Учимся, познаем, мыслим, играя!

Разделы: Русский язык, Литература, Иностранные языки, Информатика


Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (Франс А)

Современный урок – это урок, который отличается следующими признаками:

  • свободное общение учеников с учителями, не боясь того, что если скажешь что-нибудь неправильно, то тебе поставят “двойку” или скажут то, чего не хотелось бы о себе услышать;
  • выделение нескольких минут на уроке для разговора на свободную тему;
  • всегда хорошее настроение учителя, так как его эмоциональное состояние и восприятие урока передаётся ученикам;
  • содержание учебного материала урока является для учащихся интересным;
  • использование учителем дополнительных сведений по предмету, которых нет в учебнике;
  • опрос изученного материала только по желанию;
  • несколько меньшая загрузка домашними заданиями.

“Современный урок – это урок без стрессов” в представлении учащихся.

“А должен ли быть урок весёлым?” Да! Эмоциональный, яркий урок способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников.

Урок:

  • интегрированный;
  • исследовательский.

Формы и методы работы:

  • беседа;
  • коллективная работа.

Умения и навыки:

  • выразительно читать;
  • кратко излагать ответ на поставленный вопрос;
  • быстро находить ответ на вопрос, используя индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Цели урока

Обучающая:

  • расширение кругозора учащихся по предметам гуманитарного цикла;
  • обучение навыкам ведения исследовательской работы;
  • повышение интереса к изучению данных предметов;
  • проверка эрудиции;
  • использование межпредметных связей и возможностей информационных технологий.

Воспитательная направлена на воспитание:

  • эстетических чувств;
  • культуры общения;
  • чувства дружбы, взаимовыручки, коллективизма;
  • ответственности и взаимопомощи.

Развивающая способствует развитию у учащихся:

  • речи, творческих способностей;
  • памяти, внимания, логического мышления;
  • творческой активности.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация урока, выполненная учащимся 11Б класса Чугуновым Александром под руководством учителя информатики и ИКТ, в приложении PowerPoint. Презентация включает набор вопросов игры“Что? Где? Когда?”, а также резюме зрителей-игроков: их фотографии, увлечения.
  • барабан, скрипичный ключ, чёрный ящик, конверты с вопросами, сова-игрушка, песочные часы (1 мин.);
  • подарки (фотоальбомы для выигравших зрителей;
  • музыкальные инструменты – гитары.

Урок проводится в кабинете информатики. Необходимо наличие локальной компьютерной сети. Вопросы, представленные в презентации, резюме игроков отображаются на общем экране с помощью проектора, соединённого с компьютером учителя, и мониторах учащихся.

Ход урока-игры

I. Приветствие

Учитель русского языка и литературы.

Мы начинаем интегрированный урок русского языка, английского языка, литературы с использованием информационных технологий в форме игры “Что? Где? Когда?”.

Правила нашей игры аналогичны правилам телевизионной игры. Изменено лишь количество игроков – их восемь. Кроме того, будет проведена игра со зрителями. Один раз за игру разрешается взять помощь клуба.

Учитель английского языка.

Good morning, dear students and our guests!

We are glad to see you. Welcome to our lesson-game. “What? Where? When?” I’m sure you like to watch this game on TV and know its rules. Our rounds will Russian and English in turn. There are 8 players and we’ll have a game with audience. Taking part in the game are seventh form students.

II. Игра

За компьютером ученик и учитель информатики. Звучат музыкальные позывные игры.

Учитель русского языка.

А теперь играем. Представляем наших знатоков.

Идёт представление участников игры. Игроки садятся за круглый стол.

Объявляется I раунд. Звучит музыка. Крутится барабан. Объявляется номер выпавшего конверта и фамилия игрока, приславшего вопрос.

После обдумывания в течение 1 минуты знатоки дают ответ. Объявляется правильный ответ на вопрос. Вручается приз победителю. На экранах мониторов – счёт игры.

Музыкальная пауза.

Исполнение учащимися на гитарах музыкального произведения.

Вопросы зрителей-игроков по русскому языку и литературе, представленные в презентации

  1. В одном из произведений А. С. Пушкина речь идёт о морском заливе, бухте (месте действия происходящих событий). Как в старину назывался морской залив? Процитируйте строки из этого произведения. Морской залив – лукоморье. Встречается в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”: “У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…”
  2. Найдите ошибку в предложении: “ На площади искусств в Ленинграде поставили монументальный памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину”. Как называется такая ошибка? Плеоназм. Монумент и памятник – синонимы.
  3. Во многих произведениях художественной литературы часто встречаются устаревшие слова. На экране – рисунок с изображением человека. Укажите, как называются части тела устаревшими словами. Лоб – чело, щёки – ланиты, губы – уста, правая рука – десница, грудь – перси, палец – перст, плечи – рамена, шея – выя, глаза – очи.

Вопросы зрителей-игроков по английскому языку, представленные в презентации

Учитель английского языка.

