Структурно-семантический анализ однокоренных слов (из опыта работы по формированию представления о корне как о значимой части слова)

Разделы: Начальная школа


Установлено, что учащиеся 5-х классов при морфемном анализе допускают ошибки более чем в 50% случаев. Причины такого положения дел следует искать, по-видимому, на более ранних этапах обучения, то есть в начальной школе. Основная причина таких ошибок – это вынужденный формализм, т.к. обычно хорошо развитое у дошкольника чутье к слову при школьном обучении оказывается невостребованным, и школьники часто не задумываются о смысловом наполнении морфем при написании слова, при разборе его по составу, при выяснении его лексического значения и грамматических признаков.

Нами проведена диагностика умения второклассников находить однокоренные слова в группе сходно звучащих слов и слов-синонимов (см. таблицу)

Таблица. Нахождение однокоренных слов, 2-е классы (45 чел.).

Группа слов

Выполнение задания учащимися, %

правильное

не совсем правильное (указаны не все однокоренные слова)

неправильное (указаны не однокоренные слова)

Горе, гора, горький, пригорюнился

20

66,7

13,3

Морить, море, приморский, моряк

60

37,7

2,3

Смелый, храбрый, отважный, осмелел

46,7

___

53,3

Тюлень, тюльпан, тюль

91,1

___

8,9

Постукивать, стучали, туча, постучит

80

20

0

Выводы

1. Достаточно много (20-66,7%) учащихся находит не все однокоренные слова среди данных, не чувствуя сходства значений, которое несет в себе корень.

2. Из 5 групп слов лучше всего дети почувствовали разные значения у слов «тюлень», «тюльпан», «тюль» (91,1 %), по-видимому, из-за того, что все три слова - имена существительные, имеющие простое, понятное детям значение, в то время как в других группах имелись и глаголы, и прилагательные, в том числе многозначные.

3. Хуже всего выполнено задание в группе слов-синонимов (справились только 20% учеников).

В целом можно сказать, что у учащихся 2-х классов не сформировано умение нахождения однокоренных слов. Достаточно много детей, выполняя задания по морфемике, ориентируется в основном на звуковые подобия, зрительные ассоциации, не воспринимая слово как семантическую единицу, имеющую определенное значение.

Семантическая направленность обучения меняет и его содержание, и систему упражнений, и способ структурного анализа слова, когда морфемный разбор понимается не как простое разложение целого на части, а как разновидность семантического анализа.

Мы согласны с мнением С.И. Львовой, что на уроках русского языка в начальной школе «необходимо предусмотреть работу над значениями трех типов морфем, имея в виду, что корень является выразителем вещественного значения, окончание передает грамматическую информацию, приставка и суффикс добавляют словообразовательное значение». В связи со сказанным выше, одним из основных направлений в изучении морфемики является структурно-семантический анализ однокоренных слов, о работе над которым и пойдет речь.

Работа по изучению морфемного состава слова начинается с корня. Именно он является более зримой и понятной детям частью слова. Очень важно, чтобы учащиеся сделали вывод, что не бывает слова без корня, и что именно в нем спрятано основное значение слова. Здесь будут описаны некоторые приемы и система заданий, позволяющие привлечь внимание учащихся к значению корня и осознать структурно-семантическую связь однокоренных слов. (В большинстве заданий используются слова с частотными корнями).

1. Опознавание однокоренных слов в предложении или тексте на основе их структурно-семантического анализа.

Найди однокоренные слова и докажи, что они являются таковыми.

а) Тексты познавательного характера:

Бананы

Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Яркие бананчики висят гроздьями высоко над землей. В Индии любят не только сами плоды, но и компот из цветков банана, он приятный на вкус и полезный.

(По В.Абдуловой)

Вездесущие

В осиннике до того теснит осинка осинку, что даже и подосиновик норовит найти себе елочку и под ней устроиться посвободней. Вот почему если гриб зовется подосиновиком, то этововсе не значит, что каждый подосиновик живет под осиной, а каждый подберезовик - под березой.

(По Н. Сладкову) Чай

Чай делается из листьев чайного дерева. Плантации чая можно встретить там, где жарко: в Индии, на Цейлоне, в Китае, даже у нас в России, в Краснодарском крае. Листья чая сушат, и получаются знакомые всем чаинки. Как приятно попить горячего ароматного чайку из русского самовара или, в крайнем случае, из обычного чайника!

Что как называется

Как известно и дошкольнику, посуда, в которой хранят сахар, называется в русском языке сахарницей. Интересно, что в болгарском языке кондитерская называется «сладкарницей». Угадали, почему? Правильно, ведь там продают сладости. А на какое наше слово «сладкарница» похожа? Да на наше слово «сахарница», у него тот же способ образования.

б) Веселые стихи:

В поле волк-волчище едет
На своем велосипеде.
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер-ветерок
Обогнать никак не мог.
(Г.Сапгир)

Здесь есть провокация (если дети не заметят сами, можно натолкнуть их на это): у слов воробья и ворон есть общая часть воро-, не являющаяся корнем.

