Конспект урока по теме: "Понятие о мягком разделительном знаке"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила употребления мягкого разделительного знака в словах в процессе исследовательской деятельности.

Задачи: (для учащихся):

  1. Увидеть проблему с написанием слов с разделительным мягким знаком.
  2. Исследовать проблему (через соотнесение произношения с написанием) и вывести правило употребления разделительного ь знака при направляющей роли учителя.
  3. Продолжить формирование коммуникативных умений при работе в группе.
  4. Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.

Оборудование:

– Таблички для записи слов– отгадок.

– Рабочие листы с заданием для каждой группы.

– План исследования, выводы (заготовки)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

 У. Что можете сказать о буквах написанных на доске?

(на доске: А,О,У,И,Ы,И,Э,Я,У,Ю)

У. Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак.

Д.: Эти гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков;

– Гласные, обозначающие один звук (у,ы,а,о,э,и) и два звука (я,ю,е,ё).

3. Постановка проблемы.

У.: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите слова-отгадки на листочках. (Учащиеся записывают слова маркерами на карточках. По мере записи слов идёт проверка написания с выявлением орфограмм.)

А) Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и н кроилось,
С неба на землю свалилось.

У.: Снег (Парный согласный на конце слова).

Б) Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.

У.: Река. (Безударная проверяемая гласная).

В) Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
А на ней щетинка.
Кто это? (Свинья)

Г.) На скамейке у ворот Лена горько слёзы .... (льёт)

Вывешиваются все варианты записи слов – свинья, льёт.

У.: – Что интересного заметили?

Д.: – У некоторых ребят слово написано по-разному.

У.: – Кто из ребят написал слово правильно? Докажите, почему?

У.: – В чем затруднение? Сформулируйте проблему (вопрос) урока.

4. Поиск решения.

У.: – Для решения этой проблемы я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах. Вы получаете план исследования, рабочие листы со словами для наблюдения, вывод, который надо заполнтиь.

План исследования.

  1. Прочитайте слова и их звуковые сочетания.
  2. Сравните буквенные и звуковые записи слов.
  3. Выявите, после каких букв пишется ь ?
  4. Перед какой буквой пишется ь ?
  5. Какой * лишний* звук рождается в слове с появлением ь?
  6. На что указывает Ь? Какую работу выполняет?
  7. Сделайте вывод.

Задания для групп.

Вывод.

-------------------мягкий знак (Ь) в словах пишется после----------------------и перед ----------------------------------, если в этих словах слышится звук (----). В словах показывает, что ----------------------звук не ----------------– с -------------------.

5 . Выражение решения.

А) Отчет групп по заданному плану и материалу для исследования.

Б) Чтение правила по учебнику.

В) Ответ на проблему урока.

Г) Формулировка темы урока. Запись темы на доске.

6. Реализация полученных заний.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

А) Игра “ Чуткий слух” (Если в слове разделительный Ь, хлопаем в ладоши).

У.: Листья, пень, лень, счастье, здоровье, пьёт, коньки, льёт. вьёт, деревья, воробьи, стулья, жильё, ручьи, обезьяна.)

Б) У.: – В каких словах напишем разделительный ь знак?

Олен...и, друз....я, п...юре, пол...ю, пал...то, стул...я, пол...ю, в...юга, мурав....и, свин...я,пал...ма, олен...и.)

  • Какие слова остались? Почему?
  • В каких словах есть два варианта написания слова?

Д.: Олени – оленьи, полю – полью.

7. Первичная проверка усвоенного материала.

А) Тест.

- Соедини части слов с разделительным мягким знаком.

8. Итог урока.

-У.: Что узнали на уроке? Чему научились?

9. Запись домашнего задания.