Веселый каблучок

Разделы: Работа с дошкольниками


“Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку”

А.И. Буренина

Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображению, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами моей работы являются:

  • увлечь, заинтересовать музыкой;
  • воспитывать у ребёнка начало музыкальной культуры;
  • дать необходимые двигательные навыки;
  • дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
  • способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально – ритмических движений;
  • способствовать общему развитию детей.

Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.

Подбор музыки из числа не сложных, но высокохудожественных этюдов и пьес, органическая связь их с движением, определяется тем, что каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него этюд или отрывок – всё это делает музыку одним из важных слагаемых.

В своей работе я использую этюды Алексеевой Л.Н., которые как раз являют собой пример “органической связи музыки и движения”, адекватного “перевода” языка звуков на язык движения.

Считаю совершенно необходимым подчинить все переходы движений в гимнастическом этюде всем мелодическим и ритмическим вариациям избранной музыки – это необходимо для того, чтобы ритмические упражнения давали художественное удовлетворение занимающимся.

Для создания атмосферы увлеченности на занятиях я использую разговорно – игровой метод, который позволяет естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением и с музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает движение и музыку.

Я убеждена, что даже самые лёгкие начальные упражнения и этюды должны представлять собой и восприниматься ребёнком, как законченный “художественно-смысловой образ”, а не простое механическое “сцепление” различных движений, которые он бездумно повторяет.

Конечно, характер занятий, как и характер и направленность упражнений и этюдов, зависит от возраста детей и от степени постижения ими музыки и движения.

Во-первых, подбор упражнений, гармонически развивающихся детей, т.е. равномерно и соразмерно “прорабатывающих” всё их тело.

Во – вторых, детей с самых первых занятий, приучаю к выполнению упражнений в “естественной форме движения”.

В-третьих, большое внимание обращаю на эмоциональную насыщенность занятий, которая достигается, а это значит как особой подачей упражнений, так и методом проведения занятий.

Используя обычные упражнения общеразвивающего характера, превращаю их в законченные, органически сочетающиеся с музыкой этюды различной трудности, которые сами по себе дают художественную радость и удовольствие.

Учитывая все выше сказанное, я разработала тематический план кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Положительными результатами работы считаю ежегодное участие детей кружка в городских фестивалях детского творчества “Семицветик”, “Полярная звездочка”.

Тематический план занятий кружка “Весёлый каблучок”

Старшая группа

месяц

Виды

деятельности

Задачи

Репертуар

1.

Сентябрь – октябрь

  1. Вводные упражнения: ходьба, бег.

2. Прыжковые движения: подскоки, прямой галоп.

3. Упражнения на построения и перестроения

4. Имитационные движения

5. Музыкальная игра

Координация движения рук и ног.

Уметь согласовывать свои движения с музыкой, передавать динамические оттенки.

Координация движений, ориентировка в пространстве.

Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ.

Развитие творческого воображения, эмоциональности.

Марш Ф. Шуберт

“Игра в жмурки” Р. Шуман

“Цирковые лошадки”

“Юмореска” А. Дворжак

“Стирка”

“Тучи, молния, гром”

“Ворон” (п. и. п.)

 

2.

Ноябрь

1. Вводные упражнения: ходьба с остановкой, приставным шагом, на пятках и носках.

2. Плясовые движения: хороводный, дробный шаг.

3. Имитационные движения (рече-двигательные упражнения)

4. Танцевальные движения: дробный шаг, переменный шаг с полуприседом.

5. Музыкальная игра.

Развитие слухового внимания, координации движений; различать динамические оттенки музыки

Выполнять различные плясовые движения.

Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ; развитие эмоциональности.

Упражнять в плясовых движениях.

Развитие творческого воображения.

“Пойду ль я, выйду ль я” (р.н.м.)

Ф. Шуберт “Экасез”

“Волынка” И.С. Баха

“Возле речки, возле моста” (р.н.м.)

“Колоть дрова”

“Ветер, дождь, пузыри” (без муз.)

Р. Рустамова “Под яблонькой”

3.

Декабрь – январь

1. Ходьба вперед, назад, с высоким подниманием колен.

2. Плясовые движения.

3. Пальчиковые игры “Танцы рук”

4. Пластические этюды “Ночное небо и звезды”

5. Массажная игра.

Учиться различать громкую и тихую музыку; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой; учиться различать характер музыки.

Придумать пляску, комбинируя знакомые плясовые движения.

Развитие мелкой моторики, переключение с одного вида деятельности на другой.

Развитие творческой фантазии.

Расслабление мышц рук и ног.

