Урок по теме: "Жизнь и быт египтян"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

  • Показать трудности жизни простого народа;
  • Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати.

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст;

Воспитательные:

  • Способствовать толерантному отношению к жизни и быту других народов,
  • Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение, любознательность.

Тип урока: объяснение нового материала.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания (10 минут);
  2. Объяснение нового материала «Жизнь и быт египтян» (25 минут);
  3. Закрепление пройденного материала (5 минут).

Оборудование: Политическая карта мира, Карта «Древний Египет», иллюстрации к теме, схема к уроку «Структура древнеегипетского общества», состоящая из отдельных элементов, карточки к опросу, контурные карты, атласы учащихся.

Ход урока

1. Опрос: 10 минут

6 учащихся работают по карточкам.

1 учащийся на доске работает с понятиями:

Напиши значение слов:

Папирус, Оазис, Ил, Фараон, Рельеф

Вопросы для всего класса:

1. Покажите на карте Древний Египет и определите его местоположение.

Раздать учащимся контурные карты:

Задание 1 для всего класса:

Давайте все вместе отметим на контурной карте синим карандашом реку Нил, подпишите реку. Теперь обозначим границы Древнего Египта, для этого используйте зеленый карандаш. В каждом государстве есть столица. Как она называлась в Древнем Египте? Отметьте Мемфис на контурной карте. (4 минуты).

2. Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Прав ли был Геродот? Свой ответ обоснуйте.

3. Как древние египтяне объясняли разливы Нила? А как современные люди это объясняют?

4. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

5. Как произошло объединение Египта? Как называли правителей всего Египта?

Задание 2 для всего класса:

Сейчас мы будем работать в тетради. Вам потребуется карандаш и линейка. Начертите «Ленту времени». Давайте вспомним, почему «Лента времени» не имеет окончания.

Отметим на «ленте времени», когда произошло объединение Северного и Южного Египта. Посчитаем, сколько лет назад это произошло. 3000 тысячи лет до н. э.; 5006 лет.

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты).

Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке.

Новый материал:

Ставим цели урока:

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества, мы с вами узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы. А также разберем понятие «меновая торговля».

Запишите домашнее задание. Параграфы 7, 8. Попробуйте изготовить амулет на удачную учебу. Что такое амулет – вы найдете на стр. 38 учебника.

Откройте тетради и запишите тему урока (записана на доске).

Мы вместе с вами будем составлять схему Структура общества (на столе разложены названия различных категорий населения, по мере прочтения пункта параграфа ученик прикрепляет на доску элемент схемы).

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Откройте все стр. 35. Давайте почитаем вместе пункт параграфа «Жители Египта: от фараона до простого земледельца» (учащиеся читают по 1 предложению из текста параграфа вслух, учитель комментирует прочитанное).

Читаем (стр. 35):

«Всесильным владыкой Египта был фараон».

Ученик на доску прикрепляет элемент схемы

Посмотрите на изображение фараона Рамсеса (стр. учебника 42). Послушайте, что говорит сам фараон (Стихотворные строки были выданы нескольким учащимся на предыдущем уроке с целью подготовки для выразительного чтения).

Читает 1 учащийся:

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?
Деянье всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах, как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь – я фараон!

(Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999, стр. 67)

Рассказ учителя:

фараону подчинялись жрецы.

Ученик на доску прикрепляет следующий элемент схемы:

Кто такие жрецы?

Жрецыэто служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.

Послушаем, о чем нам расскажет жрец.

Читает учащийся:

Я жрец Исиды светлокудрой,
Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя – Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.

(Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999, стр. 66)

А теперь вновь обратимся к тексту параграфа, стр. 35:

«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».

Следующий учащийся прикрепляет на доске табличку (теперь схема выглядит так)

Посмотрите на картинку в учебнике стр. 40 «Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.

На 41 странице есть отрывок из древнеегипетской повести «Приключения Синухета», о жизни вельможи, дома вы внимательно прочитаете ее и ответите на вопрос 2, стр. 43.

Почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились? Какую службу при фараоне они выполняли? Откройте стр. 42 учебника, прочитайте первый абзац и расскажите о службе вельмож (2 минуты).

После прочтения пункта параграфа учащиеся рассказывают о службе вельмож.

Давайте снова обратимся к 1 пункту параграфа 7. Читаем учебник (стр. 35):

«…у фараона и вельмож состояли на службе многочисленные писцы».

