Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы

Разделы: Литература


В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

С. М. Бондаренко.

Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за трепетными строками художественного произведения.

Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был и остается эпиграф. Первоначально слово “эпиграф” в античном мире обозначало “надпись, заглавие, оценку” на предметах, к ним непосредственно относящихся. В настоящее время – это слова (пословицы, цитаты), предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Умело подобранный эпиграф имеет, на мой взгляд, огромное воспитательное значение. Когда-то А.П. Чехов писал, что “человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Тем большее значение приобретает эта мысль в наши дни. В поле зрения юного читателя постепенно должен входить весь мир с его страданиями, радостями, горестями и надеждами. Урок литературы призван будить мысль, заставлять ученика задумываться над собственной жизнью, беспокоить, будоражить, а не давать готовые рецепты. Сама природа нормального человека требует такой активности.

На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения. Так, изучая пьесу М. Горького “На дне”, привожу слова К.С. Станиславского:

Свобода – во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность.

Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни,

Не ведая того, что там они становятся рабами.

А, предлагая тему “Смех – оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом” (по сатирическим рассказам А.П. Чехова), цитирую Н. Шамфора:

Шутка призвана карать любые пороки человека и общества;

  • она оберегает нас от постыдных поступков, помогает нам
  • ставить каждого на его место и не поступаться собственным.

Иногда я бываю абсолютно уверена, что никто не сможет объяснить смысл эпиграфа, но все равно считаю – его следует предложить; в этом случае он выполняет важную психологическую функцию – обостряет внимание учащихся, а также играет роль пункта плана, отталкиваясь от которого можно излагать материал.

В литературе существуют огромные пласты высказываний, афоризмов, пословиц и поговорок, которые можно использовать в качестве эпиграфа на уроке. Подобное многообразие нуждается в некотором разграничении, которое помогло бы увидеть более четкие границы в употреблении того или иного эпиграфа. С целью создания некоторой системы, мною была предпринята попытка расклассифицировать этот материал. Классификация, на мой взгляд, может быть предложена не одна. С одной стороны, это наиболее общая классификация.

НАПРИМЕР:

А) Эпиграфом к уроку “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) предлагаю строки Н.Я. Мясковского:

Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.

Б) Эпиграф к уроку по лирике Ф.М. Тютчева

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжет, греет и освещает.

Л.Н. Толстой.

формулирует эстетическую задачу писателя, будит воображение учащихся тем, что поэзия Ф.М. Тютчева распахивает Вселенную перед человечеством.

В) Иногда эпиграф раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и

Маргарита” “Рукописи не горят!” - предпосланы строки Ф. Глинки:

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений.

Г) Эпиграф Л.Н. Толстого к роману “Анна Каренина” -

“Мне отмщенье, и аз воздам”, -

сужает смысл художественного целого.

В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы. И, исходя из этого, можно предложить следующую классификацию:

Так, эпиграфом к уроку по творчеству С. Есенина может послужить высказывание В. Шукшина:

Есенин – поэт далеко не крестьянский, а общенародный, потому что, играя на своей березовой мужицкой лире, сумел затронуть ее звуками душу каждого…

А урок “Вопрос о правде в драме М. Горького “На дне” начинаю словами Сатина:

“Ложь – религия рабов и хозяев!

Правда – бог свободного человека!”

Рассуждая с учениками, приходим к выводу, что вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает его по-своему, имея в виду некую окончательную, высшую правду.

Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения. Неточно подобранный эпиграф является минусом в работе. Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, выбираю тот, который является “смысловым ключом” к произведению.

Изучая вершинное произведение И.А. Гончарова “Обломов”, эпиграфом выбираю слова Вл. Даля из толкового словаря:

Обломовщина, усвоена из повести Гончарова: русская вялость, лень, косность; равнодушие к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от других, а ничего от себя; непризнание за собой никаких мирских обязанностей…

И сразу же становится ребятам ясно, что эпиграф + название – произведение, в котором прекрасную натуру человека уродует лень, апатия, бездействие.

Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем ведет речь. Вдохновенные рассказы педагога оставляют заметный след в сознании и чувствах слушателя, иногда на всю жизнь. Радость и печаль, восхищение и гнев, ирония и пафос – все это действенное оружие учителя, которым надо умело пользоваться. По этому поводу уместно сказать, что в арсенале урока часто использую поговорки, афоризмы, пословицы, которые нередко становятся эпиграфами к уроку. Афоризмы – “крылатые слова”, выражают с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной запоминающейся форме. Так урок по теме “Несостоявшиеся судьбы” героев пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад” начинаю с античного афоризма:

“Каждому человеку судьбу создают его нравы”.

Конечно, учитель не работает “на голом месте”. Он совершенствует свое аналитическое чутье благодаря трудам литературоведов, многое у них заимствует. Однако, учась и заимствуя, педагог стремиться согласовать выводы других со своими собственными суждениями и чувствами. И чтобы разговор на уроке получился, надо создать творческую атмосферу, увлечь учащихся на путь отгадок и открытий. Это требование обязывает учителя проделывать основательную и довольно кропотливую исследовательскую работу.