Практико-исследовательская деятельность учащихся при изучении метематики

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Использование свойства углов треугольника при решении задач.

2. Совершенствование навыков при работе с измерительными инструментами.

3. Развитие логического мышления, воспитание патриотизма, чувства прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: модели треугольников, транспортир, рисунки орнаментов, фотографии деревянных домов с резьбой.

Формы общения: индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Практическая работа. Свойство о сумме углов треугольника.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Мотивационная беседа.

Учитель. Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и садитесь.

Мы продолжаем путешествовать по необъятным просторам Математики. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного.

Задание. Расшифруйте анаграмму.

(Орнамент)

Что изображается на орнаментах? Назовите виды орнаментов.

Кто использует в своей работе трафареты? (Возможные ответы учащихся - маляры, штукатуры, художники).

А что характерно для русского орнамента?

Мы говорили с вами, что русский орнамент противоречив. В нем вроде бы все просто, много свободного пространства. Сначала рисунки кажутся незатейливыми, но если всмотреться, то не хочется и глаз отводить. Где наиболее ярко выражен орнамент?

В деревянном зодчестве. Давайте еще раз посмотрим, как можно изобразить орнамент. (Рисунки орнаментов)

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Умели деды строить грады
И веси на Руси святой.
Стоят они, очей отрада,
Красой, равняясь с простотой.
На наших северных широтах
Видать для света и тепла,
Как солнышки ручной работы
Горят над ними купола.

(Демонстрация деревянных домов с резьбой)

Какие геометрические фигуры использовали мастера в своих работах?

Возможные ответы учащихся – окружность, четырехугольники, треугольники.

Мы с вами поговорим о свойствах одной из фигур.

Отгадайте загадку:
Ты на меня, ты на него
На нас всех посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три. (Треугольник)

Учитель. Все правильно, это треугольник. Какая фигура называется треугольником?

Назовите виды треугольников. Возможные ответы учащихся – остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.

Какой треугольник называется прямоугольным, равнобедренным, равносторонним?

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Возможные ответы учащихся – узнать новое о треугольниках, рассмотреть новые свойства.

III. Изучение нового материала.

Итак, тема урока “ Свойства углов треугольника”. Для изучения свойств треугольников выполним практическую работу. Но для работы необходимо иметь хороший глазомер.

Гимнастика для глаз. В разных местах доски прикреплены разные геометрические фигуры. Учитель называет фигуру, в это время учащиеся глазами должны найти ее.

Практическая работа (работа в парах).

Задание: учащимся выданы модели треугольников – остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, прямоугольный равнобедренный, равнобедренный, равносторонний. Измерить углы треугольников, найти сумму углов и сделать вывод. Измерения занести в таблицу.

Название треугольника

Угол 1

Угол 2

Угол 3

Сумма углов треугольника

         
         

Вывод о проделанной работе: сумма углов треугольника равна…

(Результаты могут получиться разными - 178°, 181°, 180°, 179°)

Учитель. Почему получились разные результаты?

Учащиеся. Плохо измерили углы, неправильно прикладывали транспортиры.

Учитель. Да, возможны погрешности при вырезании фигур, при измерении. Итак, делаем вывод о том, что сумма углов треугольника равна 180°. Оцените свою работу. Если вы считаете, что все выполнили правильно поставьте себе ; если есть ошибки, то ; и , если считаете, что не справились с работой.

Учитель. А зачем нам надо знать свойства геометрических фигур?

Учащиеся. Свойства геометрических фигур необходимы дл решения различных задач.

IV. Закрепление полученных знаний.

Задание № 1. Дан треугольник АВС. Угол А равен 26°, угол В равен 50°. Найти угол С.

Задание № 2. Дан равносторонний треугольник. Угол А равен 60°. Найти остальные углы.

Сформулируйте свойство углов равностороннего треугольника.

Задание № 3. Выполните самостоятельно. Дан прямоугольный треугольник. Один из углов равен 40°. Найти третий угол.

V. Физминутка.

Раз нагнуться – потянуться.
Два нагнуться – повернуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять, шесть тихо сесть.

VI. Закрепление полученных знаний.

Задание № 4. Используя свойство углов треугольника, заполните пустые клетки таблицы. Ответы расположите в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква. Прочитав слово, вы узнаете, какой из инструментов является главным для мастеров деревянного зодчества.

угол 1

15

66

45

60

126

угол 2

 

14

   

27

угол 3

60

 

45

60

 

А – 18°, Б – 53°, О – 60°, Р - 27°, О – 100°, К – 80°, Т – 105°, Т – 200°, П - 90°.

Правильный ответ показывается на доске. ( Т – 105°, О – 100°, П – 90°, О – 60°, Р - 27°)

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. Оценка “5” - правильны все пять ответов, “4” - четыре ответа, “3” - три ответа.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Для чего необходимы полученные знания?

Как вы думаете, какое будет домашнее задание?

Домашнее задание: 1. Можно ли использовать свойства треугольника при укладке паркета?

Если да, то, как это сделать. Изобразите решение задачи на рисунке.

2. Подумайте, а как найти сумму углов четырехугольника,

пятиугольника, шестиугольника? Многоугольника?

Рефлексия.

Мы погрузились в мир геометрических фигур, их свойств и увидели, как геометрия служит созданию красоты и удобства, т.е. того, что объединяет одним словом – гармония. Уходя с урока, изобразите свое настроение на мишени настроений.