Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы

Разделы: Литература

Классы: 9, 10, 11


“Чем культурнее народ, тем интенсивнее его связи и взаимодействия с другими народами”. Академик В.М. Жирмунский.

Значительное место в русской художественной литературе занимает Якутия. Якутия вошла в состав России в XVII веке. В 1632 году отряд енисейского казачьего сотника Петра Бекетова заложил Ленский острог, ставший основой города Якутска. В результате вхождения Якутии в состав России якуты, эвены, юкагиры и другие народности Ленского края стали вступать в экономические, политические и культурные отношения с русским народом, стремились сплотиться вокруг него.

Представляет интерес исследование русско-якутских литературных взаимосвязей, имеющих глубокие исторические корни. В книге “Пробуждая чувства добрые…” М.Я. Мишлимович пишет: что “назрела острая необходимость создания такой связной (с 5-11кл.) мини-программы”, где должны прослеживаться “вертикальные внутрипредметные связи произведений русских и якутских писателей”.

Работа по раскрытию взаимосвязей русской и родной литератур помогает лучше понять и усвоить многие типичные черты современной литературы, осмыслить пути развития литератур в прошлом и настоящем. Материал литературного краеведения включаю при изучении указанных ниже тем в 9-11 классах якутской школы.

Открытие темы Якутии в русской художественной литературе

Впервые тема Якутии была поднята корифеем русской и мировой науки, крупнейшим русским поэтом XVIII века М.В. Ломоносовым.

9 класс. “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны”.

Здесь Ломоносов, давая уроки царям, выражая страстную любовь к своей отчизне, беспокоясь о будущих судьбах своей родины, стремится обратить внимание правительства и народа на огромные богатства, которые таит наша необъятная земля. Особое место уделяет северо-востоку России.

“...Там Лена чистой быстриной
Как Нил народы напояет…
Коль многим смертным неизвестны
Творит натура чудеса...”

Автор стремился обратить внимание русского правительства на эту отдаленную окраину и указывал на богатые ее перспективы.

Якутия в творчестве писателей-декабристов

Якутская тема в русской художественной литературе была продолжена писателями-декабристами. Декабристы – это первое поколение русских революционеров, отбывавших ссылку в Якутии. К.Ф. Рылеев принадлежит к “людям 14 декабря”. К числу лучших произведений К.Ф. Рылеева относится его знаменитая поэма “Войнаровский” (напечатана в отрывках в 1824 году, целиком – в 1825 году

После изучения жизни и творчества К.Ф. Рылеева учащиеся знакомятся с поэмой “Войнаровский”.

Урок начинается с вводной лекции (I) учителя о истории создания поэмы, прототипах его героев, идейном замысле поэмы.

I. Во вступительном слове используется предисловие к поэме, написанное А. Бестужевым (см. К.Ф. Рылеев. Избранное. М., “Детская литература”, 1975).

II. Комментированное выборочное чтение поэмы:

Описание города Якутска; встреча Войнаровского с Миллером; сцена охоты; описание юрты Войнаровского; встреча с женой; заключительная сцена поэмы.

III. Словарная работа с использованием комментариев к поэме, сделанных самим Рылеевым: доха, пальма, ясак, чебак, заимка, жирник и др.Объясняются в основном вышедшие из употребления слова, характеризующие якутский быт XVIII века.

IV. Беседа. Примерные вопросы:

1. В посвящении К.Ф. Рылеев говорит: “Я не поэт, а гражданин”. Как вы понимаете эти слова?

2. Почему в изображении Войнаровского поэт отступает от исторической правды?

3. Найдите в тексте детали, свидетельствующие о тщательном изучении Рылеевым якутской жизни (обратите внимание на описание города Якутска, его жителей, изображение быта ссыльного Войнаровского).

4. Какие описания якутской природы вам особенно понравились? Чем? Обратите внимание на язык этих описаний.

V. Знакомство учащихся с оценкой поэмы современниками поэта и критиками.

Отрывок из доклада ученицы “Якутия в изображении К.Ф. Рылеева”:

“…Действие поэмы развертывается в Якутии. В поэме дано краткое описание Якутии – “страны изгнания”. Природные особенности края характеризуются эпитетами “дикая”, “угрюмая”, “холодная”, “суровая”, “безотрадная”. Рылеев называет Якутию “обширной узников тюрьмой”, куда раз или два в год “с толпой преступников усталой” проходит дружина воинов. С большим мастерством дается в поэме якутский зимний пейзаж; автор связывает его с трудной жизнью политического изгнанника, заброшенного в далекий край. В противоположность суровому зимнему пейзажу Рылеев в ярких оптимистических тонах рисует бурную якутскую весну, когда северная природа просыпается от долгого зимнего сна, река ломает лед и несет его в океан”.