Let’s begin the first round.

We are playing with … from Yoshkar-Ola school 28 form 7th A. Attention on the screen you can read the question from … You have only one minute to answer this question.

1. There are proverbs and sayings in every language. In fact, our daily conversation would seem rather dull without them. You can see some English proverbs on the screen. Your task is to match them with their Russian equivalents.

  • Every cloud has a silver lining. Нет худа без добра.
  • Rome was not built in a day. Москва не сразу строилась.
  • Blood is thicker than water.Своя рубашка ближе к телу.
  • Like father, like son. Яблоко от яблони далеко не падает.
  • Every family has a black sheep. В семье не без урода.
  • There is no place like home. В гостях хорошо, а дома лучше.
  • You can take a horse to the water, but you cannot make him drink. Насильно мил не будешь.

2. Question from … She likes sport and her question is about sport too. You task is to match the sport with the location:

golf – cours;

boxing – ring;

tennis – court;

swimming – pool;

football – pitch;

ice – skating rink.

A man is looking at a portrait and says, ’’I have no brothers, I have no sisters. But this man’s father is my father’s son?“

4. A tale of the times of old!..

The deeds of days of other years!..

Это отрывок из стихотворения шотландского поэта Джеймса Макферсона. Какие строки из хорошо известной поэмы А. С. Пушкина они вам напоминают?

“Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой”.

Поэма А. С. Пушкина “ Руслан и Людмила”

5. It was built in New York Harbor in 1886. It was a gift from people of France. It is America’s symbol of freedom. What is the name of this famous sight? Statue of Liberty

Чёрный ящик

1. В чёрном ящике лежит предмет, рассказывающий о символе счастья и тайне вещей. Если человек найдёт этот символ, то будет всё знать и всё видеть. Что в чёрном ящике? Книга М. Метерлинко “Синяя птица”.

2. В черном ящике лежит нечто съедобное. Оно названо иноязычным словом, которое в переводе с немецкого на русский язык означает яблоко из Китая. Представляет словообразовательную кальку. Отгадайте, что это? Апельсин. Пришло в Россию в XVII веке из Голландии, где appеl –яблоко, Сhine – Китай.

3. There is something in this box. Your task is to guess what is it:

I live in the river

I’m not a fish

I jump in the forest

I’m not a rabbit

I have a green coat

I’m not a bird

I sleep in the day time

I’m not an owl

I come out of an egg

I am not a chick

What am I? (a frog )

Блиц-турнир (по 20 секунд на каждый вопрос) по русскому языку и литературе

I.

  1. Назовите произведение А. С. Пушкина, действие которого происходит на дне реки? Поэма “Русалка”
  2. Когда руки бывают местоимениями? Когда они вымыты.
  3. Какая птица носит фамилию известного писателя XIX века? Гоголь.

II.

  1. Что чаще всего служило почтовым ящиком в произведениях А. С. Пушкина? Дупло.
  2. Какое женское имя чаще всего встречается в произведениях А. С. Пушкина? Назовите эти произведения? Имя Маша в произведениях “ Метель”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”.
  3. Запишите двумя буквами слово “вор”. Буква Р, находящаяся в овале. Овал представляет букву “О”.

Блиц-турнир (по 20 секунд на каждый вопрос) по английскому языку

  1. Two ducks before a duck, two ducks behind a duck and a duck in the middle. How many ducks are there? Three
  2. If Dick’s father is Tom’s son, who is Dick to Tom? Dick is Tom’s grandson and Tom is his grandfather.
  3. What is the quickest letter in the alphabet and why? R

Вопросы для игры со зрителями по русскому языку и литературе

  1. Часто можно услышать выражение “белое пятно”. Что оно означает? Каково его происхождение? Что-то неясное, непознанное. Раньше при составлении карт неизученные местности закрашивали белым цветом.
  2. Всем известно выражение “сгореть дотла”. Что оно означает? От какого устаревшего слова образовалось слово “дотла”? Сгореть до основания, “тло” – дно, основание.

Вопросы для игры со зрителями по английскому языку

  1. My father has a son. He is not my brother. Who is he? I.
  2. It gives us milk.
    And butter too.
    It’s very kind
    And likes to moo. Cow.

III. Подведение итогов урока

Учитель русского языка и литературы.

  • Выбор и объявление лучшего игрока (на листочках игроки указывают фамилию лучшего, по их мнению, игрока).
  • Поздравление лучшего игрока, вручение ему приза – сувенира “Сова”.
  • Опрос зрителей по поводу самого лучшего вопроса, заданного в игре.
  • Оценки получают все игроки и те учащиеся, которые правильно отвечали на вопросы, а также те, которые готовили вопросы.

Учитель английского языка.

  • Thank you for your taking part in our game. The team… won with the score… Thank you very much for your work.

IV. Домашнее задание

Подобрать новые вопросы для следующей игры.