Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба


Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.

Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.

Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…

Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.

Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.

Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах.

На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-практикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса.

Это определило цели уроков:

  1. Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
  2. Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
  3. Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.

Задачи:

  1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
  2. Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.

1) Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Знать:

  • указанные термины и понятия;
  • приемы социально-психологического взаимодействия;
  • особенности группового и личностного общения.

Уметь:

  • взаимодействовать в социуме;
  • диагностировать и анализировать ситуацию;
  • быть успешным в любом виде деятельности.

Общеучебные умения и навыки:

  • диагностика и самодиагностика;
  • психологический анализ ситуации;
  • рефлексия.

Форма урока:

- практикум

Тип:

- урок коррекции знаний и умений.

Методы и приемы:

- беседа;
- социологический опрос;
- ранжирование;
- диспут;

9 класс

Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль.

Социальные гарантии».

Форма: практическое занятие.

Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе.

Цель:

Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».

Ход занятия:

Класс делится на 3 микрогруппы.

Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами;

Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители;

Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки.

Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли:

Микрогруппа № 1 – ученика;

Микрогруппа № 2 – родителя;

Микрогруппа № 3 – пассажира.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают:

Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация;

Микрогруппа № 2 – материальное положение;

Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение.

Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий:

Микрогруппа № 1 – детям;

Микрогруппа № 2 – неработающим;

Микрогруппа № 3 – пенсионерам.

Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?

11 класс

Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение».

Форма: практическое занятие.

Методы и приемы:

Беседа;

Диспут;

Социологический опрос;

Ранжирование.

Цели:

Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.

Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.

Ход занятия:

Опорными понятиями урока являются: статус, социальный статус, престиж, авторитет.

Предлагаю вам разделиться на 4 микрогруппы.

Задание № 1: Определите и аргументируйте, какое значение для социального статуса имеют такие компоненты как:

Микрогруппа № 1 – возраст и пол.

Микрогруппа № 2 – происхождение.

Микрогруппа № 3 – профессия.

Микрогруппа № 4 – семейное положение.

Обсуждение.

Задание № 2: Подумайте и ответьте на вопрос: Каковы пути повышения социального статуса в России? В странах запада? Ответ обоснуйте.

Задание № 3: Вам предлагается 10 профессий:

- банкир;
- экономист;
- юрист;
- врач;
- менеджер;
- милиционер;
- военный;
- пожарник;
- учитель;
- портной

Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования:

А) с учетом их значимости;
Б) с учетом престижности.

Есть профессии, престиж которых в каждый конкретный временной этап стоек и непоколебим. Раньше престижными были профессии инженеров, нефтяников, металлургов, товароведов. В свете сегодняшнего дня престижными стали профессии менеджеров, экономистов, дизайнеров и т.д.

Конечно, каждая из перечисленных профессий является важной, нужной и полезной. Однако, иногда, выбирающего профессию манит не сама работа, а броский внешний престиж, и это может в последствии привести к разочарованию. Кроме того, есть и еще один очень важный нюанс – престижная профессия провоцирует создание и расширение учебных мест в вузах, а как следствие перенасыщенность рынка труда и нереализованность профессиональных навыков. И в этом случае целесообразней выбирать профессию, в большей степени востребованную на рынке труда.

Результаты социологического опроса.

Итог урока:

- Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?

- Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль» личности.

Литература:

Учебно-методическая

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
  2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
  3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001.
  4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.

Психологическая

  1. Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. «Владос», 2003.
  2. Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
  3. Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
  4. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
  6. Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
  7. Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.