Урок по теме: "Решение задач". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: формировать умение решать задачи на движение в одном направлении, навстречу друг другу, в противоположных направлениях.

Ход урока.

I. В качестве подготовительного этапа для решения такого вида задач в учебном пособии предусмотрено задание № 9 стр. 176 (Натуральные числа и десятичные дроби. Практикум)

С обсуждения этого задания и начинается урок.

№ 9. Пункты А и В расположены на одном и том же шоссе. Из каждого пункта одновременно вышло по пешеходу. Они идут, не меняя направления и скорости движения.

Разложи по ящикам следующие утверждения относительно их движения (некоторые - сразу в несколько ящиков, а некоторые попадут в мусорный ящик, ящики изображаются на доске)

1. Произведение скоростей пешеходов определяет быстроту их сближения.
2. Сумма скоростей того и другого пешехода определяет быстроту изменения расстояния между ними.
3. Пешеходы обязательно встретятся, если будут идти достаточно долго.
4. Разность скоростей пешеходов определяет быстроту изменения расстояния между ними.
5. Расстояние между пешеходами сокращается.
6. Расстояние между пешеходами увеличивается.
7. Пешеходы не встретятся, даже если будут идти очень долго.
8. После встречи расстояние между пешеходами будет увеличиваться.
9. В момент встречи расстояние между пешеходами равно нулю.
10. В момент встречи расстояние между пешеходами равно 0,5 км.
11. Пешеходы могут встретиться 2 раза, если будут идти достаточно долго.
12. Пешеходы смогут встретиться только один раз.
13. Если пешеходы встретятся, то место встречи зависит от их скоростей.
14. Если пешеходы встретятся, то место встречи зависит только от их скоростей.
15. Место встречи пешеходов не зависит от того, одновременно они вышли в путь или нет.
16. Если скорости пешеходов одинаковы, то они встретятся посередине между пунктами А и В.
17. Если скорости пешеходов одинаковые, то они не встретятся.
18. Пешеход, идущий сзади, всегда догонит того, кто идет впереди.
19. Время, прошедшее до встречи, зависит от суммы скоростей пешеходов.
20. Вреня, прошедшее до встречи, зависит от разности скоростей пешеходов.
21. Время, прошедшее до встречи зависит от расстояния между пунктами А и В.

До обсуждения данных утверждений на доске были изображены схематично движении трех видов.

Под каждым видом движения поместим соответствующий ящик. После обсуждения утверждения помещались в тот или иной ящик. Затем подвели итог для каждого вида движения.

Движение начато одновременно

Такие записи ребята сделали в тетради, они стали итогом обсуждения задания № 9

Последующие уроки-практикумы показали, что учащиеся стали лучше ориентироваться в различных задачах на движение.