Дидактические игры в обучении детей грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение ребёнка грамоте должно быть непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Многолетний опыт показал, что необходимо проводить дополнительную работу к основным занятиям по обучению детей грамоте дошкольников. И поэтому мною был организован кружок: “Умка”, по методике Н.В.Пикулевой. Работу организовала с детьми со средней группы. На месяц планировала одну словесную игру и проводила её один раз в неделю. За это время дети смогли запомнить содержание игры с еженедельным усложнением, её правила. Уже к концу месяца дошкольники могли провести эту игру самостоятельно, следовать намеченному сюжету, разыгрывать определённую роль, и доводить до конца.

В старшей группе больше внимания уделяю формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью своих занятий я закрепляю у воспитанников умение выделить звук в слове, определить его качественные характеристики, пополняю словарный запас, совершенствую культуру речи.

В подготовительной группе дети уже овладевают послоговым и слитным способами чтения. Чему способствует созданная хорошая база звукового анализа и синтеза слов.

В результате деятельности кружка у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребёнка и саморазвития, и готовность ребёнка к школе.

Перспективное планирование дидактических (словесных) игр в кружке: “Умка”

(средняя группа)

Мес

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Игра “Скажи, как я” Цель: произнесение слова за воспитателем с выделенным звуком. Игра “Скажи, как я” Цель: выделение заданного звука в кар-тинках, нахождение лишних предметов Игра “Скажи, как я” Цель: выделение звука в словах на слух. Игра “Скажи, как я” Цель: произнесение слов с ударным слогом.
Ноябрь Игра “Телеграф” Цель: передача слова другим детям (прохлопать количество слогов в ладоши) Игра “Телеграф” Цель: передача слов друг другу. Игра парой. Игра “Телеграф” Цель: передача слов всем играющим. Азбука Морзе. Игра “Телеграф” Цель: передача слов на бумаге.

Декабрь.

Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в слове. Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в нескольких словах Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в стихотворении Игра “Найди место звука в слове” Цель: узнать, какой одинаковый звук слышится в рассказе.

Январь.

Игра “Кто в домике живёт” Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком. Игра прово-дится быстро. Игра “Кто в домике живёт” Цель: дифференциация звуков. Игра “Кто в домике живёт” Цель: закрепить детёнышей жи-вотных и работа над ласкательными словами. Игра “Кто в домике живёт” Цель: самостоятельное проведе-ние игры в подборе слов с заданным звуком.

Февраль

Игра “ Собери букет” Цель: закрепить холодные и тёплые тона, звуковой анализ слов. Игра “ Собери букет” Цель: Работа над прилагательными, подбор цветов по звукам Игра “ Собери букет” Цель: Закрепление названий цветов коллективное составление букета Игра “ Собери букет” Цель: игра по желанию детей.

Март

Игра “Перекличка” Цель: закрепить имена детей на звук Игра “Перекличка” Цель: закрепить с детьми порядковый и количественный счёт, определить звук в слове. Игра “Перекличка” Цель: чтение считалок, игры с движениями Игра “Перекличка” Цель: определить имена по первым звукам в словах (ребус)

Апрель

Игра “Как их зовут?” Цель: Дети составляют имена, ориенти-руясь на последние звуки в словах. Игра “Как их зовут?” Цель: имена составляют по второму звуку в словах Игра “Как их зовут?” Цель: имена составляют по третьему звуку в словах Игра “Как их зовут?” Цель: соотнесение названий профессий.

Май

Игра “Игровые автоматы” Цель: найти короткие слова в более длинных

(пе-СОК и пр.)

Игра “Игровые автоматы” Цель: стихотворение об озорных звуках Игра “Игровые автоматы” Цель: поймай конец слова и продолжи в рифму. Игра “Игровые автоматы” Цель: самостоятельный разбор слов