Классный час "О заснеженном крае, о просторах Ямала и о самой лучшей реке"

Разделы: Внеклассная работа


Участники: классный руководитель и учащиеся 4-го класса.

Цель:

  1. Развитие познавательных интересов.
  2. Формирование у учащихся навыков общения.
  3. Организация работы учащихся, направленной на творческое самовыражения через чтение стихов собственного сочинения

Подготовительная работа:

  1. Сбор детьми фотографий с пейзажами родной реки в разные времена года.
  2. Сочинение стихов учащимися.
  3. Подготовка мультимедийного фоторепортажа о реке Обь.
  4. Составление презентации.

Оформление, оборудование, инвентарь.

  1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайды.
  2. Рисунки детей.
  3. Стихи учащихся.

Ход проведения

1. Эмоциональный настрой учащихся посредством музыкального оформления (музыка водопада).

2. Учитель:

- Ребята, вы, конечно, любите путешествовать и сегодня мы отправимся с вами в необычайно интересное путешествие в заснеженный край, на просторы Ямала, на берега самой большой реки Западной Сибири – Обь. Все что вам встретится на пути, вы должны хорошо запомнить, чтобы, вернувшись из нашего путешествия вы смогли нарисовать нашу красавицу – реку заснеженном крае, о просторах Ямала и о самой лучшей реке – Обь.

3. Сообщение учащихся:

Река Обь – самая большая водная артерия Западной Сибири. Это могучая равнинная река. По площади бассейна она занимает первое место в России, а по водности третье – после рек Лена и Енисей.

Обь берет свое начало двумя притоками: Бия и Катунь, которые стекают с гор Алтая. Выходя на плоскую Западно-Сибирскую равнину, Обь сильно разливается и ее русло в среднем течении достигает до 1,5 км., а по зеркальной глади воды до 2,5 км.

На своем пути Обь принимает большое количество притоков. Одним из главных является река Иртыш – это левый приток. Протяженность Иртыша более 2 тыс.км. Правые притоки Оби короткие, но многоводные, их огромное количество. Такие правые притоки, как Кеть, Толь, Вах, Чулым.

Река Обь несет свои воды в Северный Ледовитый океан, через Обскую губу. Протяженность реки Оби чуть более 3 000 км. От слияния Бии и Катуня, это река своим нижним течением проходит через всю западную территорию ЯНАО.

На территории нашего округа протяженность Оби составляет около 450 км. Левые притоки Оби в пределах округа – Войкар, Сыня, Собь, которые берут свое начало на восточных склонах Уральских гор. Правые притоки – Полуй, Собтыюган, Куноват. Истоки их на Полуйской возвышенности.

У мыса Ямсала начинается Обская губа – это опресненный залив Карского моря, относящийся к Северному Ледовитому океану. Все реки бассейна Оби сильно меандрируют, их русла изобилуют рукавами и протоками.

Воды реки Оби и ее притоков богаты рыбой: щука, нельма, налим, муксун, ряпушка и другие.

Река Обь с ее притоками в пределах округа имеет определенный режим питания. В зимний период выпадает большое количество снега. А в весенне-летнее время он стаивает и уровень воды в реке поднимается на отметку до 1,5-2,3 м. Замерзает река на 7-8 месяцев. Ледостав начинается в начале ноября, а ледоход в конце мая месяца.

По обе стороны Оби в ее нижнем течении расположены два крупных города – Салехард и Лабытнанги.

Расстояние между этими городами 18 км. Поэтому связь (транспорт – автомобильный) осуществляется через Обь только в зимнее время, а летом паромная связь. По реке Оби развито судоходство от города Салехарда до Омска по Оби и ее притоку Иртыш. В середине XX века по Оби справляли лес. В настоящее время лес не справляют, но перевозят не только грузы, но и действуют в летнее время пассажирские перевозки.

Река Обь дала “Жизнь” многим населенным пунктам: Аксарка, Салехард, Питляр, Горки, Мужи и т.д. В Аксарке и Салехарде построен рыбокомбинат. Отсюда рыба уходит во многие регионы нашей страны.

4. Слайд-шоу “Обь и 4 времени года”. Идёт мультимедийная презентация, дети во время презентации читают стихи.