Учащийся прикрепляет на доску табличку с надписью:

Откроем стр. 39 учебника и самостоятельно прочитаем пункт параграфа 5 «Писцы собирают налоги» (2 минуты). После прочтения мы все вместе попробуем ответить на вопросы.

Вопросы к 5 пункту параграфа:

1. Опишите, как выглядел древнеегипетский писец.
2. Зачем писцы были нужны вельможам и фараону?
3. Почему земледельцы боялись писцов?

Читаем вместе первый пункт, стр. 35.

«…Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско».

Следующий учащийся прикрепляет табличку к доске:

Откройте стр. учебника 43, там нам представлены древнеегипетские статуэтки воинов.

Давайте послушаем, о чем поют воины, которые возвращаются с военного похода (Слова воинов читают 3 учащихся, которым были розданы стихотворные строки заранее):

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

(Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999, стр. 63 – 64)

Воины устали после похода, пора отдохнуть и нам! Физкультурная минутка!

Обращаемся снова к тексту учебника, стр. 35, последний абзац:

«…На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»

Учащийся прикрепляет на доску следующий блок схемы:

На стр. 36, 37 мы как раз видим изображения земледельцев, ремесленников. Давайте внимательно посмотрим на древнеегипетскую настенную роспись, стр. 36, верхний рисунок. Что изображено на рисунке?

В тексте нам встретилось незнакомое слово: налоги. Еще раз прочитаем его значение. Запишите это слово и его значение в тетрадь.

Но была еще одна категория населения, о которой мы не прочитали в тексте учебника. Послушайте еще раз строки из песни воинов:

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

Как вы думаете, что сделают воины с пленными?

Сначала пленных действительно убивали, а потом стали сохранять им жизнь, чтобы пленные выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их стали называть рабами.

Учащийся прикрепляет еще один элемент схемы на доску:

Откройте все стр. учебника 54 «Строительство пирамиды». Послушайте, что могли рассказать рабы (Стихотворные строки читают учащиеся, которым текст был дан заранее):

Я жалкий раб царя, с восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен,
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.

(Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999, стр. 64)

Вы послушали, что могли рассказать о себе рабы. А теперь давайте ответим на вопросы:

1. Как платили рабу за его труд?
2. Если раб не хотел выполнять работу, как с ним поступали?
3. Где работали рабы, от лица которых шло повествование?

У нас с вами получилась схема «Структура Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим:

1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).
5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).

Откройте все стр. 39, рассмотрим рисунок Меновая торговля.

Этот рисунок сохранился еще с древних времен. Что на нем изображено?

Как вы думаете, почему люди менялись товарами, а не покупали их за деньги?

Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как и корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец.

Игра «Меновая торговля»:

Рыба, 2 горшочка масла, мешок зерна (для игры можно использовать предметы или картинки).

Учащимся раздаются предметы торговли. Учитель на примере показывает:

У меня есть свежая рыба, я бы хотел получить горшочек масла. Учитель подходит к ученику и предлагает ему совершить обмен. По аналогии учащиеся пробуют совершить обмен, можно повторить несколько раз. Игра у учеников вызывает живой интерес и служит примером меновой торговли. По окончанию игры учитель задает вопросы:

1. Что такое «меновая торговля»?

2. Как вы думаете, чем такая торговля неудобна? Всегда ли можно было получить нужный товар?

Закрепление:

1. Какие категории населения существовали в Древнем Египте?
2. Подумайте, если власть фараона была столь велика, зачем ему нужны были жрецы, вельможи, писцы, воины?
3. С помощью каких исторических источников мы можем узнать о жизни египетских крестьян и ремесленников?
4. Для чего писцов во время сбора налогов сопровождали стражники с прутьями и палками?
5. Что такое меновая торговля?

Вывод: сегодня на уроке мы с вами узнали о структуре Древнеегипетского общества, познакомились с понятиями: фараон, жрец, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, раб, налоги, узнали, что такое меновая торговля.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, еще раз напоминает, что нужно выполнить дома к следующему уроку.

Д/З: параграфы 7, 8. амулет (стр. 38).

Литература:

  1. История Древнего Мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, - 9-е издание, - М.: Просвещение, 2002.
  2. История Древнего Мира, 5 класс, Поурочные планы по учебнику «История Древнего Мира. 5 класс»/ О. А. Северина. В двух частях, Волгоград, 2003, часть 1.
  3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К. В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.