Мои методы обучения на уроках таджикского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Три года как уже я работаю в сфере образования Республики Таджикистан. Я преподаю таджикский язык и таджикскую литературу. Обучение родному языку, как и другие учебные предметы, требует от учеников и студентов быть всегда активным во время уроков. Следует отметить, что вышеуказанные предметы способствуют формированию и развитию правильного хода мышления и навыкам логического вывода. Такая постановка задачи требует от учителя особую ответственность и подготовку к урокам. Например, когда вы хотите провести урок по определенной теме, вы должны прочитать и просматривать несколько источников, разные книги и наряду с этим определить шаги проведения урока, установки, вопросы и задачи, которые будут заданы ученикам. Потом вы можете правильно и логично размышлять об этой теме. Для того чтобы мои ученики смогли достигнуть поставленную перед собой цель, я на уроках использую такие методы:

- Один из методов который для всех знаком это метод вопросов и вопрошаний. Всегда я стараюсь, чтобы мои ученики и студенты изучили новую тему через постановки различных вопросов. Когда студент или ученик сам поставит вопрос и сам старается найти ответ, то это больше всего содействует развитию мыслительных навыков. Развивая мыслительные навыки, мы предоставляем возможность постепенно находить ответы на многие вопросы, которые предстоят перед учеником и студентом.

Положительные и отрицательные стороны проходящего урока также можно определить с помощью различных вопросов. Именно поэтому можно сказать, в основу любого учебного процесса лежат вопросы и вопрошания.

Отрадно, что мне удалось поучаствовать на некоторых семинарах и презентациях международной программы “Развитие критического мышления через чтение и письмо” и, конечно, некоторые элементы стратегий и приемов РКМЧП помогают мне создавать среду свободного общения учеников с учителем. Таким образом, стратегии критического мышления положительно способствуют на развитии навыков чтения и письма, и они являются наиболее важными средствами, ориентирующие учебный процесс на ученика, на развития его личностных качеств, на его самообразования и самоутверждения. Здесь необходимо отметить, что на Всемирной конференции по высшему образованию, которая проходила 5–9 октября 1998 года была принята Всемирная декларация “О высшем образовании в ХХI веке: подходы и практические меры” в которой была сказана: “Высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которые воспитывают в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию, решении проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность”. Да, сегодня мы педагоги должны подготовить людей будущего, нового общества, которые могут брать на себя социальную ответственность. Исходя из вышеприведенного можно сделать вывод, что учитель не только должен видеть всю ситуацию, но он еще должен уметь предвидеть будущее, так как видеть легко а предвидеть очень сложно. По нашему мнению этим требованиям способствуют стратегии критического мышления. Именно поэтому сегодня необходимо расширить полевую ориентацию программы критического мышления. (Всемирная декларация “О высшем образовании в ХХI веке: подходы и практические меры” (Париж, 5 – 9 октября, 1998). - Душанбе, 1999. 33 стр.)

Другой очень важной проблемой является отсутствие эффективной взаимосвязи между родителями и школой. Некоторые родители считают, что раз наши дети ходят в школу, то школа обязана их обучать и формировать. Именно такое потребительское отношение, превратило общество в недвижимую массу. Именно такая пассивность и зависимость была в пользу правителей коммунистического строя. Современная молодежь правильно осознает, что все зависит от старания самой личности. Новое поколение смотрит, через призму личностной ценности. Именно это должно составлять основу современного образования.