Марш М. Робер

Н. Римский-Корсаков “Золотой петушок” (фрагмент)

“Плясовая” А. Лядов

“Веселые дети”

“Пять обезьянок”

“Улитка”

песня без слов. Муз. Ф. Мендельсен.

“Зайкин огород”

4.

Февраль – март

1. Ходьба с ускорением и замедлением темпа.

2. Упражнения с предметами (мячом, перекатывание мяча).

3. Музыкально-ритмичные композиции.

4. Пантомима.

5. Игра со словами.

Те же

Развитие у детей внимания, слушать музыку.

Развитие образного мышления, выразительности движений; формирование навыков кружения на месте на носках, способности к импровизации.

Развитие творческого воображения, пластики движений, эмоциональности; согласование движений с темпом.

Те же

Музыкально-ритмичные задания

“Мячик”,

“Волшебный цветок”

“Пирожки”

“Анко – дранко”

5.

Апрель – май

1. Ходьба под музыку в заданном темпе; смена ходьбы при смене темпа музыки.

2. Музыкально – ритмичные композиции

3. Упражнения на развитие мышц рук и ног (ритмо-речевые упражнения)

4. Танцы в стиле “Мюзикл”

5. Сюжетные танцы.

Развитие чувства музыкального темпа.

Развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости и плавности движений.

Отработка правильного дыхания, различные музыкальные фразы и их выполнение, плавный подъем рук. Развитие чувства ритма, слуха, речи.

Развитие эмоциональности, отработка элементов парного танца

Праздничные вечера, развлечения.

Упражнения с цветами Г. Гладкова

“Кот-царапка” Боромыковой

“Добрая фея”

“Плавный подъем рук”

“Ветер и эхо” сл. Пляцковского

“Трик – трак” (рус. фольклор)

“Смехота”

“Солнечный зайчик” муз. Равоса и Нилссон

Тематический план занятий кружка “Весёлый каблучок”

Подготовительная группа

 

месяц

Виды

деятельности

Задачи

Репертуар

1.

Сентябрь

1. Ходьба (бодрый шаг, спокойный; высокий шаг, шаг на носках, пружинистый)

2. Пальчиковая разминка “Танцы рук”

3. Музыкально-ритмичные композиции

4. Музыкальная игра.

Координация движений, ориентировка в пространстве относительно друг друга.

Развитие мелкой моторики.

Формирование навыков ходьбы, исполнение ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.

Развитие танцевального творчества, импровизация внимания.

Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский

“Грустная песенка” П. Чайковский

“Домовой”, “Круглый кот”, “Лисичка-сестричка”

Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский

“Запрещенное движение”

2.

Октябрь

1.Упражнения (основные, шаг, бег, подскоки)

2. Музыкально-ритмичные композиции.

3. Музыкальные и пластические этюды.

4. Музыкальная игра

Научиться переключаться с одного ритма в другой.

Развитие музыкальности, умение координировать свои движения с музыкой; развитие чувства ритма, внимания, памяти.

Развитие творческого воображения, фантазии; самостоятельно создавать пластический образ.

Развитие музыкального слуха, выразительных движений, творческого воображения.

Марш “Щелкунчик”

Бег “Счастливое детство”

Марш “Утки”, “Скакалка”

“Цыплята” (азербайджанская народная песня)

“Красная шапочка” муз. А. Рыбникова

“Цветы спят” муз. Григ (Песня Сольвейг)

“Козочки и волк” (программа Буренина)

муз. из к/ф “Звуки музыки”.

3.

Ноябрь

1. Музыкальные движения, упражнения.

2. Образные упражнения под слово (поговорки)

3. Музыкально-ритмичные композиции

4. Сюжетные танцы

5. Музыкальная игра

Развитие общей моторики, координация движений рук и ног.

Развитие творческого воображения; развитие эмоциональности.

Развитие чувства ритма, координации движений, памяти, внимания; развитие способности к импровизации.

Научиться передавать характер музыки, двигаться легко, изящно, менять направление движений под музыкальные фразы.

Научиться согласовывать свои движения с характером музыки.

“Часы”

“Мы петрушки”

“Маляры”, “Кошка”, “Качели”, “Сапожок”

“Кот Леопольд” муз. Б. Савельева

“Три поросенка” Н. Ефремова

“Ни кола, ни двора”

Танец “Осенних листочков” муз. из к/ф “Щербургские зонтики”.

“Игра с султанами”

“Во саду ли в огороде” обр. Н. Римского-Корсокого

русский народный танец “Барыня”

4.

Декабрь

1. Упражнения на построение в шеренгу, колону.