Изучение монографических тем

9 класс. А.С. Пушкин.

10 класс. И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой.

11 класс. А.М. Горький.

Перед изучением той или иной темы дается опережающее задание с целью выявить связь данного писателя с Якутией, его переписку, отражение в творчестве писателя темы Якутии, переводы его произведений на якутский язык, что написано о данном писателе на якутском языке, каково влияние этого писателя на якутскую литературу, якутских писателей.

При раскрытии связи литератур целесообразно остановиться на таких моментах:

1. История знакомства якутского народа с данным писателем и его творчеством.

2. Писатели Якутии о значении в их развитии творчества данного писателя.

3. Переводы произведений данного писателя на якутский язык.

Учащимся предлагаются такие вопросы:

1. Почему именно этот период развития литературы, этот писатель, эта черта его творчества оказались близкими якутским писателям?

2. Какие черты творчества Пушкина, Горького и т.п. и почему привлекли поэтов и писателей Якутии?

3. Чем вызвано стремление отдельных поэтов Якутии освоить их художественные приемы?

4. Какие отзывы якутских писателей о русских писателях знаете?

5. Какие произведения написаны писателями Якутии о данном русском писателе или поэте?

А.С. Пушкин и Якутия

Особое место в русско-якутских литературных взаимоотношениях занимает проблема “Пушкин и Якутия”. Свободолюбивая поэзия Пушкина пришла в Якутию в 30-х годах XIX века вместе с поэтами-декабристами. Именно ссылка декабристов в отдаленные места России обостряет интерес А.С.Пушкина к народам Сибири. Известный литературовед М.Г. Михайлова отмечает, что именно якутский казак Владимир Атласов должен стать главным героем задуманного Пушкиным произведения о народах северо-востока Сибири и Камчатки.

Учащиеся выступают с сообщениями: “Письма лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера из Сибири”, “Ф. Матюшкин, лицейский друг Пушкина,- участник научной экспедиции по изучении Севера России”, “Замечания Пушкина по поводу поэмы К.Ф. Рылеева “Войнаровский”, “А.А. Бестужев-Марлинский о Якутии”, статья М.К. Аммосова “О Пушкине, об Якутском улусе и о культурном подъеме”( газета “Автономная Якутия”, 1927г.), “200-летие А.С. Пушкина в Якутии”, “Книга С. Попова-Тумат “А.С. Пушкин и Якутия”, “Влияние Пушкина на творчество классиков якутской литературы”.

Сообщение ученицы “Перевод пушкинских произведений на якутский язык”

На первом месте по переводу произведений русских писателей стоит А.С. Пушкин. В настоящее время на якутский язык переведены более двухсот произведений классика русской литературы. Перевод произведений А.С. Пушкина можно разделить на 5 этапов: I. 1922-1937гг. II. 1937-1949гг. III. 1949-1959гг. IV. 1959-1979гг. V. 1979-1999г.г.

Якутская пушкиниана начата в 1922 году с перевода стихотворения “Туча” П.А. Ойунским. “Туча”, “Пророк”, “Кинжал”, отрывок из трагедии “Борис Годунов” (Самозванец и Марина в саду у фонтана) послужили образцами для подражания. Выбор Ойунским стихотворений не случаен, ему особенно близки гражданские произведения русского поэта. Если сравнить концепцию назначения поэта и поэзии у двух поэтов, мы увидим полное совпадение эстетических принципов. У Ойунского так же, как у Пушкина, поэт-пророк, защитник интересов народа, обличитель устоев общества, глашатай передовых идей.

А.С. Пушкин был и остается духовным учителем и наставником якутских поэтов, начиная с основоположников якутской литературы. Они восприняли его лучшие демократические традиции: народность, патриотизм, гуманизм, художественное совершенство. К такому выводу приходят учащиеся после знакомства с темой “Пушкин и Якутия”.

А.Н. Островский и Якутия

В истории распространения в Якутии произведений классической русской литературы и их влияния на развитие якутской литературы одно из видных мест занимают драмы А.Н. Островского. Материал краеведческого характера включаю при изучении драмы “Гроза”. Тяжелая участь женщины находила яркое отражение во многих произведениях А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д.Неустроева, творчество которых развивалось под благотворным влиянием демократических традиций русской литературы. Учащиеся готовятся к краткой аннотации пьес А.И.Софронова “Любовь”, “Тина жизни”, Н.Д.Неустроева “Жестокая судьба”.

