Сценарий внеклассного мероприятия "Аукцион знаний". 6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цель: способствовать развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора, словарного запаса

Подготовительный этап: (за неделю до проведения мероприятия)

Команда, ответственная за проведение мероприятия, готовит инсценировку выражения “Зарыть талант в землю”. Команды соперников получают конверты с заданием инсценировать в виде пантомимы одно из предложенных крылатых выражений и подготовить к продаже на аукционе подчеркнутое слово из выбранного крылатого выражения.

“Принцесса на горошине Яблоко раздора”
“Гордиев узел “Троянский конь
“Дамоклов меч “Ахиллесова пята

 Реквизит:

магнитофон; аудиозаписи: “Концертный марш” И. Дунаевского, “Марш” из оперы “Аида” Д. Верди, “Лебедь” (из цикла “Карнавал животных”) К. Сен-Санса или “Царевна-лебедь” (фрагмент из оперы “Сказка о царе Салтане”) Н. Римского-Корсакова, фрагмент I-ой части I-го концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского в исп. Вана Клиберна; репродукция картины “Царевна-Лебедь” М. Врубеля; копейка; шапка; жетоны (100-200 шт.); лавровый венок; Почетная грамота; трибуна; деревянный молоток; гонг; списки классов (для жюри).

Действующие лица:

ведущий; эксперты (кл. руководитель или 2-3 эрудированных ученика); помощники (вручают жетоны за правильные ответы); жюри; зрители – участники.

Сценарий

До начала аукциона, пока подходят зрители и рассаживаются по местам, звучит “Концертный марш” И. Дунаевского.

Ведущий: Уважаемые дамы и господа! Начинаем наш аукцион! Ведущий сегодняшнего аукциона (называет свою фамилию и имя), эксперт(ы) (представляет экспертов), жюри (представляет членов жюри). Напоминаем вам правила аукциона.

Лот №1

Инсценировка буквального значения крылатого выражения “Зарыть талант в землю”. (Выполняют представители команды-организатора аукциона.)

Ведущий: Какое крылатое выражение было представлено?

Что такое талант?

Первоначально это слово имело другое значение. Какое?

Итак, первый лот нашего аукциона – монета.

Участники сообщают известные им сведения о монетах, эксперт(ы) оценивают правильность ответов (по возможности иллюстрируя ответы репродукциями), помощники вручают жетоны за правильные ответы, жюри ведут учет участников, давших правильные ответы. После того как лот продан, эксперт(ы) сообщают дополнительные сведения о проданном лоте.

Лот №2

Ведущий: Следующий лот подготовили ученики … класса.

(Выполняют представители одной из команд-участниц)

Инсценировка подготовленного крылатого выражения, продажа лота.

Лот №3

Звучит фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова, “Сказка о царе Салтане” “Царевна-лебедь”.

Ведущий: Вы, конечно же, узнали музыку.… Как называется это произведение и кто его автор? Итак, следующий лот – лебедь.

Лот №4

Ведущий: Следующий лот подготовили ученики … класса.

(Выполняют представители другой команды-участницы)

Инсценировка подготовленного крылатого выражения, продажа лота.

Лот №5

Звучит фрагмент I-ой части I-го концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского в исп. Вана Клиберна.

Ведущий: Звучит фрагмент первой части первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского в исполнении первого лауреата первого международного конкурса имени Чайковского Вана Клиберна.

Какое отношение имеет лавр к лауреату?

(Лат. laureatus – увенчанный лаврами, 1) у древних греков и римлян – победитель состязаний, награжденный лавровым венком; 2) лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурса, главным образом художественного) [2]

Итак, следующий лот – лавр.

Этот лот последний в аукционе. Пока жюри определяет команду – победителя (класс, набравший наибольшее количество баллов) и абсолютного победителя (ученика, набравшего наибольшее количество баллов), ведущий проводит конкурс знатоков крылатых выражений.

Например:

Ведущий: Кто больше назовет и объяснит крылатых выражений, связанных с предметами одежды: “кафтан”, “шапка”, “лапти”?

(“Трищкин кафтан”, “шапочный разбор”, “по Сеньке и шапка”, “шапками закидать”, “лаптем щи хлебать”)

Ведущий: Кто больше назовет и объяснит крылатых выражений, основанных на мифах древнего мира?