Обь

Может, есть красивей где-нибудь,
Но любимей рек на свете нет!
Обь-река, ты жизненный мой путь
Мне указывала с детских лет.
Разжигая дерзкие мечты,
В дали заповедные маня.
Мудрости меня учила ты,
Человеком сделала меня.
В солнечные дни, когда тебя
Гладит солнца теплая рука,—
Как меня ласкала ты, любя,
Смуглого мальчишку-рыбака!
Ты меня учила: “Сильным будь!
Будь упорней всех штормов и бед!”
Обь-река, ты жизненный мой путь
Мне указывала с детских лет.
Без тебя не мог бы выжить я:
Летом и зимой, жирна, бела,
Рыба драгоценная твоя
На бесхлебье хлебом нам была.

Уже не туманится поутру
Ручей, прибежавший с горки,
Но слышу синей воды игру
Под ледяною коркой.

Осень – рыжая подружка,
Вся в веселых завитушках.
Нам рассказывает сказки,
Одевает в чудо – краски.
Осень – рыжая подружка,
Вся в веселых завитушках.
Нам рассказывает сказки,
Одевает в чудо – краски.

Здесь, конечно, не теплый и благостный юг,
Здесь мороз беспощадно суров,
И Полярный порой прогибается круг
От жестокой атаки ветров.
Но и в самую вьюжную пору, взгляни:
В непроглядную зимнюю ночь
Светят спелой морошкой земные огни,
Обещая согреть и помочь.

Зима…
Белый снег лежит кругом.
Пароходы у причала,
Встали, скованные льдом…

Спи, река.
Сейчас ты, как ребёнок,
И ручей – воркующий котенок –
Затаился, всё вокруг затихло.

Краны растут
И мамонт здесь был
Обь плодородней
Даже чем Нил.

Уже подать рукою
Торопится вперед
Замерзшею рекою
Бродяга – вездеход.
Над ним – горящий веер,
Под ним – полоска льда,
Его ведет на север
Полярная звезда.

На Севере весна бурлива,
Она, как ненка, хлопотлива —
И снег со стойбищ прочь метет,
И жаром солнца топит лед,
И сушит дом, и моет небо,
И кличет птиц с материка,
И лепит в небе облака,
Как тесто белое для хлеба.

Клубятся струи быстрых вод.
Он будит спящую природу,
Он, как ребенок, брызжет воду,
Как лебедь, бьет тугим крылом

Проплывают на льдинах дороги
Мимо, мимо.
В большой океан,
Каждый год уплывают на льдинах тревоги,
Каждый год возвращаются, как бумеранг.

Их много, таких вот речушек –
Кривулистых, вздорных, других.
А эта, как свет от веснушек,
Из детства годков золотых!
Сижу, отдыхаю, любуюсь
Вороной на том берегу.
Как будто я с ней соревнуюсь,
А каркать вот так не могу.

Иных времен, иных картин
Предвижу я начало.
В случайной жизни берегов
Моей реки любимой;
Освобожденной от оков;
Народ неутомимый
Согреет, густо заселит
Прибрежные пустыни.
Наука воды углубит.
По гладкой их равнине
Сюда гиганты побегут
Несчастною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою

Лето жаркое будь со мной…

Днем и ночью летом жарким
На лугах цвели цветы
По реке ходили баржи,
Пароходы их вели.

Озера, озера,
Озера без края —
Ковши голубые,
Вода голубая.
Да заросли редкие
Ивняка
Курчавятся всполохом
Ветерка.
Пусть беден ты, Север,
Травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги
Метели и вьюги
Земли снеговой, —
И все же, и все же
Ты самый любимый:
Товарищ суровый,
Отец мой родимый!

Вот повернул на север,
Парус подняв косой,
Ветер – олень могучий –
В парус запрягся мой.

О, Обь!
Я твой счастливый
северянин,
Живу, Иду под
знаменем твоим,
И радуга
Сиять не перестанет
Над тундрою
восходом зоревым.

5. Учитель

- Мы завершили наше путешествие. Обь – что она? Голубая жилка на карте? Водная дорога? Бассейн? Обь – это чудеснейший комплекс, неистощимых месторождений – драгоценнейшей влаги, вкуснейшей рыбы. А поймы её настоящее месторождение зелёной жизни. Великая река – это не только поток воды, это ещё и поток тепла, сквозь прошивающий Сибирь от Алтая до Арктики.

И сейчас, ребята, каждый из вас может изобразить реку Обь, такой, какую запомнили.

6. Выставка рисунков учащихся.

7. В завершение классного часа дети вместе с классным руководителем делятся впечатлением.

Литература:

  1. Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографичекие, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб.пособие для ст.кл. общеобраз. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
  2. Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.

Приложение