Открытый урок на тему: "Устройства ввода-вывода информации. Клавиатура"

Разделы: Информатика


Цели занятия:

образовательная  – познакомиться с устройством вывода информации – монитором, его видами и характеристиками, устройством ввода информации – клавиатурой, самостоятельно на лабораторной работе узнать назначение основных клавиш.

развивающаяразвивать память, внимание, мышление

воспитательная – воспитывать аккуратность и внимательность

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

  • плакат “Устройство компьютера по принципу фон Неймана”;
  • карточки с названиями устройств компьютера;
  • системный блок, основные электрические устройства, находящиеся в системном блоке – материнская плата, процессор, память, жесткий диск;
  • видеоролик “Виды и устройство монитора”, видеоролик “Устройство клавиатуры”;
  • клавиатура;
  • видеопроектор;
  • цифровая фотокамера.

Структура урока:

I. Орг. момент

II. Опрос по пройденному материалу.

III. Объяснение нового материала.

  • Актуальность темы.
  • Основное устройство вывода информации – монитор
  • Основное устройство ввода информации – клавиатура

IV. Закрепление пройденного материала.

  • Лабораторная работа № 1.

V. Подведение итогов лабораторной работы.

VI. Подведение итогов урока.

  • Опрос по новому материалу.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Отметить отсутствующих
  • Объявить тему занятия

Устройства ввода – вывода информации. Клавиатура. Запишите!

  • Объявить цели занятия
  • Объявить план занятия

II. Опрос по пройденному материалу.

1. Актуализация знаний.

Проводится индивидуальный опрос по следующим вопросам:

  • Учитель: В 1945 году к работе группы американских ученых был привлечен Джон фон Нейман. Именно он придумал принцип, по которому работают все компьютеры, даже современные. Поясните его.
  • Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассматривали этапы создания ЭВМ и поколения ПК, давайте вспомним 1 поколение, 2 поколение.

Молодцы, следующее задание:

  • На доске начерчены 2 схемы:

Отвечающие выходят к доске, им даются карточки устройств, при помощи иголочек они их прикрепляет на нужные места. Пока они готовятся, другой студент отвечает на вопрос: “Устройства, находящиеся внутри системного блока”.

  • Системный блок (на первой парте находится разобранный системный блок и отдельно устройства, находящиеся внутри него, при ответе учащийся должен воспользоваться ими).

После ответа, возвращаемся к отвечающим у доски. Вначале смотрим ответ на схему “основные блоки ЭВМ”. Затем на “дополнительные устройства”.

Результат должен быть таким:

 

III. Объяснение нового материала.

Актуальность темы

На прошлом уроке мы с вами прошли устройство компьютера по принципу фон Неймана, и узнали, что в компьютерах должно быть устройство для ввода информации (для того, чтобы компьютер мог в дальнейшем её обработать) и устройство для вывода информации, чтобы можно было просмотреть результат. Первые компьютеры не имели этих устройств, а сейчас мы даже не представляем себе работу без этих устройств. Если у нас с вами заберут мышку, мы можем воспользоваться клавиатурой. А попробуйте написать письмо без клавиатуры, или просмотреть решение задачи без монитора?

Поэтому сегодня на занятии мы рассмотрим, какие же существуют мониторы, из характеристики. И, самое главное, рассмотрим основные группы клавиш клавиатуры, а самостоятельно на лабораторной работе исследуем остальные клавиши.

Основное устройство вывода информации (монитор)

Самой важной частью ПК можно назвать многие детали компьютера. Но монитор, пожалуй, самый подходящий кандидат на этот почетный титул.

С экраном монитора мы постоянно контактируем во время работы. От его размера и качества зависит, насколько будет комфортно нашим глазам. И поэтому именно к монитору предъявляются едва ли не самые строгие требования в области эргономики, безопасности и удобства для человека. Монитор должен быть максимально безопасным для здоровья по уровню всевозможных излучений, а также по ряду других показателей – это раз.

Монитор должен обеспечивать возможность не просто безопасной, но и комфортной работы, предоставляя в распоряжение пользователя качественное изображение, – это два.

