Урок-концерт "Лирика Ф.И. Тютчева" в 10-м классе

Разделы: Литература


ТСО: Магнитофон с записью классической музыки.

(Желательно «Времена года» Чайковского П.И.)

Наглядное пособие: Портрет Тютчева Ф.И.

На доске:

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется ,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Ход урока

Учитель:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-концерт.

Мы познакомимся с лирикой Ф.И. Тютчева.

Звучит тихая музыка. ( Фон урока.)

Учитель: АВГУСТА 1857 ГОДА... Лето уходило...

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день.

Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни... Брянское именьице, милый, родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва!..

А вокруг — поля, поля, золотые и коричневые... А над ними — огромное, неоглядно бездонное голубое небо... И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Федор Иванович Тютчев, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария — чуть улыбалась, но ничего не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

Да, получилось,— наконец, довольный, сказал Федор Иванович,

— Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Ученик (ца):

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде».

Учитель:

Федор Иванович передал ей листок бумаги и сказал:

- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову. Теперь все кажется…

Ученик (ца):

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...»

Учитель:

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она заполнила надолго...

Мария этот листок ласково называла «особенно дорогим»,— на лицевой стороне его был перечень почтовых станций и запись дорож- ных расходов. Он попался под руку, отец вложил его в свою книжку, и листок стал вроде первого черновика...

Через много лет Л. Н. Толстой, прочитав однажды собравшимся у него гостям это стихотворение Тютчева, сказал, что не знает более точных, задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи. — Паутины тонкий волос... Праздная, то есть отдыхающая борозда. Как это хорошо и верно! Целая картина! — восхищался Лев Николаевич.

В другой раз, узнав, что его собеседник не знаком с творчеством поэта, посоветовал непременно «достать Тютчева» и потом решительно добавил: «Без него жить нельзя!»

Л. Н. Толстой вспоминал впоследствии: «Когда я жил в Петербурге после Севастополя, Тютчев, тогда знаменитый, сделал мне, тогда молодому писателю, честь и пришел ко мне. И тогда, я помню, как меня поразило, как это он, всю жизнь вращавшийся в придворных сферах, говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, выражая мне свое одобрение по поводу моих севастопольских рассказов, особенно оценил какое-то выражение солдат; и эта чуткость к русскому слову меня в нем удивила чрезвычайно».

Тютчев мог сказать, например, так: ночь испаряется при свете

дня,— не уходит, не исчезает, не скрывается, а именно испаряется, словно клубясь. Или: березы овеяны молодой листвой. Овеяны — не одеты, не подернуты, не обметаны, не усеяны, а овеяны — прозрачно, как кружевом.

Впервые русские читатели обратили внимание на стихи Ф. И. Тютчева, напечатанные в журнале «Современник». В третьем и четвертом томах (номерах) его за 1836 год издатель «Современника» Л. С. Пушкин опубликовал 24 произведения поэта.

Пушкин пришел в восторг от этих стихов. Как свидетельствуют современники, он «целую неделю носился с ними». Тютчеву было уже 33 года. Он состоял на дипломатической службе и жил в Германии в городе Мюнхене, столице тогдашнего королевства Баварии.

«Стихотворения,присланные из Германии» (под таким общим аголовком они печатались в журнале) и подписанные двумя буквами «Ф. Т.», выделялись чеканной формой, благородной сдержанностью, в которой угадывались сильные чувства, и жила глубокая мысль. Их строки запоминались сразу и прочно.

Эти стихи не были робкой пробой пера 33-летнего поэта. Первым «опытом» — наивным и непритязательным — было, вероятно, стихотворение «В день рождения папеньки», сочиненное десятилетним мальчиком. Первым же напечатанным произведением шестнадцатилетнего поэта, студента Московского университета Федора Тютчева, было вольное переложение на русский язык послания древнеримского поэта Горация к покровителю служителей искусств Меценату.

А в 26 лет Тютчев написал и опубликовал известную теперь каждому читателю «Весеннюю грозу»:

Ученик (ца):

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».

Учитель:

За свою жизнь Федор Иванович написал около четырехсот стихотворений. У него нет больших произведений — поэм, но зато каждое маленькое его стихотворения — это незабываемый поэтический шедевр.

Тютчев записывал стихи своеобразным угловатым, неразборчивым почерком, порой на отдельных клочках бумаги, не очень прилежно хранил их и не слишком заботился о публикации.

Ученик (ца):

«Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,—
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной».

Учитель:

В этом коротеньком, всего в шесть строк, стихотворении высказаны такие большие чувства! Или вот гениальное стихотворение, состоящее всего из четырех строк:

Ученик (ца):

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Учитель:

В кратких словах поэтом высказана глубокая мысль, дан образ великой родины: мудрой и могучей. Пересказать эти стихи нельзя, их можно еще и еще раз перечитывать. Ни одного слова в них не изме- нить. Не переставить. С таким мастерством создана форма этого стихотворения.

Живя подолгу за границей, будучи дипломатом, Тютчев всегда пристально следил за событиями на родине, в России. Очень тяжело пережил он трагическую гибель А. С. Пушкина. В стихотворении«29 января 1837 года» он писал о Пушкине:

Ученик (ца):

«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..»

Учитель:

А умершему Николаю I, доведшему страну до поражения в Крымской войне, посвятил такую едкую эпитафию':

Ученик (ца):

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,—
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей».

Учитель:

В 34 года он теряет свою горячо любимую жену. В одну ночь, проведенную у ее гроба, Тютчев седеет совершенно.

-14 октября 1867 года. Во время заседания совета главного управления по делам печати, один из чиновников заметил, что Тютчев очень рассеян ичто-то пишет на листе бумаги, лежащей перед ним.

Заседание кончилось. Тютчев ушёл, бумага осталась на столе.

Ученик( ца):

Как ни тяжёл последний час-
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, -
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…

Учитель:

Ум и талант Тютчева ценили не только соотечественники, но иностранцы,— в числе ближайших друзей Федора Ивановича был немецкий поэт Генрих Гейне. Тютчев был одним из первых и лучших переводчиков его произведений на русский язык. Переводил он стихи великого немецкого поэта Гёте и песни французского поэта Беранже.

Ф. И. Тютчев умер в 1873 году в возрасте 70 лет. Глубоко опечаленный И. С. Тургенев воскликнул тогда: «Милый, умный, как день, умный Федор Иванович, прости, прощай!»

Но слава поэта все росла. И десять лет спустя, в 1883 году, А. А. Фет на книге-сборнике стихов Тютчева сделал надпись:

Ученик (ца):

«Вот наш патент на благородство
Его вручает нам поэт,-
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.
…………………………………….
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей».

Учитель:

И. С. Тургенев в специальной статье, посвященной поэту, писал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли, не остававшейся слишком долго праздной. Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние».

Имя Ф. И. Тютчева значилось в списке тех выдающихся людей, которым по постановлению Совнаркома еще в 1918 г. предлагалось воздвигнуть монументы — в знак признания и уважения.. И верно, в поэзии Тютчева, говоря его собственными словами:

«Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса».

Примечание: Стихи ученики читают полностью.