Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся.
  • активизация познавательного интереса к изучению истории.
  • развитие быстроты мышления и коммуникативных способностей, умения работать командой
  • формирование понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве

Оборудование:

  • игровое поле, расчерченное на ватмане или на доске
  • карточки с заданиями
  • магниты

Вступительное слово учителя

Учитель приветствует и представляет команды. Объясняет правила игры:

- команды по 5-6 человек (всего команд 3-5), выбирают капитана. Капитаны команд по очереди (очередь определяется жеребьевкой) выбирают раздел и вопрос на игровом поле под цифрой. Цифра соответствует уровню сложности. Чем больше, тем сложнее.

- если команда на вопрос отвечает, то получает количество баллов, указанное на карточке, если - нет, теряет их, вопрос снимается.

- на игровом поле под цифрами спрятаны четыре “фишки” - счастливых случая

- “приз”- команда получает “5” баллов не отвечая на вопрос

- “свой вопрос”- команда задает свой вопрос любой команде сопернице. Цена вопроса – на карточке. Отгадали – получили баллы, если нет – баллы получает команда соперница.

- “своя игра” - команда выбирает вопрос и адресует его другой команде по выбору, если та отвечает – получает баллы, если – нет, то отвечает команда, которая выбирала вопрос.

- “подарок” - команда дарит 2 балла любой команде сопернице.

Учитель представляет жюри, которое может состоять из учителей-предметников или учащихся.

-если в конце игры есть команды, набравшие одинаковое количество баллов, то им задаются вопросы, на которые не было ответа во время игры.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если команд 4 и более, определяются 2 и 3 места. Победителям вручаются грамоты.

Урок завершается заключительным словом учителя и награждением победителей.

Игровое поле:

дата 1 2 3 4 5 6 7 8
термин 1 2 3 4 5 6 7 8
личность 3 4 5 6 7 8 9 10
событие 3 4 5 6 7 8 9 10

Вопросы и задания на карточках.

Дата: В каком году произошли эти события?

1 - Принятие христианства (988)

2 – Образование древнерусского государства Киевская Русь (конец 9 века)

3 – Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054)

4 – Грандиозный поход Олега на Царьград в 2 тысячи судов. 80 тысяч воинов (907)

5 – Правление князя Владимира в Киеве (980 – 1015)

6 – Правление князя Святослава в Киеве (957 – 972)

7 – “Подарок”

8 – Правление княгини Ольги в Киеве (945 – 957)

Термин: Какой термин скрывается за этими определениями?

1 – Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)

2 – Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов (дань)

3 – Заселение, освоение пустующих земель (колонизация)

4 – Высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа (епископ)

5 – Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

6 – Люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве (общество)

7 – Искусство управлять государством (политика)

8 – Литературные описания жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых (житие)

Личность: О ком говорит автор этих строк?

3. “Он повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.… Затем послал он по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный или нищий или раб, - будет мне врагом” (Владимир)

4. “Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло, Не нападал на врагов не готовых к бою. Посылал к ним гонцов с предупреждением: “Иду на вы” (Святослав)

5. “Избавившись от всех других претендентов на власть, он стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства” (Ярослав Мудрый)

6. “Приз”

7. Монах, древнейший из известных русских летописцев. Автор житии князей Бориса, Глеба, Феодосия Печерского (Нестор)

8. “В лето 946 года устремилась она с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее.…И стояла она все лето, и не могла взять города…” (Ольга)

9. “И тогда собрались представители всех племен на вече и решили послать своих послов “за море” к знакомым варягам со словами: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами”. На приглашение откликнулся варяжский князь…” (Рюрик)

10. “В лето 6390 (882). Пошел в поход он, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским и узнал он что княжит здесь Аскольд и Дир”. (Олег)

Событие: О каком событии идет речь?

3. “Построенный в Киеве при Ярославе Мудром он сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества пирамиду.” (строительство Софийского собора в Киеве)

4. “Дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…” (месть княгини Ольги древлянам за убийство мужа)

5. “Свой вопрос”

6. “В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: “Вот приходили ко мне болгары, говорят: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их. И каждому любо их послушать” (о выборе князем Владимиром веры)

7. “Своя игра”

8. В 860 году Константинополь и его окрестности подверглись внезапному нападению неизвестных воинов. Они приплыли на 200 ладьях с северных берегов Черного моря (знакомство Византии с восточными славянами).

9. “Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить...” (Крещение Руси)

10. “В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею. И сказал ей: “Достойна, ты царствовать с нами в столице нашей” Она же, уразумев смысл этого обращения…” (О крещении Ольги)

Образец:

Лицевая сторона карточки

Раздел: “Событие”

Номер: “7”

Оборотная сторона карточки

 

Здание: “Свой вопрос”