Релейный зачет "Световые явления". Физика. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель: Образовательная:

Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, частичное обобщение знаний материала, некоторое углубление; закрепить полученные знания на примерах решения задач.

Развивающая:

Развитие устной речи учащихся; творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей; развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

Воспитательная:

Формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность умения и навыки рационального использования, своего времени, планирования своей деятельности; воспитание бережного отношения к оборудованию, учебному материалу.

Метод ведения: зачет.

Приборы: карточки-задания, компьютер, проектор, акустические колонки.

Эпиграф:

Чудный дар природы вечной
Дар, бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сияние,
Море в блеске голубом,
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем.

Критерии оценок:

“5”– 25-30 баллов

“4”– 19-24 балла

“3”– 12-18 баллов

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня мы проводим релейный зачет по последней теме курса физики 8 класса “Световые явления”. В этом учебном году мы проводим релейный зачет по темам: “Тепловые явления”, “Электрические явления”. С условиями проведения релейного зачета вы знакомы.

(Если кто-то не знаком с условиями проведения релейного зачета, то необходимо объяснить учащимся суть: ребята в течение всей работы сами будут выбирать темп работы, вне работы сами подведут итоги на каком уровне успешности находится каждый ученик. В переводе с французского языка “реле” сменить, заменить)

Итак. Вы покажите свои знания, умения, демонстрационные навыки по теме “Световые явления”.

Каждое задание будет оцениваться определенным количеством баллов.

В итоге кто набирает 25-30 баллов получает “5”;

19-24балла получает “4”;

12-18 баллов получает “3”.

Я желаю Вам сегодня набрать максимальное количество баллов. Итак, в добрый путь!

I. Повторение изучаемого материала

  • Разминка

На экране появляются вопросы, ребята отвечают на них.

1) Источником света называют……..

2) Световой луч-это………

3) В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?

4) Тень – это …

5) При каких условиях от предмета получается лишь полутень.

6) Справедливы ли законы законы отражения в случае падения света на лист белой бумаги.

7) Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены. Даже если стены окрашены в темный цвет?

8) Что длится дольше0полное затмение Солнца или полное затмение луны?

9) От чего зависит абсолютный показатель преломления?

10) Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плывущую невдалеке?

11) Преломлением света называют………

12) Оптическую силу линзы обозначают……..

13) Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень будет везде одинаково отчетлива?

14) Почему говорят, что в темноте все кошки серые, а лошади – вороными?

15) 1 дптр (диоптрия) – это………

16) Параллельные лучи. Пройдя сквозь собирающую линзу,…….

17) Почему люли называют зайца косым?

18) Точечным источником называют…….

19) Почему, кажется, что вдали рельсы сходятся?

20) Что отличает действительное изображение точки линейного?

  • Сейчас ребята, я буду показывать вам рисунки, а вы объясните предназначение вещей изображенных на рисунках и процессы, связанные с ними. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

На экране появляются рисунки.

а) <Рисунок 1> б) <Рисунок 2> в) <Рисунок 3> г) <Рисунок 4> д) <Рисунок 5> е) <Рисунок 6>

ж) <Рисунок 7>

  • Работа по карточкам на месте (дописать фразу или ответить на вопрос, максимальное количество – 5 баллов). К1-К5

Карточка №1

  1. Световой луч – это линия, вдоль которой…….
  2. Расстояния от линзы до ее фокуса обозначают и называют …
  3. При переходе из одной среды в другую луч света изменяет направление на границе этих сред, это явление называется….
  4. Покажите на чертеже углы падения и отражения света.
  5. Приведите примеры естественного источника света.

Карточка №2

  1. Полутень – это та область, в которую…
  2. оптическая сила линзы обозначается буквой …, за измерение принята…
  3. Линза, у которой края намного тоньше, чем середина является…
  4. Сформулируйте закон отражения света
  5. Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале?

Карточка №3

  1. В местах полутени, только часть Солнца, будет закрыта Луной, т.е….
  2. Оптическая сила линзы – это величина,..
  3. Линза, у которой края толще, чем середина является …..
  4. В плоском зеркале изображение предмета…
  5. При изменении угла падения меняется…

Карточка №4

  1. Тень – это та область пространства, в которую…
  2. Источники света подразделяются на….
  3. Какие (печатные) буквы алфавита не изменяются при отражении в плоском зеркале
  4. Линзами называются...
  5. Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0°. Чему равен угол преломления?

Карточка №5

  1. Во время Солнечного затмения тень от Луны...
  2. Тела, от которых исходит свет являются…
  3. Оптической осью называется прямая АВ,…
  4. Каковы особенности изображения получаемого с помощью плоского зеркала..
  5. Оптическая плотность среды характеризуется…..

II. Проверка домашнего задания

Устали ребята, давайте отдохнем!

  • Нужно было составить дома мини рассказ, сказку, стих, составить кроссворд, сделать презентацию по теме “Световые явления”

Ребята могут получить от 3 до 5 баллов за эту работу. Консультанты оценивают каждую работу. Можно показать и зачитать наиболее удачные работы.

  • Отгадай:

1) На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза).

2) Брат и сестра, кто их приметил?
Сестра светла, братец светел.
Она всегда растет зимой,
Он летом. Что за брат с сестрой? (день и ночь).

3) Два соседа непоседы.
День на работе.
Ночь на отдыхе (глаза).

4) Привинтили пузырёк-загорелся огонек (лампа).

5) Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (стекло в окне).

6) Много соседей рядом живут, а никогда не видятся? (окна).

7) Под двумя мостами
Два родника.
Придет беда – потечет вода (глаза).

8) Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает (очки).

9) Прозрачное озеро.
Себя видно,
А дна не найдешь (зеркало).