До А.И.Софронова в дореволюционной якутской литературе не было никакого опыта в области драматургии. Поэтому несомненным является то, что первый якутский драматург учился художественному мастерству у Островского. В этом отношении пьеса А.И.Софронова “Любовь” по своему сюжету во многом напоминает “Грозу” А.Н.Островского. Пьесы Островского сыграли важную роль не только в развитии якутской литературы, но и в развитии якутского театрального искусства. В ходе работы над драмой “Гроза”, учащиеся знакомятся со статьями Софронова “Что такое драма”?, “Что такое театр, какая польза от нее”?, “Драма на якутском языке”. Софронов воспринял у Островского такие традиции, как демократизм и гуманизм, этические и эстетические принципы, прогрессивная идейность и высокое художественное мастерство.

В лекцию учителя можно ввести сообщение ученика о пьесе “Любовь”:

“В этой пьесе А.И.Софронова показана история 18-летней девушки Катерины, выданной против ее желания замуж за богатого 60-него старика. Постоянные обиды побои мужа-скряги, тяжелые переживания уводят ее в могилу…

…Основной смысл драмы “Любовь” сводится к тому, что грубые, деспотичные нравы, обычаи могут быть искоренены только путем распространения просвещения. …Показанный автором страшный, дикий мир, где все зиждется на собственности, вызывает отвращение ко всему господствующему укладу жизни. А.И.Софронов навечно приковывает их к позорному столбу, ставит пред судом поколений”.

Следы влияния русской литературы, в частности драматургии А.Н.Островского, заметны и в драме Н.Д.Неустроева “Жестокая судьба”, эпиграф к которой взят из драмы “Гроза” А.Н.Островского: “Жестокие нравы, сударь”.

Приведенные выше сведения используются при анализе драмы “Гроза”, а также на заключительном уроке, посвященном значению А.Н. Островского в развитии русского театра и драматургии народов России.

Учащиеся получают задание: подготовить доклады “Островский и якутский театр”, “Софронов и якутский театр”, “Спектакли Островского на русском языке в дореволюционной Якутии”. В число тем для сочинений можно включить такие, которые связаны с родной литературой, например: “Темное царство” и горячие сердца в пьесах А.Н. Островского и А.И.Софронова”, “Катерина А.Н. Островского и женские образы драм А.И. Софронова”.

Отрывки из сочинений десятиклассников:

“Гибель главных героинь имеет глубокий нравственный смысл необходимости самой решительной борьбы за человеческие права, за освобождение от угнетающей действительности. … В смерти главных героинь А.И.Софронова мы видим призыв освобождению женщины из-под гнета. Их смерть, их тень будет грозой нависать над царством бездушия, жестокости и обмана, наводя страх и трепет, внушая неуверенность угнетателям…”.

“Драму “Тина жизни” вполне можно назвать якутской “Грозой”. Ее создание стало возможным в результате усвоения передовых традиций русской драматургии, в первую очередь, опыта и мастерства А.Н. Островского. Можно с уверенностью сказать, что ученик достоин своего учителя…”

Н.Г. Чернышевский и Якутия

Н.Г. Чернышевский 12 лет (1871-1883) томился в вилюйском остроге. Большую ценность представляют письма Чернышевского из Вилюйска, адресованные родным и знакомым. В письмах он говорит о бедственном положении якутского народа, страдающего под гнетом царизма и местных богачей, описывает убогие жилища бедняков, скудную пищу, отсталые нравы.

Включение литературно-краеведческих сведений о жизни Н.Г. Чернышевского в вилюйском заточении в уроки вызывает познавательный интерес учащихся, содействует осознанию жизненного подвига писателя.

Отдельным учащимся можно предложить темы сообщений:

1. Город Вилюйск по отзывам Чернышевского.

2. Письма Чернышевского из вилюйской ссылки.

3. Предание о бунте жены купца Корякина (по книге Б. Лунина “По следам Вилюйского узника”).

4. О духовном влиянии Чернышевского на местных жителей (по воспоминаниям В.Г. Короленко после встречи с молодым жандармом Шениным, служившим стражником при Чернышевском).

5. О попытке освобождения Чернышевского Г. Лопатиным (по книге Б. Лунина “По следам Вилюйского узника”).

Дается рекомендация обращения к историко-биографическим источникам, мемуарной литературе, письмам Чернышевского родным и друзьям. Проводится письменная работа на тему “Имени Чернышевского”: поселок Чернышевский; Вилюйское педагогическое училище – колледж; учителя школы – выпускники Вилюйского училища.