Копытце – скок,
Копытце – стук,
Козел пошел с косой на луг.
Он скосит розовую кашку,
Своим козлятам сварит кашку.
(Г.Сапгир)

Это стихотворение представляет собой интересный и довольно сложный случай: в нем есть однокоренные слова двух разных корней, а также слова-омонимы (кашку – «цветок» и кашку – «кашу»), которые могут провоцировать детей на определение их в группу однокоренных слов.

Под ногами листопад.
Листья желтые лежат.
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш
, Шуршиха
И Шуршонок
Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский)

Здесь мы сталкиваемся сразу и с нахождением корня в простом и сложном однокоренных словах (листья, листопад), и с однокоренными выдуманными словами, но понятными ребенку благодаря ясному корню (от шуршать) и правильному (русскому) словообразованию.

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей,
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит…
(А.С.Пушкин)

в) Скороговорки:

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Гроздья рябины на солнце горят.
Рябит от рябины в глазах у ребят.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.

Это задание повышенной трудности. В данной скороговорке имеется, во-первых, две группы однокоренных слов, во-вторых, есть возможность поработать со сложными словами (тупогуб, тупогубенький), к которым однокоренными словами являются оба простых (губа, тупа).

г) Пословицы и поговорки:

Старое старится, молодое растет.

Степного коня на конюшне не удержишь.

Суд прямой, да судья кривой.

Счастливый ходит - на клад набредет, а несчастный пойдет – и гриб не найдет.

Думай, да чтобы не передумывать.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Раз солгал – навеки лгуном стал.

Горе есть – не горюй, дела есть – делай.

д) Загадки:

Носил мальчик зеленый кафтанчик.
Стал паном – обзавелся красным кафтаном. (Помидор)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких. (Репейник)

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Конверт)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Очень быстрый … (вертолет).

е) Песни:

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Таня с Маней увидали,
Прямо к Ване подбегали.
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
- Как поедешь, ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

В этой песне есть интересный пример однокоренных слов к имени (Ваня). При попытке выделить корень встречаемся со случаем несоответствия корня в полном и простом имени (ван- и иван-). То же находим и во многих других именах, как мужских, так и женских (Лиза – Елизавета, Коля – Николай и т.п.)

ж) Считалки:

Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!

На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
К
ороль, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

Во многих примерах есть как однокоренные слова, так и формы одного и того же слова, так что есть возможность привлекать внимание учащихся к разнице между ними, предупреждая распространенные ошибки по их смешиванию.

2. Дифференциация понятий «однокоренное слово» и «синоним».

Не сразу и не все ученики понимают разницу между данными понятиями - ведь у них есть общий признак: схожесть по смыслу. Хотя в учебниках обычно есть упражнения, нацеливающие на такое сопоставление, но их явно недостаточно.

а) Являются ли данные слова однокоренными? Докажи свое мнение.

Пустяк, мелочь, чепуха, ерунда.

Путь, путник, дорога, внедорожник, трасса.

Пустой, пустыня, пустышка, пустяк.

б) Выпиши только пары однокоренных слов.

Лоб – лобик, снег – иней, изба – дом, стул – стульчик, подорожник – дорога, смелый – отважный, холод – холодильник, лес – лесник, шелестеть – шуршать, гриб - мухомор, мудрый – умный, снег - Снегурочка, холод – мороз.

в) Выпиши в один столбик однокоренные слова, в другой – синонимы. Чем похожи слова каждой группы?

Жадный – скупой, жалобный – жалостный, дурацкий – глупый, голубь – голубятня, газ - газированный, глаза – очи, выползать – ползунки.

г) Какая группа слов является лишней?

Нарисовать, рисованный, рисунок.
Рука, ручной, ручища.
Душевный, добрый, сердечный.
Засветится, светло, светлица.

Жаркий, палящий, горячий.
Бесстрашный, страшный, неустрашимый.
Откровенный, искренний, чистосердечный.
Тихий, спокойный, негромкий.

д) Подбери к данному слову несколько однокоренных слов и несколько синонимов.

Грязный - грязь, грязнуля, загрязнился,

Грязный - нечистый, испачканный, немытый, чумазый.

Сердиться - злиться, досадовать, гневаться, кипятиться, выходить из себя, беситься, приходить в бешенство (в ярость), метать громы и молнии.

Сердиться - сердитый, рассердиться, сердито.

3. Толкование слова.

Объясни значение слова, опираясь на корень (и на другие морфемы).

Например, родители, буфетчик, билетер, полковник, холодильник, вратарь, оглохнуть, зачерстветь, говорун, игривый, безвольный, хвостатый, землетрясение, волнушка, рыжик, бархатистый, вишнёвый (два значения), очки, окно (старин. очи), устный (старин. уста), челка (старин. чело), Лубянка (старин. лубье)

4. Накопление гнезд однокоренных слов.

