План-конспект психологического занятия по формированию детско-родительского взаимодействия в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • формирование у детей чувства близости с родителями, умения сопереживать, понимать чувства своих родителей;
  • обучение навыкам оказания родителям эмоциональной поддержки;
  • развитие навыков психической саморегуляции;
  • расширение социальных знаний.

Оборудование:

  • наборы картинок с изображениями настроений по количеству детей;
  • магнитофон, аудиокассета с записью релаксационной музыки, макет облака, сумочки по количеству детей, коробочки с напальчечниками по количеству детей.

Индивидуальная работа: беседа с родителями, домашнее задание по созданию генеалогического дерева.

Ход занятия

Воспитатель (В): Ребята, сегодня мы пойдём в гости к сказочной фее. Она давно хочет с вами познакомиться и пригласила нас к себе. Давайте повторим правила поведения в гостях. Как нужно себя вести?

Дети (Д): Позвонить или постучать в дверь. Спросить разрешения войти. Затем поздороваться. Сказать приятные слова. Не трогать без разрешения вещи, включать телевизор. Можно принести угощение.

В: Молодцы! Надеюсь, вам понравиться в гостях у Феи.

(Ведёт детей к фее. Стучат в дверь. Выходит фея.)

Д: Здравствуйте!

Фея (Ф): Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Проходите, присаживайтесь. Чувствуйте себя как дома.

Д: Как у Вас красиво! Вы очень красивая.

Ф: Спасибо! Мне приятно это слышать. Как вы хорошо воспитаны! Теперь давайте познакомимся. Я – Фея. А тебя как зовут?

(Дети называют свои имена.)

Ф: Какие красивые имена! На какую букву начинается твоё имя?

Д: В, П, на букву А.

Ф: А какую черту своего характера вы можете назвать на эту букву?

Д: В – весёлый (Владик)

А – аккуратная (Алия)

М – милосердная (Мадина)

Б – бодрый (Булат)

А – активный (Азат)

П – преданная (Полина)

Ф: А кто дал вам такие интересные имена?

Д: Наши родители.

Ф: А что вы можете рассказать мне о своих родителях?

Д: (по очереди рассказывают о том как зовут родителей, об их фамилии, кем работают и адрес, по которому живут).

Ф: Как интересно! Значит, вы живёте с папами и мамами. А кто ещё живёт с вами?

Д: (по ситуации называют бабушек и дедушек и т.д.)

Ф: А кого вы называете бабушками и дедушками?

Д: Бабушка – это мамы или папы, о дедушка – это папа мамы или папы.

Ф: А как называют маму бабушки или дедушки?

Д: Прабабушка.

Ф: А папу бабушки или дедушки?

Д: Прадедушка.

Ф: А кем вы приходитесь им?

Д: (девочка) Для мамы и папы я – дочь, для бабушки с дедушкой – внучка, а для прабабушки и прадедушки – правнучка.

М: (мальчик) Для мамы и папы я – сын, для бабушки с дедушкой – внук, а для прабабушки и прадедушки – правнук.

Ф: А может быть так, что в семье мама с папой и дедушка с бабушкой – все врачи или учителя, строители и агрономы, т.е. люди одной профессии. Их называют династией. Семью, где все врачи, называют династией врачей, где все учителя – династия учителей.

А среди вас есть дети из какой-нибудь династии?

Д: (отвечают по ситуации. Можно спросить, кем хотели бы стать.)

Ф: Ваши родители очень интересные люди и очень вас любят. Называют вас ласковыми словами, гладят и целуют. А как они вас ласково называют? Как гладят?

Д: Котёнок, моё солнышко, моя радость. Гладят по голове и спине.

Ф: А где вы любите, чтоб вас гладили?

Д: (отвечают по ситуации).

Ф: А теперь давайте поиграем в “Коридор”. Все встаньте в два ряда, сделайте коридор. Кто идёт по коридору, того мы гладим, где он любит. (игра “Коридор”)

Ф: Ребята, после таких поглаживаний настроение улучшилось?

Д: Да!

Ф: А как можно узнать настроение человека?

Д: По лицу, по тому как он себя ведёт.

Ф: А как вы узнаёте настроение своих родителей?

Д: Если улыбаются, значит, радостное настроение. Если лицо хмурое, значит, они устали или их кто-нибудь обидел.

Ф: Давайте поиграем в игру “Что будет ?”. Я буду называть случаи, которые бывают с детьми, а вы показывать лица, которые будут у ваших мам.

(Детям раздают наборы с изображениями настроений)

Ф: Какое лицо будет у мамы, если вы испачкаете чистую рубашку?

Д: …

Ф: Если не уберёте за собой игрушки?

Д: …

Ф: Если вы, не спросив разрешения, приведёте к себе домой друзей?

Д: …

Ф: Если будете шуметь, когда мама отдыхает?

(Дети показывают таблички и объясняют, почему у родителей такие реакции).

Ф: Да, такие случаи могут испортить настроение родителям, сделать их грустными , а может даже разозлить.

А как исправить настроение мам и пап, если они пришли хмурые и усталые? Как помочь им успокоиться?

Д: В этот момент не капризничать, не просить купить что-нибудь. Помочь раздеться, принести тапочки. Спросить, не заболели-ли. Не шуметь, что бы не разболелась голова. Принести им чай, спросить, можно ли их поцеловать. Сказать маме, что она самая умная и добрая. Погладить ей руки, поцеловать, погладить по голове.

(гладят воспитателя)

Ф: Да, чтобы человеку стало легче, его полезно погладить, отдать ему своё тепло. Особенно полезно гладить пальчики. Давайте и мы погладим наши пальчики.

(Пальчиковое упражнение)

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот мамочка,

Вот папочка,

Вот деточка моя,

Вот и вся моя семья.

(Дети выполняют поглаживания).

Ф: А ещё можно успокоиться под приятную музыку. Давайте и мы полетаем. (Загадка про облако)

Беловато
Плывёт куда-то (Облако)

(Звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы со своей семьёй на природе, в прекрасном месте. Тёплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй.

С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь на встречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём.

Теперь вы находитесь на вершине большого пушистого облака. Вы плывёте вместе с ним. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает спускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно Улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

(Релаксация закончена)

Ф: Понравилось вам летать на облаке?

Д: Да!

Ф: А теперь давайте пить чай с вкусным пирогом. Ведь не зря чай называют доктором от расстройства, а сладкое улучшает настроение. Только слишком много сладкого бывает вредно. Давайте пить чай и угостим им наших гостей.

(Чаепитие)

Ф: Вам понравилось?

Д: Спасибо! Всё очень вкусно.

В: Ребята, давайте попрощаемся с Феей. Ей нужно познакомиться с другими ребятами и у неё много дел. Скажем ей спасибо за гостеприимство и позовём к себе в гости.

Д: Приходите к нам в гости. Спасибо за вкусный чай.

Ф: Спасибо вам за интересное общение. Я была очень рада с вами познакомиться.

Д: До свидания!

Ф: До свидания!