Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Открыть перед детьми образ родной земли, красоту природы.
  2. Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
  3. Продолжить изучение истории родного края, приобщать к общечеловеческим ценностям, раскрывать общие черты и закономерности общественного развития.
  4. Знакомить с курганами, каменными стеллами, рассказами о прошлом и настоящем Хакасии.

Оборудование: Большой красочный плакат с названием темы, плакаты со стихами, эпиграфом. Картины и рисунки с изображением каменных изваяний, курганов, музеев.

Комната украшена национальным орнаментом, рисунками и поделками детей.

Подготовка: За 2-3 недели до урока дети разучивают стихи, песни, готовят пригласительные билеты и сувениры гостям.

Под звуки музыки дети входят в класс и рассаживаются по местам.

Дети - ведущие и учитель в хакасских национальных костюмах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю. Пройдёмся по степям Хакасии и заглянем в далёкое прошлое нашего народа, и постараемся разгадать загадки, которые оставили нам наши предки. Это курганы и каменные стелы.

3. Здравствуй, степь моя!

Девочка- ведущая:

Гуляет ветер. Ласкает травы.
Да камни древних могил торчат.
Степь разметалась до гор зелёных,
Подпёрших синие облака.

Мальчик- ведущий:

Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след.
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.

Девочка: Жил – был в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим: любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец. Как-то он услышал рассказ хайджи о том, что курганы – это могилы древних людей. Мальчик вдруг мысленно представил степь, усеянную огромными камнями. Так вот почему в степи так много курганов! Это могилы древних людей.

Однажды в улус приехали незнакомые люди. Это были учёные, которые стали раскапывать курганы, чтобы узнать, как жили люди в далёком прошлом. Вначале они копали лопатами, потом почему-то счищали землю ножами, наконец, осторожно сметали её кисточками.

Ещё больше удивился мальчик, когда увидел, как из вырытых ям стали вытаскивать кинжалы, ножи, глиняные горшки с рисунками, какие-то кости и много других непонятных вещей.

С тех пор, когда ему приходилось бывать в степи, он подолгу останавливался на курганах, внимательно осматривал их и думал: «А какие же тайны хранят вот эти могилы?»

(Рисунок 5).

Мальчик: Большую часть Хакасии занимают степи. Там много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы. Каменные стелы и курганы – это далёкое прошлое и гордость нашего народа. Их сравнивают с египетскими пирамидами. Удивителен этот мир древних камней. Нас поражает разнообразие каменных стел. Поражает и то, что с каждым годом в Хакасии находят всё новые и новые изваяния. Такое количество каменных стел производит впечатление, будто они произрастают из земли. Они загадочны и притягательны.

4. «Сокровищница богатств степей родных».

Выступление представителя музея г. Абакана.

Да, большую часть Хакасии занимают степи. Действительно, они загадочны и притягательны. Всё это привлекало археологов к земле хакасской. Археологические исследования памятников далёкого прошлого Хакасии началось более 350 лет тому назад. Первым учёным, производившим археологические раскопки курганов с научной целью в Абаканской степи, был Д. Г. Мессершмидт.

С тех пор изучение древностей почти не прекращается. Археологические памятники послужили надёжной базой для написания древней и средневековой истории народов Южной Сибири, в том числе и хакасов.

Сбором, охраной и исследованием древностей Хакасии и южных районов Красноярского края постоянно занимаются музеи краеведения городов Минусинска и Абакана.

Абаканскому музею около 75 лет, и он накопил ценные коллекции по истории Хакасии. Особенно большой интерес посетителей вызывает уникальное собрание каменных изваяний и экспозиции материальной культуры эпохи бронзы и раннего железного века.

(Рисунок 3, 7).

5. Назначения каменных изваяний.

Девочка: Каково же было назначение каменных изваяний?

Исследователи полагают, что хакасы в давние времена покланялись каменным изваяниям и делали им приношения.

Сейчас известно около 150 гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие в форме горельефа и достигают в высоту 2,5 и даже 4- х. метров.

Вот великолепно выполненная голова батана, венчающая невысокий камень. Стилизованная морда животного гордо вздёрнута вверх, круто закручены его рога, на груди выгравирован символический знак солнца.

(Рисунок 4).

Мальчик: А вот гордая Хуртуях тас – Старуха-камень: реалистически изображённое лицо, конусовидная шапка, нагрудный знак «пого». Сзади, на спине, можно увидеть спускающуюся чёрную косу. Высечена она из серого песчаника и вкопана в землю в косом направлении. Люди клали многочисленные поклоны перед этим камнем, причём каждый объезжал камень 3 раза. После этой церемонии хакасы приносили в жертву камню часть своей провизии, клали её у пьедестала в траве, чтобы статуя могла воспользоваться провизией по своему желанию. Они считали, что Хуртаях была некогда знатной матроной, которая обращена в камень Кайра - ханом, всемогущим богом, в воспоминание чего ей и воздаются ещё подобные почести. Стояла она в улусе Онхакова на реке Абакан.

