Как помочь ребенку понимать художественный текст

Разделы: Литература


Хороший читатель- соавтор писателя.
Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром
Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и
он видит то чего не видел раньше. А ведь ради
этого и работает писатель.
Чтобы научить видеть

Е.Богат

Я убеждена искренне в том, что любой читатель даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст “ключ” к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения. Повышать уровень понимания учеников можно лишь в условиях совместного поиска смыслов. Для того чтобы понять произведение надо “изучить” его со всех сторон: С одной стороны, уловить настроение автора, с другой – вникнуть в его внутреннее “пространство” В последнее время дети более сдержанны в выражении своих чувств, эмоций. Нам, учителям начальных классов, необходимо с первых дней развивать творческое мышление, ведь в этом возрасте они открыты для восприятия, искренне переживают и очень желают делиться с окружающими своими впечатлениями. Учить детей удивляться и удивлять! Для этого на уроках чтения и нужны проблемные ситуации, ситуации успеха.

На воображение учащихся действует художественное произведение, способное вызвать сопереживание, сочувствие. Эмоции ребенка, возникающие в процессе чтения или слушания текста, являются определяющим фактором успеха для дальнейшего разговора на уроке. Их нужно стимулировать, иначе диалог не возникнет.

Следующим важным звеном на уроке к пониманию должно стать выявление границы между тем, что понял и чего не понял. Такой простой вопрос: “А что тебе не понятно в произведении?”- может натолкнуть читателя к рассуждению, к “раскручиванию” самого сложного и простого произведения. Задавая вопрос о непонимании, я приближаюсь к пониманию смысла.

Важно, чтобы ребенок умел воспринимать текст целиком, выражать общее впечатление о произведении. На данном этапе использую дополнительно приемы остановки чтения с предложением: продолжить историю, рассудить героев, разрешить ситуацию и т.д. Затем логично обменяться мнениями.

Это исполнительский этап, который помогает представить широкий спектр детских впечатлений о прочитанном произведении. Этот этап связан с интерпретацией текста. Его можно перенести и на последний этап работы с произведением, Когда вместе с учащимися пройден путь первичного “эстетического” анализа текста.

Как я выделяю уровень детского восприятия?

Для этого разрабатываю специальные вопросы:

  1. На эмоциональное восприятие. Понравилось, не понравилось. Почему?;
  2. На понимание содержания;
  3. На специфику построения текста (со 2-го класса);
  4. Вопросы на прогнозирование текста (что будет дальше?)

В большинстве случаев необходимо перечитывание текста, с целью его более глубокого осмысления, выражения личного отношения. На этапе перечитывания формируется навык чтения, так как ученик для иллюстрации своего мнения ищет ответы в тексте и демонстрирует их в чтении, одновременно продолжается процесс дальнейшего осмысления событий, поступков, картин, созданных автором, то есть читатель обогащается новыми приемами, способами “эстетического анализа” произведения .

Как организовать работу по формированию умений воспринимать художественный текст.

В книгах М.И.Омороковой “Совершенствование чтения младших школьников”, М.И.Оморокова, И.А.Раппорт, И.З.Посталовский “Преодоление трудностей” предлагаются интересные приёмы работы по формированию умений воспринимать художественный текст.

Работа над восприятием художественного произведения строиться в определённой последовательности, соответствующей структуре читательской деятельности. Вначале проводиться подготовка к восприятию текста, цель которой – ввести учащихся в обстановку, где будут развиваться события, описанные в рассказе; мобилизовать жизненный опыт маленького читателя для опоры на него при последующем чтении; дать необходимые сведения об авторе, что обычно повышает интерес к писателю и его произведению (см. приложения: схема 1 и схема 3).

Эта подготовка носит характер предварительной ориентировки учащихся в тексте (заголовок, автор, иллюстрации, беглый просмотр текста произведения). После подготовительной работы проводиться первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителя, чтение вслух учащимися или прослушивание грамзаписи). Каждый раз определяется целесообразность выбора того или иного объекта. Это зависело от сложности произведения и дальнейших планов работы над ним. При первичном восприятии фактически происходит знакомство с общим содержанием произведения, его эмоциональной направленностью. Читатель определяет для себя, близки ли ему тема, герои, узнал ли он что-либо новое, понравился ли рассказ в целом, легко ли его понять, труден ли он для чтения и т.д. Поэтому проверка первичного восприятия произведения учителем должна быть адекватной этой ступени понимания (неполного, глобального, в основном эмоционального или сюжетного).

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке рассказа; третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, то есть умений, с помощью которых осуществляется углублённое, полноценное восприятие произведения.

Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношений ребёнка к читаемому, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. Читательское отношение выражается в эмоциональных проявлениях – жестах, мимике, в словесной окраске чтения, по которым можно судить о воздействии произведения на маленького читателя. (приложения: схема 2, схема 4)

Умения, которые мы рассматриваем, имеют свои структуры – микроумения (способы действия). Так, например, работа по воспитанию внимания к художественному слову начинается с формирования умения замечать в тексте произведения яркие слова персонажей и автора, характеризующие их, или создающие литературные образы, картины природы, то есть распознавать слово. Необходимое умение – разбираться в эмоционально-образных оттенках значений слов. Следующее умение – воссоздание в своём воображении той картины, ситуации, которая рисуется с помощью художественного слова, кроется за словом. Важно также уметь определить, с какой целью употреблено слово, выявить его функцию в произведении и затем научиться употреблять в речи, уметь правильно его читать, передавать те мысли и чувства, которые скрыты в нём.

Учащиеся выполняют действия, составляющие общее умение, воспитывающее внимание к слову.

Л.Н. Толстой.

Какая бывает роса на траве

(описание)

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как светлый шарик, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка, кажется.

Проследи, как называет писатель капли росы, с чем их сравнивает. Подчеркни.

Найди в описании, каков листок с росой внутри. Как листок назван по-другому? Подчеркни.

Подчеркни все те объекты, которые ты будешь “рисовать” словами и изобразишь на рисунке.

Представь себе и попробуй нарисовать словами луг солнечным утром, каким ты его представляешь по описанию Льва Николаевича Толстого.

Сделай иллюстрацию к рассказу (цветными карандашами).

Подобные задания воспитывают внимание к художественному слову. Мысленные действия закрепляются практическими действиями – словесным и карандашным рисунком.

Найди слова, изображающие ветер как живое существо.

Ветер

Осторожно ветер
Из калитки вышел,

Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;

Поиграл немного
Ветками черёмух,

Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых

И, расправив бодро
Молодые крылья,

Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.(М. Исаковский)

Что необычного ты заметил в описании ветра? Как себя вёл ветер?

Найди слова в стихотворении, описывающие, что делал ветер. Каким он тебе представляется?

Выбери слова для его характеристики. Подчеркни: злой, добрый, весёлый, шаловливый, мрачный.

Аналогичная работа проводиться по стихотворению Л. Квитко “Ветер”. Затем сравниваются выделенные слова в том и другом стихотворении, а следовательно, и изображение ветра у того и другого автора. Дети сами решали, какой образ им больше понравился. С помощью анализа подчёркнутых слов выясняется разница в изображении ветра обоими авторами.

Ветер

Ветер воет, завывает,
Гнёт деревья до травы,
С веток яблоки сбивает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зелёный ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалевший озорник!
Смастерю себе машину,
Вольный ветер запрягу –
Пусть не свищет по долинам,
Не буянит на лугу!
Он помчит меня за горы,
Сквозь леса и города.
Целый свет с таким мотором
Я объеду без труда!
А когда я кнопку трону,
Сразу стихнет шум колёс.
Ляжет ветер усмирённый
У порога, точно пёс. (Л. Квитко)

Сравни слова, описывающие действия ветра. Допиши, используя текст двух стихотворений.

Ветер (М. Исаковский) Ветер (Л. Квитко)
вышел воет
постучал завывает
…….. ………
…….. ………
…….. ………

Учащиеся отметили, что в описаниях есть много общего: ветер озорник, он шалит, но у Л. Квитко ветер более сильный и злой, он завывает, буянит. Слова, описывающие ветер, в карточках не были подчёркнуты. Учащиеся делали это сами.

Барсучий нос

(Отрывок)

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Опиши барсука. Как ты его себе представляешь? Запиши.

… Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос …

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевал от негодования и боли.

… Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Найди и подчеркни слова, которые описывают страдания барсучка. Вырази своё отношение к барсуку. Запиши.

Это задание связано с формированием умения замечать слова автора, описывающие переживания, состояние персонажа. Внимание к таким словам подготавливает учащихся к эмоциональному восприятию, сопереживанию и порождает личностное отношение, проявляющееся в милосердии к бедному барсучку.

К. Паустовский

Прощание с летом

… В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах…

Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно темнело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

Подчеркни слова, которые помогут тебе устно нарисовать картину.

Дай ей название. Запиши его в начале текста.

Определи объекты словесной картины (что будет нарисовано).

Расскажи, что ты представил.

Учащимся даётся памятка “Как нарисовать словесную картину к рассказу”:

Памятка

  1. Перечитай отрывок из рассказа.
  2. Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них).
  3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
  4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
  5. Представь свою картинку.
  6. Расскажи о каждой картинке.

