка «3».

Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий с обучающимися. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов:

  • отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии;
  • прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;
  • выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения;
  • обеспечение соответствующих дидактических условий обучения.

И все же не следует преувеличивать возможности компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам как очень эффективные всего лишь вспомогательные средства.

Лист оценки знаний

Фамилия Имя ученика _______________________класс____

№ п/п

Этапы урока Количество баллов
Информатика Геометрия
1 Игра «Стань отличником»   $$$$$$$$
2 Практическое задание   $$$$$$$$
3 План доказательства $$$$$$$$  
4 Устные упражнения $$$$$$$$  
5 Решение задач    
6 Тест по геометрии $$$$$$$$  
  Итого:    
  Оценка:    

Литература

  1. Белоусов В.Л.., Шнайдерман И.Б., Информационные циклы в автоматизированных системах управления /Механизация и автоматизация производства. – М., 1987. --№12
  2. Семушина Л.Г., ЯрошенкоН.Г. Содержание и технология обучения. – М., 2001.
  3. Беленький П.П., Жукова Е.Л., КанторТ.Э. и др. Информатика. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
  4. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. -- М.,2003.
  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.