Отвечая на вопрос, кто из писателей Якутии создал образ Чернышевского, останавливаемся на “Прометее” Элляя. Сообщение ученицы: “Поэма “Прометей”, народного поэта Якутии С.Р. Кулачикова - Элляя, - о жизни великого русского революционера-демократа - была написана в 1944 году. По своему содержанию она состоит из трех частей:

I – деятельность Чернышевского в Петербурге. Арест и дальний путь на каторгу в Сибирь.

II – описание жизни Чернышевского в Вилюйском остроге

III – показ больших перемен, происшедших при Советской власти на Вилюе

Вся работа проводится так, чтобы донести до учащихся образ Чернышевского как человека, которого не сломили выпавшие на его долю испытания. Чернышевский предстает как живая личность с твердым, волевым, целеустремленным характером. Многие старшеклассники говорят о необходимости развивать в себе деятельное отношение к окружающему миру, воспитывать в себе важнейшие качества борца, быть гармонически развитым человеком.

Л.Н. Толстой и его связь с Якутией

Великий Толстой был связан и с Якутией. На уроках изучения биографии Толстого, когда говорим о друзьях, знакомых его, подчеркиваем, что в этот период Толстой имел с далекой Якутией и личные связи. Эти связи установились у него через первого якутского врача, студента Московского университета П.Н. Сокольникова.

Темы выступлений:

1. Знакомство Сокольникова с Толстым.

2. П.Н. Сокольников – первый якутский врач.

3. П.Н. Сокольников – посредник между ссыльными духоборами и Л.Н. Толстым.

4. Переводы произведений Толстого на якутский язык. “Кавказский пленник” (пер Г. Тарский), “Власть тьмы”, “Анна Каренина”, “Война и мир” (пер. Амма Аччыгыйа).

Работая в классе над романом “Война и мир”, привожу такие факты и примеры:

1. Участие якутского народа в событиях 1812 года.(из книги “История Якутии” для старших классов, с.35-36)

2. “Севастопольские рассказы”. Участие представителей Якутии в Крымской войне против англо- французов.

3. Газета “Якутская жизнь” от 28 августа 1908 года о чествовании 80-летия Л.Н. Толстого.

Изучение связей Толстого с Якутией помогает учащимся лучше понять не только содержание, но и общечеловеческое значение произведений великого писателя.

А.И. Гончаров и Якутия

Известный русский писатель, автор трех известных романов “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” в 1852-1854 годах совершил кругосветное путешествие на фрегате “Паллада” в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина. 8 августа 1854 года Гончаров высадился в местечке Аян, откуда начинался Якутско-Аянский почтовый тракт, которому в 2004 году исполнилось. “Дорога жизни” связала Россию с ее востоком, Японией, Китаем и с Америкой. Этой дате было приурочено выездное заседание Совета 3 Ассамблеи народов Якутии.

В путевых очерках И.А. Гончарова “Фрегат Паллада” большое место занимает описание Якутии, быт и нравы жителей малоизвестной тогдашней окраины России, природа, вера писателя в расцвет Якутского края, развитие его экономики и культуры. Природа потрясающей красоты, быт и обычаи аборигенов влекли сюда многих путешественников. И.А. Гончаров писал: “Нет сомнения, что будет езда и дальше по Аянскому тракту”.

Заранее до изучения жизни и творчества А.И. Гончарова учащиеся получают задание ознакомиться с книгой А.И. Гончарова “Фрегат Паллада”:

1. Прочитать последние главы “Обратный путь через Сибирь”, “Из Якутска”, “До Иркутска”.

2. Отметить на карте места, где проходило путешествие И.А. Гончарова, назвав их в том порядке, как упоминаются в тексте “Фрегат Паллада”.

3. Выписать места с описаниями родной якутской природы, озаглавить их.

4 Описание жилищ, домашней обстановки, одежды, пищи якутов.

5. Портрет Якутска той поры.

6. Жизнь и деятельность русских переселенцев.

7 . Культурно-просветительская деятельность миссионеров.

8. Гончаров- мастер пейзажа.

Отрывок из выступления ученицы:

“… Гончаров твердо верит в будущий расцвет Якутского края, в развитие его экономики и культуры, ибо в этой великой преобразовательной работе принимает участие “целый легион титанов”: русские, якуты, тунгусы, люди разных профессий, “которые все работают неутомимо”. Он говорит, что жизнь здесь “ не неподвижная, не сонная…” Что в сумме здешней деятельности таится масса подвигов, о которых громко кричали и печатали бы в других местах, а у нас, из скромности, молчат”. Писатель выражает надежду , что “ … вскоре, может быть, загремят имена местечек и городков, теперь едва известного по имени: Олекминска, Витима и др.” Веря в эту светлую перспективу развития Якутии Гончаров пишет: “И когда совсем готовый населенный и просвещенный край некогда темный, неизвестный предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание”.