Итак, какие же виды мониторов существуют:

  • На основе электронно-лучевой трубки. Такой монитор по принципу работы ничем не отличается от обычного телевизора. Пучок лучей, выбрасываемый электронной пушкой, падает на поверхность кинескопа, покрытую особым веществом – люминофором. Под действием этих лучей каждая точка экрана светится одним из трех цветов – красным, зелёным и синим. Сегодня мониторы на ЭЛТ довольно совершенные, на их стороне отличная яркость и контрастное изображение, низкая цена а, следовательно, и доступность.
  • Жидкокристаллические мониторы, применяются преимущественно в ноутбуках. В жидкокристаллическом мониторе светится не люминофор, а миниатюрный жидкокристаллический элемент, меняющий свои цветовые характеристики, под действием подаваемого на него тока. Слой этих кристаллов, обладающих свойством и твердых тел и жидкости одновременно, может быть очень тонким, значит и толщина монитора уменьшается всего до пары сантиметров. Преимущества: они компактны, легки, безопасны в медицинском отношении. Недостатки: хуже контрастность, корректность отображения цветов, дорогие.

Не зависимо, на каком мониторе вы работаете, он обладает рядом характеристик:

  • Размер диагонали экрана в дюймах (дюйм – 2,5 см). Существуют 14, 15, 17, 19, 21 дюймовые мониторы.
  • Величина экранного зерна (пикселя). Чем больше зерно, тем грубее изображение (в 17 дюймовых мониторах 0,27 – 0,24 мм)
  • Разрешающая способность- количество точек размещающихся на экране монитора, по вертикали и горизонтали (640х480, 800х600, 1024х768 -17 дюймовые мониторы).

Основное устройство ввода информации (клавиатура)

Клавиатура – первое из устройств ввода, с которым вам придётся сталкиваться. Кстати, клавиатура является и устройством управления. Со времён персонального компьютера вплоть до настоящего времени внешний вид и структура клавиатуры остались неизменными.

Но кое-какие изменения были.

В 1995 году, после выхода ОС Windows 95. Привычные 101-клавишные устройства были заменены клавиатурами со 104/105 клавишами. Три новых клавиши были добавлены специально, чтобы реализовать новые возможности новой.

Еще ряд изменений был связан с энергоэкономическими показателями, т.е. с необходимостью соответствия новых клавиатур современным требованиям медицины. Было замечено, что при интенсивной каждодневной работе со старыми плоскими клавиатурами у “операторов ЭВМ” начинало развиваться профессиональное заболевание кистей рук. Поэтому сейчас на рынке появилось множество новых клавиатур самых причудливых форм: как бы “разломанных” надвое, изогнутых, снабженных подставками для кистей и т.д.

Наконец, последнее нововведение. Всё более популярным становится клавиатура на ИК – лучах, не требующие шнура для подключения к системному блоку. Передача сигналов с такой клавиатуры осуществляется по принципу аналогичному “дистанционному управлению”.

Но, независимо от того, как выглядит ваша клавиатура, устроены все она по одному и тому же принципу.

Итак, современная 104-клавишная клавиатура состоит из основных 4 групп клавиш:

  • Алфавитно-цифровая – предназначенная для ввода информации
  • Клавиши управления курсором
  • Функциональные клавиши – за ними закреплены определенные операции.
  • Дополнительная клавиатура (калькулятор).
  • Специальные клавиши.

Подробнее вы самостоятельно сейчас познакомитесь с клавиатурой на лабораторной работе.

Мы проведем её эвристическим методом.

Самостоятельно изучив отдельные клавиши в конце урока, вы назовёте их назначение.

IV. Закрепление пройденного материала

Итак, откройте ваши лабораторные работы, запишите себе в тетради тему лабораторной работы, цели и оборудование. Внимательно ознакомьтесь с краткими теоретическими сведениями. Запишите, что не знаете.

Садитесь за свои компьютеры, берите тетради и начинайте выполнять лабораторную работу, внимательно читая содержание и записывая определения, помеченные особым знаком.

Лабораторная работа № 1

Клавиатура

Цели:

  • познакомиться с основными блоками клавиш

  • самостоятельно исследовать клавиши управления курсором

  • самостоятельно исследовать специальные клавиши

Оборудование:

клавиатура, программа Стандартного набора – Блокнот.

Краткая теория

Клавиатура состоит из основных блоков:

К клавишам специального назначения относятся клавиши Ctrl, Alt, Shift, Enter, Esc, Caps Lock, Tab, BackSpase.

Чтобы набрать заглавную букву используйте клавишу Shift. Для этого надо нажать Shift и, не отпуская её нужную Вам букву.

Между словами необходимо нажимать клавишу Пробел – самую длинную на клавиатуре.

А что означают остальные клавиши узнаете сами в ходе работы.

Обратите внимание на то, что если перед предложением стоит символ необходимо это предложение записать.