(Рисунок 8).

Девочка: Некоторые из стел издавна стояли у перекрёстков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Они никогда не были связаны с курганами. Чаще «каменных баб» находили в составе оград могильников самого разного времени. Они служили простым строительным материалом.

(Рисунок 6).

Учитель: Это божества, которым поклонялись и которые олицетворяли сложный мир представлений того времени, сочетавший в себе культ тотемов – охранителей рода, это и культ девы-прародительницы, и солнечный культ. А зверообразные черты лица могли отражать, с одной стороны верования в старых охотничьих духов, с другой – становление новых культов одомашненных животных.

На каменных изваяниях видны изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них – отзвуки татуировки, охранительной раскраски, следы которых археологи обнаружили на черепах в захоронениях того времени. Всё это было найдено в курганах.

6. Курганы – не миф и не сказка.

Гость – старейшина рода Чаптыковых.

А сколько курганов в Хакасии? Их слишком много, насчитываются десятками тысяч. Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога. Чем древнее памятник, тем он менее заметен. Однако теперь археологи почти безошибочно определяют по внешнему виду принадлежность кургана тому или другому историческому периоду.

Самые ранние курганы относятся к третьему и началу второго тысячелетиям до нашей эры.

В настоящее время погребальные сооружения того времени имеют вид плоских земляных курганов или круглых площадок, состоящих из каменных плит. Заметны они по едва выступающим на поверхности камням.

Мальчик: Раскопками установлено, что в центре ограды бывают одна или две могилы. По бортам могильных ям находят сгнившие остатки бревен от покрытия. В могилу к умершим клали: остродонные горшки, каменные топоры, песты, тёрочки, колотушки. Из украшений найдены предметы из кости, камня, меди, серебра и золота.

Девочка: Другие курганы находятся в квадратных оградах. Стенки ограды сделаны из каменных плит или глыб. Могилы – каменные ящики из плит. В них обычно бывают останки похороненных и положенные покойнику горшки с жидкой пищей и мясо барана. В женских погребениях часто находят проволочные височные кольца, перстни, лапчатые привески.

(Рисунок 1).

Гость с г. Абакана.

Могильная степь в урочище Салбык заполнена десятками больших и маленьких курганов. Среди больших курганов широко известен Большой Салбыкский курган. Он раскопан в 1954-1956 году. Стены ограды, состоящие из каменных монолитов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи, и находится он в 60 километрах к северо-западу от города Абакана.

До раскопок курган имел вид холма высотой одиннадцати метров, занимая площадь у основания пол гектара.

После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объём насыпи составлял не менее 24000 кубических метров. Вес угловых и боковых плит доходит от 20 до 50 тонн.

Руководитель раскопок Киселёв С. В. считал, что земляная насыпь кургана имела высоту не менее 20-и. метров и представляла собой четырёхгранную пирамиду. Но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.

(Рисунок 2)

Что же нашли археологи в этом кургане?

Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган воздвигнут в третьем веке до нашей эры.

В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребённые, по-видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. С погребёнными в кургане покоятся их верные слуги. Причём мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен также убитый в связанном виде под угловой плитой ограды. Он убит вместе с другими жертвами, принесёнными во время постройки.

7. Итог путешествия.

Кости и вещи, добытые археологическими раскопками, дают возможность изучать историю нашей Хакасии, жизнь и деятельность предков.

Узнавая всё это, мы должны гордиться своей степью, её наследием.

Мальчик: Земля моя! Она много перевидала. Не оттого ли степи испещрены могильными курганами так густо. Земля родная! Сколько жизней отдано за твою красоту и вечность, благополучие и процветание!

Девочка:

Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне.

Учитель: Наша степь поистине богата. Сейчас дети споют о ней песню, которую написал бейский композитор-самородок Александр Попов «Это, Хакасия, ты!».

Бубен шамана,
Звуки чатхана,
Грустная песня хайджи,
Солнце без меры,
Даль без предела –
Это, Хакасия, ты!

Беркута клёкот,
Конницы цокот,
Гор снеговые хребты,
А на курганах
Страж – великаны-
Это, Хакасия, ты!

Строг и возвышен
В камне их профиль-
Первых арийцев черты.
Это не Пасха,
Не остров Забвенья-
Это, Хакасия, ты!

Тот же народ твой.
Только светлее
Лики его красоты,
Стала судьбою
Твоей и моею-
Это, Хакасия, ты!

Дети дарят подарки и сувениры гостям.

Литература:

  • Б. В. Гнедовский, Э. Д. Дрбровольская «Вверх по Енисею».
  • Я. И. Сунчугашев, Г. А. Янгулова «Памятники истории и культуры Хакасии».
  • Л. Р. Кызласов «Древнейшая Хакасия».