2. Рече-двигательные упражнения

3. Музыкально-ритмичные композиции

4. Танцевальная импровизация

5. Музыкальная игра

Научиться изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального произведения; переключаться с одного вида движений на другой.

Движение группой в заданном темпе; сопровождение движений вперед жестами и звуками; координация движений.

Развитие выразительных движений, формирование навыков кружения на подскоках, развитие памяти и внимания.

Развитие танцевального творчества

Согласовывать движения с музыкой

“Шествие кузнечиков”

С. Прокофьев

Экосез № 2

Ф. Шуберт

“Острова”

“Обезьянки”

“Мячик” муз. М. Минкова

“Снежинки” муз. Шопена (ноктюрн)

“Мячики и дети”

“Полька” Глинка

5.

Январь

1. Упражнения на построение и перестроение

2. Музыкально-ритмичные упражнения с перестроением

3. Сюжетно-образные движения, имитация

4. Танец сюжетный.

5. Хороводная игра

Свободно ориентироваться в пространстве; перестраиваться из положения “врассыпную” в круг.

Тренировка направленности слуха, чувства ритма, координации движений рук и ног.

Развитие образности мышления, эмоциональности.

Научиться передавать ритм музыки хлопками, согласовывая свои движения рук и ног.

Развитие сообразительности, согласовывая свои движения с движениями партнеров, пением.

“К нам приходит Новый Год” В. Перчик

“Кто живет в лесу” муз. И. Манукян.

“Хлопушки”

Н. Кизевальтер

“Метелица”

6.

февраль

1. Комплекс гимнастических упражнений

2. Упражнения с предметами (с мячами, с флажками)

3. Музыкально-ритмичные композиции.

4. Игры и хороводы.

Развитие ритмичности, точности движений.

Развитие мелкой моторики, эмоциональности.

Развитие выразительных движений, творческого воображения, способности к импровизации, быстроты реакции, координации движений.

Свободно ориентироваться в пространстве; передавать в связи с музыкой игровые образы; заканчивать движения с окончанием музыки.

Муз. Ф Шуберта

“Марш”, “Вальс”

Экосез №3, №4

Упражнения с мячами

“Как у наших у ворот” (р/н песня)

“Вальс” Глинки

Свиридов “Военный марш”

“Кукляндия” муз. П. Овсянникова

“Мячик” муз. М. Минкова.

“Мы военные” Л. Сидельникова

хоровод “В лесу”

    5. Музыкальная игра.

Развитие устойчивости внимания

“Запрещенное движение”

7.

Март

1. Упражнения (основные плясовые с элементами народных плясок).

2. Перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль).

3. Пляска – игра.

Парный танец.

4. Танец тройками.

5. Упражнения на расслабление.

Передавать в пластике музыкальный образ.

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Научиться различать две разнохарактерные части песни.

Разучивание. Развитие чувства ритма, координации движений, внимания, памяти.

Расслабление мышц рук и плечевого пояса по контрасту с напряжением.

“Полька” (хорв. н. м.)

“Гопак” (укр. н. м.)

“Русская плясовая” В. Золотарева.

Русские народные песни “У нас в округе”, “Милый мой хоровод”.

“Приглашение”

“Гречаныки” (укр н. п.)

“Кадриль”

Упражнения: “Силачи”, “Пушинки”

8.

Апрель

1. Упражнения основные, элементы плясок.

2. Музыкально-ритмичные упражнения.

3. Имитационные движения.

4. Танец тройками.

5. Расслабление.

Те же

Умение быстро перестраиваться в пространстве, развитие чувства ритма, быстроты реакции.

Развитие эмоциональности, раскрепощение мышц, развитие мелкой моторики.

Закрепление танцевальных композиций.

Полное расслабление мышц тела по контрасту с напряжением.

Те же

“Полька” муз. Арскос (болгар. пляс. мелодия)

“Лошадка”, “Жуки”, “Аист”, “Лягушка”.

“Кадриль”

“Отдых в тени”

“Загораем”

9.

Май

1. Музыкально-ритмичные композиции.

2. Рече-двигательные упражнения.

3. Музыкально-пластические этюды

4. Танцы сидя.

5. Танец игра.

Повторение разученных танцев, композиций.

Сопровождение речевого упражнения жестами и звуками

Развитие фантазии, мышления

Развитие координации движения рук и ног.

Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных качеств, способности к импровизации

“Кукляндия”

“Танец с султанчиками”

“Три поросенка”

“Вот взяла лисичка скрипку”

“Два дружка – два петушка”

“Клоуны”

муз. Конкан

“Дам доди”

“Найди себе пару”

муз М. Спадавеккла

“Добрый жук”