(“Ахиллесова пята”, “яблоко раздора”, “дары данайцев”, “троянский конь”, “одиссея”, “авгиевы конюшни”, “между Сциллой и Харибдой”, “улыбки авгуров”, “вавилонское столпотворение”, “золотое руно”, “дамоклов меч”, “гордиев узел” и др.)

Итог

Сначала приглушенно, а затем громче звучит “Марш” из оперы “Аида” Д. Верди, жюри объявляет итоги аукциона, под громкие звуки музыки на сцену выходит команда-победительница. Жюри вручает грамоту. Затем объявляют абсолютного победителя, его увенчивают лавровым венком. Победный марш и овации в честь победителей. Под занавес звучат слова ведущего, обращенные к победителям: “Не почивайте на лаврах!”, обращенные к зрителям: “Слушайте на уроках во все уши! Смотрите во все глаза! Не зарывайте свои таланты в землю!”

Под звуки “Марша” из оперы “Аида” победители, а за ними и зрители покидают зал.

Правила аукциона.

Участники должны откупить предложенный предмет своими знаниями.

Отвечающий называет свои фамилию и имя, класс.

Говорить четко, кратко, сообщая известную информацию, не всю сразу, а порциями, оставляя за собой возможность сказать последнее слово о предмете.

За каждый правильный ответ вручается жетон.

Жетоны так же вручаются за яркие, полные ответы, за уникальность сообщения, за остроумие, за оригинальность ответа.

Класс, получивший наибольшее количество жетонов, получает звание победителя.

Участник, набравший наибольшее количество жетонов, получает звание абсолютного победителя.

Некоторые сведения о лотах.

Талант:

Первоначально употреблялось в значении: весы, вес, затем количество денег определённого веса, теперь: синоним выдающихся способностей в какой-либо области.

Выражение “зарыть талант в землю” употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.

2-ое значение слова “талант – человек с выдающимися способностями.

Копейка:

На гербе Московского княжества изображался всадник с копьём в руке. В начале XVI в Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного, была проведена денежная реформа, в ходе которой была введена в обращение серебряная монета с изображением московского герба. Отсюда название “копейка”.

Всадник с копьём, поражающий змея – Святой Георгий (христианский святой). Георгий (Егор, Юрий) – “Земледелец” – одно из “названий” Зевса.

В славянской мифологии всадник с копьём: Перун поражающего Велеса. Копьё – молния.

Всадник с копьём, поражающим змея – изображён на современном гербе Москвы.

Монета – по латыни “советчица” – прозвище древнегреческой богини Юноны. Жрецы храма во время войн должны были давать мудрые советы. При храме чеканились деньги. “Прозвище” богини перешло на название денег.

Стороны монеты: аверс, реверс, гурт.

Коллекционирование монет – нумизматика, коллекционеры – нумизматы.

Копейка – рубль бережёт.

Лебедь:

Славянский корень – leb – белый. Название птица получила за своё оперение. Но белый лебедь только в северных странах, чем южнее – тем темнее.

А.С. Пушкин “Сказка о Царе Салтане”. Царевна-Лебедь – одна из героинь (третье чудо).

М.А. Врубель – картина “Царевна-Лебедь”

К. Сен-Санс “Карнавал животных” пьеса “Лебедь”

П.И. Чайковский – балет “Лебединое озеро”

Крылатые выражения: “лебединая верность”, “лебединая песня”

Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”; выражение употребляется к человеку, несправедливо оценённому ниже своих высоких достоинств, открывающихся неожиданно для окружающих.

Мифологический образ: в образе лебедя Зевс явился Леде, стал отцом Елены Прекрасной, из-за которой началась Троянская война.

Лавр

Теплолюбивое вечнозелёное дерево.

Миф: в лавровое дерево превратилась нимфа Дафна, преследуемая Аполлоном. Лавр – атрибут Аполлона.

Аполлон – древнегреческий бог солнца, света, правды, покровитель музыки, поэзии, науки, врачевания. Атрибуты – лук и стрелы, лавр, лира. Стрелы Аполлона – солнечные лучи. Аполлон – предводитель муз.

Победителей древние греки увенчивали лавровым венком, отсюда – лауреат.

Литература:

1. И. С. Ашукин, М. Г. Ашукина “Крылатые слова” М.: Правда,1986г -768 с.

2. Словарь иностранных слов и выражений./Авт.-сост. Е. С. Зенович, – М.: ООО “Издательство

Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 778, [6] с.