Метод проектов на уроках английского языка с использованием компьютерных технологий

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время, когда на смену авторитарной педагогике приходят личностно-ориентированные коммуникативно – направленные технологии, метод проектов актуален и востребован.

Дело в том, что в традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной.

Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно она, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Так, например, УМК для 4-го класса предлагает тему “School Life”.Тематика очень близка школьникам. Учащимся двух классов было предложено рассказать о своей школьной жизни и представить проект в виде презентации в программе Power Point.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В нашем случае конечный результат деятельности учащихся представлен в виде защиты проектов на конкурсной основе.

Предварительная работа

Подготовка к работе над проектом предполагает большую предварительную работу т.к. Это совершенно новый вид деятельности для учащихся 4 классов.

Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.

I.1.Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы, определение того, что мы хотим показать и рассказать о своей школе и классе;

2.Разработка плана проектной работы.

Совместно с детьми были разработаны два плана для выполнения 2-х проектов.

План

1.Представление школы (название, расположение, описание пришкольной территории и помещений школы с указанием их назначения)

2.Представление своего класса (представление классного руководителя – имя, небольшая характеристика), описание классной комнаты, описание самого класса – сколько мальчиков, девочек, какого возраста, описание школьной формы для девочек и мальчиков, описание расписания уроков своего класса.

3.Проведение опросов по различным направлениям.

Так одна группа учащихся проводила исследования

  • наиболее популярные, любимые предметы школьной программы
  • за что мы любим /не любим школу.

Другая группа проводила исследования

  • наиболее популярные, любимые предметы школьной программы
  • сравнение успеваемости учащихся по трем предметам (физкультура, математика, английский язык как представителей 3х направлений деятельности) .

3.Распределение обязанностей и пунктов проектной работы между участниками проекта.

Наиболее слабые ученики проявили самое активное участие в выполнении технической части проекта – фотографировании, подборе фотоматериалов, наборе материала на компьютере.

Ученики со среднем уровнем составляли и представляли наиболее легкие участки проекта. Например, представление учителя, описание классной комнаты, описание расписания, т.к. в учебнике есть много материала, который может быть использован в качестве опоры.

Сильные учащиеся выполняли исследовательскую часть проекта, включающую в себя проведение опроса, обработку полученных результатов, оформление выводов, построение диаграмм, схем, графиков.

4.Определение временных рамок для выполнения каждой части работы.

Основные этапы работы были распределены сразу же. Так на сбор материалов отводилось неделя, на написание слов для сопровождения слайдов, проведение опросов и оформления результатов опросов отводилось 2 недели, на создание презентации на компьютере и на подготовку выступления отводилась 1 неделя.

В этих временных рамках дети, ответственные за данную работу сами планировали свою деятельность и вели “дневник” где отмечали что и когда они сделали, и что и когда они собираются делать. “Дневник” был представлен стендом, где дети вносили соответствующие записи на английском языке, что также способствовало актуализации лексического и грамматического материала.

Выполнение проекта

II. - 1 Процесс выполнения проекта.

На данной ступени учителю отводиться только направляющая роль. Для этого постоянно проводиться обсуждение этапов выполнения той или иной части проекта в соответствии с составленным ранее планом и временными рамками. Возможно также дистанционный контроль деятельности учащихся и оказание помощи при обращении учащихся.

1.Обращение учащихся, участников проекта, к имеющимся аналогичным материалам для использования их в качестве примера. В нашем случае инициатива создания проекта была высказана детьми после просмотра сайта, посвященного обычной школе в Марокко. И при создании плана, и на начальном этапе учащиеся часто обращались к нему.

2.Сбор видео и фото-материалов;

3.Составление письменных монологических высказываний для сопровождения фотоматериалов;

4.Проведение мини-опросов среди одноклассников.

5.Построение простейших диаграмм по результатам опросов.

Приложение 1 

6.Оформление кратких выводов.

II.-2. Оформление презентации в Power Point.

Данный этап работы учитель проводит вместе с детьми, используя собранный и обработанный учащимися материал, принимая во внимание их мнение и демонстрируя широкие возможности информационных технологий.

Приложение 2

III. Защита проектов

Данный этап проводиться в виде нестандартного урока.

Задачи урока:

1. Образовательные.

а) формировать умение употреблять ранее изученные ЛЕ в речи учащихся
б) формирование грамматических навыков: использование оборота места при описании школы, школьных помещений

в) формировать навыки проведения и оформления простейших исследований

2. Развивающие.

а) развивать навык фонетического слуха
б) развивать навыки диалогической речи
в) развивать умение учащихся осуществлять монологические высказывания
г) развивать индивидуальные творческие и артистические способности учащихся
д) развивать интерактивные коммуникативные способности
е) развивать аудитивные навыки

3. Воспитательные.

а) воспитывать социальные навыки
б) воспитывать у учащихся умение объективно оценивать происходящее
в) воспитывать у учащихся уважение к школе

г) формировать навыки самоконтроля и умения объективно оценивать свои возможности

Применяемые технологии:

а) коммуникативно-ориентированного обучения
б) развития познавательных интересов
в) личностно-ориентированного обучения
г) учебно-познавательная игра
д) информационные технологии

Оформление:

  • компьютер и проектор

Ход урока

1.Презентация проекта – демонстрация совместно подготовленных слайдов с устным сопровождением.

2.Обсуждение проекта, ответы на вопросы зрителей и судей.

3.Подведение итогов.

В результате работы над проектом были достигнуты все поставленные цели и задачи. А главное детям очень понравился новый вид деятельности. Учащиеся были полны энтузиазма и изъявили желание продолжать в дальнейшем проектную деятельность.

Мы считаем, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.

Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения.

Важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности.

На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Но не стоит бояться применять метод проектов уже на начальных этапах обучения. Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку способствует применению речевых навыков и умений на практике, в реальной жизни. Другими словами, ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации для решения поставленной проблемы, планирует возможные варианты ее решения, делает выводы, анализирует свою деятельность.

частие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида.

Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в интересной для них, творчески продуманной форме.