ХОД РАБОТЫ

  1. Наберите предложение
  2. В этот год весенняя погода стояла долго на дворе

  3. Нажмите на клавишу Home. Что произошло?
  4. Home – переводит курсор в начало строки.

  5. Теперь нажмите клавишу End. Куда переместился курсор?
  6. End – переводит курсор в конец строки.

  7. При помощи клавиши управления курсором стрелка влево , переместитесь на начало слова “этот”.
  8. Нажмите клавишу Delete 4 раза. Должно удалиться слово “этот”
  9. Delete – удаляет символ справа от курсора.

  10. Наберите на клавиатуре слово тот.
  11. При помощи клавиши стрелка вправо , переместите курсор на конец слова весенняя.
  12. Нажмите несколько раз клавишу Backspace (она ещё отображается как стрелка влево, и располагается над клавишей Enter). Вы должны удалить слово “весенняя”.
  13. Backspace – удаляет символ слева от курсора.

  14. Вместо него напишите слово “осенняя”.
  15. При помощи одной из клавиш управления курсором подведите курсор к началу слова “стояла”. Нажмите клавишу Enter. Произошел переход на новую строчку.
  16. Enter – всегда говорит “Да”, подтверждает ввод, в текстовых редакторах переводит курсор на новую строку.

  17. Известными уже клавишами для удаления символов удалите букву “с” в слове “стояла”.
  18. Нажмите клавишу Shift и букву “с”. Получилась заглавная буква.
  19. При помощи клавиш управления курсором или , перейдите в конец предложения.
  20. При помощи клавиш Shift и 1 поставьте знак препинания (!).
  21. Нажмите функциональную клавишу F3. Откроется окно для поиска, чтобы отменить это действие необходимо нажать клавишу Esc.
  22. Esc – всегда говорит “Нет”, отменяет какое-нибудь действие.

  23. Поднимитесь в начало первого предложения и нажмите клавишу Enter. Весь текст опустился на строку ниже.
  24. Поднимитесь на пустую строку.
  25. Нажмите клавишу Caps Lock (при нажатии на эту кнопку в правом верхнем углу клавиатуры загорелась лампочка).
  26. Caps Lock – включает режим заглавных букв.

  27. Наберите заглавными буквами автора “ПУШКИН”. Нажмите ещё раз клавишу Caps Lock, индикатор погас, и режим заглавных букв выключился.
  28. Переместите курсор на конец текста, т. е. в конец второго предложения.
  29. Нажмите клавишу Enter. Курсор должен мигать в начале новой строки.
  30. Нажмите клавишу Tab 3 раза. Курсор перескочил на довольно большое расстояние.
  31. Tab – переводит курсор в новое положение табуляции.

  32. Нажмите клавишу Num Lock, расположенную на дополнительной клавиатуре. Опять загорелся индикатор в правом верхнем углу, но теперь тот, который соответствует этой клавише.
  33. Num Lock – включает и выключает ввод цифр на дополнительной клавиатуре.

  34. Наберите с дополнительной клавиатуры год 1823 – 1831.
  35. Нажмите одновременно клавиши Shift и Alt. Язык написания должен поменяться на противоположный.
  36. Shift, Alt и Ctrl – используются в комбинации с другими клавишами.

  37. Подпишите рядом с годом 1823-1831 слово year.

Вот что у Вас должно получиться в конечном итоге:

ПУШКИН

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе!
1823 – 1831 year

Контрольные вопросы

  1. Как напечатать 1 заглавную букву?
  2. Как вставить пробел между словами?
  3. Какие клавиши для удаления символов Вы знаете?
  4. Как перейти с английского языка на русский?
  5. Можно ли по одиночке использовать одну из клавиш Shift, Alt и Ctrl?
  6. Перечислите клавиши управления курсором.
  7. Какие клавиши специального назначения Вы знаете?

V. Подведение итогов лабораторной работы.

Итак, я вижу, вы справились с этой несложной лабораторной работой. Ну-ка давайте посмотрим, насколько хорошо вы её выполнили:

Спрашиваю по контрольным вопросам лабораторной работы.

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня на занятии мы говорили об устройстве ввода информации, устройстве вывода информации.

В: Давайте назовем их.

О: Устройство ввода – клавиатура, вывода – монитор.

В: Какими характеристиками обладает мониторы?

О: Размерами экрана, размером зерна, разрешением.

В: Какие 2 вида мониторов мы сегодня узнали?

О: ЭЛП и жидкокристаллические.

В: Назовите основные блоки клавиш.

О: Алфавитно-цифровые, функциональные и т.д.

Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Конспект, подготовиться к диктанту по клавиатуре.