10) Есть у каждого лица,
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза).

11) На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались (очки).

12) Языка нет,
А правду скажет (зеркало).

13) Свет пропускает,
А тепло не выпускает (стекло).

14) Золотая птичка,
Вечером в дом влетает –
Весь дом освещает (электрическая лампа).

15) Своих глаз нет,
А видит далеко (бинокль).

16) У человека одна,
У ворона две,
У медведя нет ни одной (буква “О”).

III. Компьютерное тестирование.

Ребята садятся за компьютер, отвечают на вопросы и компьютер выдает оценку. Тест составлен в программе Hyper Test. Данный тест набирается в программе Блокнот и вставляется в оболочку Hyper Test, в которой необходимо выполнить настройки.

Световые явления.

<discipline> Физика.

/\ Какое из перечисленных явлений относится к световым?

– плавление металла

– ржавление металла

+ солнечное затмение

– взаимодействие молекул

\/

/\ К формулировке какого закона относится утверждение: “свет в прозрачной среде распространяется прямолинейно”?

– закон отражения света

– закон преломления света

+ закон распространения света

– закон поглощения света

\/

/\ В какой среде свет распространяется с большей скоростью?

– в воздухе

+ в вакууме

– в воде

– скорость света во всех средах одинакова

\/

/\ Какое из утверждений относится к законам отражения света?

+ угол отражения равен углу падения

– угол отражения больше угла падения

– угол отражения меньше угла падения

– лучи падающий и отраженный взаимообратимы.

\/

/\ Как изменятся угол между падающим лучом на плоское зеркало и отраженным от него лучом при увеличении угла падения на 10° С?

– не изменится

– увеличится на 5°

– увеличится на 10°

+ увеличится на 20°

\/

/\ На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

\/

img1.gif (1417 bytes)

/\ Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстояние 1м стоит человек. Чему равно расстояние между человеком и его изображением в зеркале?

– 0.5 м

+ 2 м

– 1 м

+ 4 м

\/

/\ Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется…

+ преломлением света

– отражением света

– распространением света

– поглощением света

\/

/\ На рисунке представлены сечения четырёх линз. Какая из них является собирающей?

– только первая

– только вторую

– только третья

+ только первая и вторая

– все указанные линзы являются собирающими

– ни одна из указанных линз не является собирающей

\/

/\ Оптическая сила линзы – физическая величина, которая…

– прямо пропорциональна фокусному расстоянию линзы

+ обратно пропорциональна фокусному расстоянию линзы

– равна фокусному расстоянию линзы

– равна двойному фокусному расстоянию линзы

\/

/\ Какой оптический прибор обычно дает действительное изображение?

+ кинопроектор

– бинокль

– микроскоп

– телескоп

– фотоаппарат

\/

/\ Какую линзу можно применять для дальнозоркости?

-собирающую линзу

+рассеивающую линзу

-любую линзу

\/

IV

  • По учебному планированию мы в этом году сделали Лабораторную работу “ Получение изображения при помощи линзы”.

Я предлагаю сейчас сделать вам лабораторную работу сверх нашей учебной программы: “Сложение спектральных цветов”

Цель работы: обнаружение эффекта одновременного действия света разных цветов как действие “белого света”.

Оборудование: источник света, белая бумага, набор фломастеров, клей, картон, ножницы.

ЗАДАНИЕ. Выполните опыт с вращающимся диском, окрашенным в разные цвета.

Содержание работы.

Как известно, белый свет разлагается стеклянной призмой на пучки света разных цветов – от красного до фиолетового.

Из этого следует, что “белый свет” мы видим в том случае, если наш глаз одновременно попадает семь света разных цветов.

Проверим этот вывод на опыте.

Порядок выполнения работы.

1. Вырежьте из белой бумаги круг. Разделите его радиусами от центра на семь примерно равных частей. Закрасьте каждую часть одним из семи цветов спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым.

<Рисунок 8>

Наклейте раскрашенный диск на картон и обрежьте картон по краю диска. Сделайте в диске два отверстия на небольшом расстоянии от центра (как в пуговице). Проденьте нить через отверстия и свяжите ее концы. Наденьте концы петель нити с двух сторон от диска на большие пальцы рук.

<Рисунок 9>

Сделайте несколько оборотов диска при слабо натянутых нитях, затем, периодически растягивая нити, приведите диск быстрое вращение.

Пронаблюдайте, как меняется цвет диска. Сделайте вывод.

  • И еще мне хочется познакомить вас с еще одним интересным фактом.

Оказывается, имя данное нам при рождении, обладает своим цветом: каждый звук вибрирует и связан с определенной длинной волны. Эта как картина, для написания которой были использованы разные краски, правда, какого-то цвета может и не хватить.

Зная, какого именно, можно эффективно использовать собственную энергию и обезопасить себя от многих неприятностей, в том числе и со здоровьем. Есть так называемая таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация которой, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета. Ну что, давайте попробуем “раскрасить” свое имя.

Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так как в нашем распоряжении количество цветов ограничено.

<Рисунок 10>

Для полноценной жизни человеку необходимо дополнять “дефицит” того или иного цвета с помощью покупки одежды, того или иного цвета, интерьера и пищи.

И лишь в случае восполнения недостающих цветов можно понять, почему не всегда удается получить от жизни желаемое. Весь цветовой спектр распространения на каждый уровень организма: сознательный, эмоциональный и физический. Так что стремитесь к гармонии в себе и вокруг себя, не мешкайте, восполняйте цветовые пробелы.

V. Практическая работа по 3-м уровням.

<Рисунок 11>

VI. Подведение итогов урока.

<Рисунок 12>, <Рисунок 13>

Приложение (рисунки)