Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный. чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:

  • интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
  • развитие диалогической речи.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок
Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка
Умой моё личико…

При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Конспект занятия для детей первой младшей группы.

Игра – занятие “Зайчик в гостях у ребят”

Ход занятия.

Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, повторять за воспитателем стихотворные слова и фразы; повторять танцевальные движения; развивать воображение.

Наглядный материал: Большие мягкие игрушки зайчика и лисы, игрушечные морковки и маски зайчиков на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

1 часть

В гости к детям приходит зайчик. Воспитатель рассказывает стихотворение:

Жил- был зайчик длинные ушки
Отморозил зайчик ушки на макушке.
Отморозил ушки, отморозил хвостик,
И поехал греться к ребятишкам в гости
Там тепло и сухо, волка нет
И дают морковку на обед.
Дети рассматривают зайчика.

Воспитатель задает вопросы:

Какие у зайчика ушки?
Какой хвостик?
Что любит кушать зайчик?

Дети угощают зайчика морковкой.

2 часть

Воспитатель предлагает зайчику поплясать вместе с детьми. Дети надевают маски зайчика.

Воспитатель читает потешку:

1. Заинька походи, серенький походи
Вот так, походи, вот сяк, походи.

2. Заинька повернись, серенький повернись,
Вот так, повернись, вот сяк повернись.

3. Заинька попляши, серенький попляши
Вот так, попляши, вот сяк попляши.

4. Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой
Вот так, топни ножкой, вот сяк, топни ножкой.

5. Заинька поклонись, серенький поклонись,
Вот так, поклонись, вот сяк, поклонись.

Дети повторяют за воспитателем под музыку танцевальные движения и проговаривают слова.

3 часть

Воспитатель спрашивает: А кого зайчик боится? ( Лисичку)

Прибегает лисичка, дети прячут зайчика. Игра повторяется несколько раз.

Лисичка уходит, а зайчик остается жить у ребят в группе.

Конспект занятия для родителей и детей первой младшей группы.

Лепка из теста “Колобок”

Предварительная работа: чтение детям сказки “Колобок”, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Цель: Вызвать интерес к образу Колобка. Познакомить со свойствами теста: легко мнётся, можно отрывать от куска маленькие кусочки. Показать, что из теста можно слепить Колобка. Поупражнять детей в скатывании округлой формы и создании образа весёлого Колобка.

1 часть

Воспитатель загадывает загадку: Кто душистый, ароматный,

У кого румяный бок.
Ну конечно всем известно
Его имя … Колобок

В гости к детям приходит бабушка и приносит с собой колобка. Дети рассматривают его.

Воспитатель отмечает, что он круглый и поэтому может катиться. Дети катают колобка друг другу. Колобок незаметно убегает от ребят. Бабушка расстраивается и плачет, дети утешают ее. Воспитатель предлагает помочь бабушке и слепить для нее много колобков.

2 часть

Показ воспитателем приемов лепки. Дети вместе с мамами лепят колобка, бабушка всех хвалит и благодарит.

3 часть

Бабушка предлагает с ней поиграть в игру: “Ладушки, ладушки, где были у бабушки…”

Игра повторяется несколько раз. Бабушка прощается с ребятами и уходит.