Интегрированный урок русского языка и психологии для учащихся 7-х классов. "Эссе как вид творческой работы "Зачем?"

Разделы: Русский язык, Школьная психологическая служба


Цели урока:

  1. Продолжать формировать умения работать с текстом, литературным языком излагать мысли, правильно строить предложения, используя все знания по орфографии и пунктуации; знакомство с определением жанра эссе как видом творческой работы.
  2. Развивать способности, чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание анализируя связи восприятия цвета с настроением, отношением к событием жизни.
  3. Формирование личности человека, роста самосознания учащихся, ответственности за свои поступки. Повторение: типы речи, публицистический стиль, выразительные средства.

Культура речи: языковое оформление текста

Внутрипредметные связи: грамматика – культура речи – развитие речи.

Межпредметные связи: литература, психология

Оборудование: карточки с текстом, музыка, цветовые карточки.

Оформление доски: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. А.П.Чехов.

Ход урока

Оргмомент

Психолог. Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который имеет свои неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.

Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу писателя. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.

Сообщение темы, постановка цели

Работа с эпиграфом.

Работа с доской – словарная статья: Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.

Выделите на основании словарной статьи основные признаки эссе (небольшой объем, конкретная тема, личностное осмысление(личное отношение к происходящему), свободная композиция)

Делаем вывод: Основная цель эссе: “Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении” Ванштейн. О.

Запись в тетради

Психологическая игра “Ассоциация слов”.

Психолог. Ассоциация слов - связь между отдельными представлениями, при котором одно представление вызывает другое.

Дыхание

кислород

свобода

рост

Смысл

Душа

тело

человек

существование

Жизнь

Учитель. Действительно.

- Для чего мы приходим в этот мир?

- В чем смысл нашей человеческой миссии на земле?

Эти вопросы ставит в своем очерке публицист Песков, известный своими яркими книгами о природе.

Чтение текста

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струнке стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его “долота”. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

- Зачем?

- А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

(В. Песков)

Учитель.

- Каково ваше первое впечатление?

Ответы учащихся. - Вы правы, хочется помогать, подумать, поразмышлять.

Психолог

- Обратили внимание на цветовую гамму этого текста?

(желтая трава, белая личинка, окровавленный клюв, синий дым)

- Какие ассоциации возникают у вас с этими цветами?

Мы увидели, как рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как цвет приобретает смысловое содержание.

Вторичное чтение текста

Учитель

- Что собой представляет текст? (мучительный вопрос, описывает состояние природы и человека).

- Что за стиль использует Песков? (Публицистический - воздействует с целью воспитания на сознание, привлекает внимание к важным вопросам).

- А тип речи текста каков?

Работа с текстом

Учитель

- Зачем юноша убил дятла?

- Его раздражал стук дятла? Или он хотел убить именно эту птицу? А может, он случайно попал в дятла?

- Или ради развлечения, испытывал свое новое ружье?

Психолог (карточка с красным цветом)

- Какие ассоциации возникают со словом “ красный” и красным цветом?

На доске пишутся смысловые группы цвета: КРАСНЫЙ

Напряжение – страсть – любовь; активность – агрессия – гнев – опасность.

Символика цвета. У красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. В религиозно-ритуальной литературе означал такие положительные качества, как “достойный”, “почтенный” и даже “святой”. Красный цвет у крови. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гневом. А может означать и любовь.

Работа с текстом

Учитель

- Найдите выразительные средства:

“Осенью лес молчит”, - так начинается текст. Молчание в лесу - это мертвое безмолвие, это тишина покоя, тишина светлой поэзии. Лес явно огромный нерукотворный храм, в котором царит гармония.

Обратим внимание на то, как строятся предложения. Они короткие, как дыхание очарованной души. Благодаря инверсии (“в предчувствии холодов умолкли птицы”), фразы обретают поэтическую напевность.

Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя. Он прячется за дерево и любуется спорой работой дятла. Именно так, благоговейно и молитвенно, должен вести себя человек входя в лесную сказку. Не мешать, не ломать, не вмешиваться!..