Предлагаю урок по теме “Деревья в лесу” М. Пришвин.

Цель урока: помочь учащимся разобраться в специфике построения текста типа художественного описания, чтобы обеспечить его осознание; создать в воображении детей образные микрокартины и целостную картину зимнего леса, обращая их внимание на изобразительное средства, которые использует автор; закрепить создавшиеся образы в словесных и живописных рисунках детей.

Оборудование: портрет Михаила Прившина, сборники его произведений, иллюстрации с изображением зимнего леса, слова для лексической работы (пороша, арка, кружевные арки; ель царствует, фигуры выразительны).

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Подготовка к чтению и первичное ориентирование в нём.

Ребята прочитайте фамилию автора, заголовок рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ? Красив ли он (лес)? (надо обратить внимание на то, что писатель по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина).

3. Чтение текста учителем.

4. Работа над текстом. Что поразило писателя в лесу? На что он обратил внимание? Учащиеся отметили:

В лесу его поразило то, что было тепло и тихо.

Ёлки все в снегу, лапы повисли.

А берёзы согнулись, им тяжело от снега.

Он ещё много снежных фигурок увидал и т.д.

Мы видим , что ребята в основном сориентировались в тексте.

5. Словарная работа. На доске записаны слова из текста: пороша, арка,

кружевные арки; ель царствует, фигуры выразительны. Выясняем лексическое значение этих слов и выражений.

6. А сейчас прочтём текст целиком и будем очень наблюдательны. Итак, представьте, что мы входим в зимний лес. Читаем первые три предложения. Что мы заметили в лесу? (Немножко снег метёт. Тихо и совсем тепло.).

Идём дальше. Читаем до конца абзаца (чтение детей). Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем? (Мы оказались среди елей и берёз.)

Ребята, ели какие? Посмотрите, как описывает их автор. (они “повесили громадные, тяжёлые лапы”.)

Посмотрите в тексте, как они стоят. (Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, тёмно-зелёные, а лапы повисли вниз от тяжести снега.).

Давайте остановимся у берёзок. Какие они? (Берёзы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки.).

Прочитайте, что пишет автор о берёзках и елях, и обратите внимание на то, что они ведут себя по-разному. (Ель, как царица, стоит, такая гордая, а берёзка вся согнулась и как будто плачет.).

Очень хорошо. Молодцы! Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. А теперь пройдём немножко дальше и оглядимся внимательно. (Читает вслух ученик.).

Чего же мы сразу не заметили? Ведь ели и берёзы отвлекли нас. (Там фигуры из снега разные.)

Что про них сказал автор? (они как живые, хотят говорить, но стесняются.)

И вот в тишине леса вдруг чуть-чуть зашептало. Что же это? (Это снежинки полетели, снег пошёл. Кажется, что фигурки зашептали.)

Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво. Всё, что мы увидели, ребята, надо ясно себе представить и запомнить, поэтому сначала мы будем рисовать словесные картины, а дома вы нарисуете лес карандашами или красками. Но мы сначала ещё раз просмотрим текст. Каждый читает самостоятельно, тихо, “про себя”.

Урок заканчивается коллективным словесным рисованием. Вспомним, какие ели (гордые, прямые, стоят и смотрят сверху на весь лес, им снег не страшен, они не гнутся и не ломаются.) А берёзы? (Они, бедные, согнулись, плачут, им грустно.) Про фигурки что скажем? (Они как будто разговаривают.)

7. Домашнее задание. Научиться читать выразительно. Нарисовать зимний лес.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. – Читать это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное”. Умение читать – особое умение. Процесс становления читателя – младшего школьника – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течении нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели имеет свои параметры. “Вы не должны огорчаться, если этот урок “не сыграет” сразу. Вы сегодня бросили кристаллик. Потом вы бросите второй, третий, десятый. И когда-нибудь они все – раз! И скристаллизуются, - учит нас ведущий литературовед В.С. Библер.

Литература:

  1. М.И. Оморокова “Совершенствование чтения младших школьников”, Москва 2001.
  2. М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Посталовский “Преодоление трудностей”
  3. Г.В. Ортоболевский “Художественное чтение”, Москва П. 1978...
  4. Журналы “Начальная школа” № 2,7 1997; №12 1999; №5 2002.
  5. Учебники авт. Г. Горецкий и др. “Азбука”, “Родная речь”;
  6. Учебник Е.И. Матвеева “Литературное чтение” (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), Москва 2001.
  7. Е.И. Матвеева Пособие для учителя “Обучение литературному чтению в начальной школе”, Москва 2001г.