Это один из самых распространенных и эффективных приемов. Установлено, что учащиеся затрудняются выделять корень в сложных словах, а также склонны к увеличению коротких корней (-да-, -жи- и т.д.) и уменьшению длинных (-работ-, -дорог- и т.д.). Поэтому в упражнения следует включать больше слов с такими корнями.

а) Подбери к данному корню как можно больше однокоренных слов. Например, с корнем -свин-: свинья, свинка, свинство, свиной, свинина, свинтус, свинский, свинячий, насвинячил.

б) Дополни список однокоренных слов (можно использовать учебник, словари, книги. Здесь особенно хороши глаголы с большим количеством приставок).

Например, дело, делать, поделка.

Делишки, дельце, бездельник, бездельничать, дельный, деловой, деловитый, сделать, сделанный, сделавший, выделать (кожу), уделать, переделать, переделанный, приделать, поделать, поделка, подельник, наделать, надел, заделать, задел, разделать, разделочный, подделать, подделка, поддельный и др.

в) Объясни, чем похожи и чем отличаются эти корни. Можно ли с этими парами корней образовать однокоренные слова? (Задания на знание чередования согласных в корне). Например,

-двиг- и -движ-; -верх- и -верш-; -близ- и -ближ-; -дик- и -дич-.

г) Впиши в таблицу родственные слова с корнями: -балов-, -би-, -верт-, -винт-, -гол-, -гроз-, -добр-, -един-, -жал-, -жи-, -земл-, -кип-, -печ-, -пуст-, -слаб-, -хлопот-, -числ-, -ясн-, и т.д.

Существительное

Прилагательное

Глагол

д) Продолжи строки однокоренных слов и объясни их правописание, вставь пропущенные буквы. Выдели корень.

В . зжать, зав . зжал, в . згливый.

Од . нокий, од . ночество, од . нарный.

Д . лить, д . ление, под . лил.

Подогр . вал, нагр . вательный.

К . внул, к . вок, зак . вал.

Д . шевый, д . ш . визна, , под . ш . веть, д . шевле.

е) Составь сложные слова из двух простых, выдели корни:

(Кто? Что?) Возить, пар. Сосать, пыль. Варить, самому. Морить, муха. Греть, тело. Отводить, гром. Рубить, лес. Ходить, луна. Писать, басня. Падать, вода. Любить, радио.

(Какой?) Злая, память. Слабая, воля. Добрая душа. Голубые глаза. Любить, труд. Любить, знание. Любить, мир.

ж) Вставь пропущенные буквы в корнях сложных слов и подумай, какие слова могут быть проверочными:

Пт…цевод, с...мосвал, в...ртолет, ст...левар, пчелово…, парохо…, л...докол, в…докачка, в…здеход, к…шевар, газонок…силка, носоро…, листопа…, с…роглазый, носоро…, верхола…, лесово…, сл…допы…, сн…гопа…, с..ноко…, п…лево..., з…млетр…сение.

5. Сопоставление слов с корнями-омонимами и омофонами.

Особого внимания требуют к себе слова, содержащие одинаковые корни (омонимы) и еще более трудные для правописания, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся корни (омофоны), имеющие различное значение. Практика показывает, что такую работу следует проводить систематически, только тогда будет соответствующий результат.

Обычно мы предлагаем задания, перечисленные выше (см. зад. 1,4), но, кроме этого, мы заводим с детьми специальный словарик, куда ученики постепенно вписывают слова с такими корнями (см. С.И.Львова), а термины «омоним» и «омофон» можно не сообщать. Например:

а) кос-а, кос-ец, кос-и-лк-а,

-кос- кос-а, кос-иц-а, кос-ич-к-а

кос-ой, о-кос-е-л, кос-о-лап-ый

б) -ве-: раз-ве-ва-ет-ся (на ветру)

-ви-: об-ви-ва-ет-ся (вокруг дерева)

При выполнении перечисленных выше заданий происходит постепенное осознание учащимися структурно-семантической связи между однокоренными словами, а также более глубокое понимание значения корня. Постепенно также происходит расширение и углубление активного словарного запаса учащихся, так как объясняются значения неизвестных ранее слов и уточняется понимание смысла уже известных слов, лучше осознаются тонкие отличия между ними. Большинство таких заданий нацелены и на развитие орфографической зоркости учеников, так как формируется привычка писать корень в однокоренных словах одинаково (сначала разобравшись в значении слова, а уже потом подбирая проверочные слова). Все это приводит к реальному повышению языковой компетенции учащихся.

Литература

1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. -М., 1988.
2. Кулебаба Е.П. Речевая работа над созвучными однокоренными словами в 3-4 классах. //Начальная школа, 2000, №6.
3. Львова С.И. Начальная школа: Работа над составом слова на уроках русского языка.- М., 2001.
4. Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика. -Алма-Ата, 1990.
5. Потецкая Т.Ф. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка. //Начальная школа, 1986, №5.
6. Русские пословицы и поговорки./Под ред. Аникина В.П. -М., 1988.
7. Синонимы и антонимы: Словарик школьника./ Сост. С.К.Ладная. -СПб, 2004.
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -М., 2002.