Инверсия – обратный порядок слов

13. Психолог (карточка с желтым цветом)

На доске пишутся смысловые группы цвета: ЖЕЛТЫЙ

Символика цвета. Желтый символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность. Он ассоциируется с солнцем, золотом, теплом, одуванчиком, цыпленком. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. В XVI веке в Англии золотисто – соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости, милости и избранности. В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью.

Учитель

- Но вдруг раздается выстрел! Автор сообщает об этом факте внешне бесстрастно. Предложение, где сообщается о выстреле, даже не выделено в отдельный абзац. Дело вовсе не в том, что сердце автора зачерствело. Нет, он просто с горечью ощущает обыденность этого факта. Вводное слово “к сожалению” передает беспомощный вздох человека, который испытывает мучительную боль, но не знает, как спасти храм природы от нашествия варваров. Описывая картину убийства, автор использует безличное предложение: “Дробью сорвало...” Смерть предстает как безликая, слепая сила, враждебная всему живому. Довершает эту сцену, казалось бы, совершенно случайная деталь: “дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась белеть в окровавленном клюве”. Но именно благодаря этой детали “нередкая история” приобретает поистине трагическое звучание.

- Кто же убил? Кто этот злодей? Из-за синего дыма выступает парень лет семнадцати!

Психолог (карточка с синим цветом)

На доске пишутся смысловые группы цвета: СИНИЙ

Успокоение- мир- доверие- покой

Духовность- мудрость- вера

Символика цвета. Синий цвет ассоциируется с небом и морем, поэтому совмещает в себе ощущение возбуждения и покоя. Символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну. Синий цвет – цвет веры и преданности. Синий – это не только уверенность, это еще и нежность, тишина.

Учитель

- Зачем?

- А просто так...

Этот короткий диалог не сопровождается авторскими словами. Кто спросил? Кто ответил? “Зачем?” - спрашивает лес, убитая птица, тишина... “А просто так!” - слышится в ответ.

Возникает мучительная пауза, и парень, ощущая суровый взгляд оскорбленной жизни, стыдливо прячет патрон в карман.

Психолог (карточка с белым цветом)

На доске пишутся смысловые группы цвета: БЕЛЫЙ

Свет- чистота- целомудрие- радость

Начало- покой- холод- пустота

Символика цвета. Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами. Он ассоциируется с небом, дневным светом, небесными светилами и водой, поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, ясностью, мудростью, святостью. По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете - со смертью, вечностью.

Учитель

- Познакомимся с выразительным средством - синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений).

- Какие еще автор использует выразительные средства? (риторические вопросы и повторы)

- Обратимся к заключительной части текста.

- Это чреда мучительных вопросов, на которые, увы, нет ответа. “Кто научит?.. Кто объяснит?..” Кто? И тяжкая ответственность за разрушенный храм ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту. Каждый человек является солдатом в беспощадной войне между тьмой и светом, между добром и злом, между жизнью и смертью. “Кто ты? Кому ты служишь?” - спрашивают нас испуганно притихший лес, робко шелестящая трава, опечаленное солнце. И отвечать на этот вопрос нам приходится ежечасно, каждым своим поступком.

Психолог Язык цвета – это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне (). С его помощью можно выражать свое отношение.

- Как вы считаете, может ли цвет рассказать нам что-либо о состоянии человека?

Прислушайтесь к себе. Хочется верить, что дух познания проник к вам в душу. В своей жизни вы не раз будете анализировать события, обращаться к своим чувствам.

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр—м

Ц—рит г—рмония

Оч—рованная душа

Поэтическая нап—вность

Л—сная ска—ка

Хр—м пр—роды

(По)истине тр—гическое звуч—ние

Слыш—т?ся в ответ

Ра—рушенный

Испуга(н,нн) пр—тихший лес

Итак, цель нашего урока достигнута, Мы познакомились с жанром эссе, но хочется верить, что еще научились способности чувствовать и понимать смысл нашей человеческой миссии или смысла жизни на земле.