А.М. Горький и Якутия

А.М. Горький не обошел вниманием и якутскую литературу. Его заботы о развитии литературного дела в Якутии, живой интерес ко всему, что происходило в то время на якутской земле, личное общение и переписка с якутскими деятелями – все это свидетельства неразрывных и драгоценных связей с одним из величайших людей нашей страны

Можно сопоставить его повести “Детство” и “В людях” по идейному содержанию и отрывки из романа-эпопеи Н.Е. Мординова “Весенняя пора”.

1. Сравните главных героев этих произведений – Алешу Пешкова и Никиту Ляглярина, что общего между ними?

“Оба героя познали “свинцовые мерзости жизни”, но это не убило в них стремления к добру и справедливости. Алешу Пешкова и Никиту Ляглярина объединяет страстное желание учиться, непримиримость к своим обидчикам”.

2. Какую роль сыграли в жизни Алеши и Никиты бабушки – Акулина Ивановна и бабушка Дарья?

“Обе женщины учили мальчиков честности и справедливости, в своих чудесных сказках, всегда защищающих интересы народа и направленных против угнетателей, они открывали своим питомцам богатства народной мудрости. У них много общего: любовь к меткому слову, людям, природе, доброта, бескорыстие. Но вместе с тем это совершенно разные люди со своей собственной судьбой, своим отношением к вере, жизни, с разными характерами, внешностью, речью”.

Литературно-краеведческий материал лучше всего включить при знакомстве с произведениями А.М.Горького. Первое упоминание о Якутии относится к 1899 году в связи с выходом книги Тан-Богораза “Чукотские рассказы”, на которую Горький публикует рецензию. В рецензии Горький проявил интерес к далекой якутской окраине с ее людьми и своеобразными бытовыми традициями. О Якутии он знал по книгам, по переписке и беседам с политссыльными и коренными якутянами. Опережающие задания о связях А.М. Горького в дореволюционный период учащиеся готовят в виде небольших сообщений по указанным источникам.

Примерные темы таких выступлений:

1. Якутия в произведениях А.М. Горького:

а) “Мои университеты” - о встрече с Михаилом Антоновичем Ромасем;

б) о повести “Фома Гордеев” и очерке “Монархист” (о Сибири и ее восточной окраине - Якутии);

в) эпопея “Жизнь Клима Самгина” о Якутии, как месте политической ссылки и каторги;

2. История знакомства и переписка Горького с Семеновым до 1917 года.

Учителем указывается литература, дается консультация по составлению сообщений; учащиеся показывают работы в часы консультаций, во время факультативных занятий.

Большинство тем включаю на факультативное занятие по теме: “А.М. Горький”. Темы сообщений: Горьковская оценка якутской литературы; учеба якутских писателей в творческой мастерской А.М. Горького; воспоминания о Горьком: А.Семенова, Черных-Якутского, Н. Мординова, П. Ойунского; переписка Горького и Семенова после 1917 г.; о переводах произведений Горького на якутский язык; Горький – руководитель многонациональной литературы.

Целенаправленная работа по изучению литературных связей развивает познавательную активность учащихся, приобщает их к разнообразным видам самостоятельной и творческой деятельности, формирует исследовательские навыки. В ходе работы над той или иной темой учащиеся глубже усваивают основной программный материал, учатся делать сравнения и сопоставления, устанавливать связь между изученными явлениями и жизнью.

Изучая произведения таких писателей, как Чернышевский, Горький, Толстой, Гончаров и др., работая с дополнительными источниками, учащиеся самостоятельно обратились к истории Якутии, узнали о влиянии произведений русских писателей на развитие якутской литературы.

Использованная литература

  1. Башарина З.К. Содружество литератур. М., 2002.
  2. Васильева Д.Е. Взаимообогащение литератур. М., 1990.
  3. Горький и Якутия. Я., 1968.
  4. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур.М., 1961.
  5. Егоров П.И. Русские писатели о Якутии. Часть 1-3. Я., 1962.
  6. Михайлова М.Г. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск.1995.
  7. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые. М., 1993.
  8. Пинигин В.В. Любящий Вас Лев Толстой. Я., 1978.
  9. Софронов Ф.Г. Декабристы в якутской ссылке. Я., 1975.