Организация внеклассной спортивно-массовой работы в форме "Малых Олимпийских игр"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для реализации не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо обратить внимание на такие важные компоненты своей деятельности, как физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Общешкольные внеклассные спортивно – массовые мероприятия – одна из важнейших составляющих процесса физического воспитания школьников. Это прекрасная форма пропаганды физической культуры, которая создает предпосылки для привлечения школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Сюда относятся: внутришкольные соревнования, дни здоровья и спорта, праздники физической культуры. Именно эту составляющую процесса физического воспитания мы решили подвергнуть изменению.

Раньше, мы регулярно проводили отдельные соревнования по различным видам упражнений, которые обычно входят в школьную программу (легкая атлетика, баскетбол, плавание, гимнастика, лыжи) а так же ряд других (шахматы, шашки, настольный теннис, пионербол, футбол). Проводили их на достаточно хорошем организационном уровне, стараясь привлечь при этом как можно большее число учащихся. Затем стали проводить внутришкольную спартакиаду по тем же видам спорта. Но чувствовалось, что соревнования были как бы оторваны друг от друга, не было целостности, коллективной подготовки к ним, заинтересованности всего классного коллектива и классных руководителей. Это было уделом только определенной группы учащихся класса, его спортивного актива. Все это навело нас на мысль о создании и проведении всей этой работы в другой, более совершенной, на наш взгляд, форме и придания ей атмосферы всеобщего праздника и коллективного творчества. Так появился проект Малые олимпийские игры, который вот уже с 2003 года успешно реализуется в гимназии.

Цель проекта – создать условия для пропаганды здорового образа жизни, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, активизация отдыха учащихся.

В ходе подготовки и реализации проекта Малые олимпийские игры мы поставили перед собой задачи:

  • Формирование физической культуры личности учащихся;
  • Выявление наиболее способных и одаренных учащихся для совершенствования в избранном виде спорта;
  • Формирование навыков самоуправления учащихся, через организацию работы олимпийского комитета гимназии;
  • Воспитание нравственных качеств, таких как чувство долга, ответственности, коллективизма и товарищества, взаимовыручки и взаимоподдержки, честность и правдивость;
  • Развитие волевых качеств, таких как смелость, решительность, инициативность, целеустремленность и выдержка;
  • Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Реализовать этот проект одним учителям физической культуры невозможно, поэтому результативность этой работы обеспечивается совместными усилиями директора гимназии, его заместителей по учебной и воспитательной работе, эстетического отделения гимназии, заместителя по хозяйственной части, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций (попечительского совета гимназии) и родителей.

Малые олимпийские игры проводятся в течении всего учебного года, с обязательным праздничным открытием в начале года и подведением итогов конце (закрытие).

Открытие Малых олимпийских игр это масштабный праздник, перерастающий в грандиозное шоу, праздник грации, души и тела, большое культурное и спортивно-массовое мероприятие, в котором принимает участие вся гимназия.

Подготовка к открытию начинается заблаговременно, как минимум за две недели. Сначала собирается организационный комитет Малых олимпийских игр во главе с директором гимназии, который является его председателем, и в который входят заместители по учебной и воспитательной работе, руководитель эстетического отделения гимназии, учителя физической культуры, представитель физкультурного актива учащихся. На первом заседании утверждается положение о играх (см. приложение 1) план подготовки и проведения игр, проговариваются основные моменты открытия (его форма), материально-техническое обеспечение, функциональные обязанности каждого члена комитета.

Заместитель директора по воспитательной работе, совместно с ученическим активом гимназии, разрабатывает сценарий открытия игр (см. приложение 2), который по своей форме, ритуалу близок к открытию настоящих Олимпийских игр с его культурной программой (песни, танцы), с показательными выступлениями спортсменов, зажжением олимпийского огня. Они же продумывают оформление и украшение самого стадиона. Так к открытию первых игр были подготовлены разноцветные флаги, которые устанавливаются в ,,костры” по периметру стадиона и в центре, приобретаются разноцветные шары, которыми украшается центральная сцена, сшит большой олимпийский флаг. Вся эта атрибутика используется в дальнейшем нами при проведении спортивных соревнований в рамках Малых олимпийских игр.

Культурную программу разрабатывает и готовит эстетическое отделение.

Учителя физической культуры составляют положение о соревнованиях, готовят материальное обеспечение этого праздника. Это и подготовка постамента с олимпийской чашей, пъедистал, олимпийский факел, подготовка и заправка газа в баллоны, помощь в изготовлении необходимого оборудования и украшение стадиона. На плечи учителей ложится разработка спортивной программы, которая следует вслед за открытием Малых олимпийских игр, организация их и проведение, подготовка наградного материала (дипломы, грамоты, медали, которые изготавливаются по заказу) и всей технической документации.

Заместитель директора по хозяйственной части принимает активное участие в подготовке необходимого оборудования и инвентаря, выделяет необходимый автотранспорт и т.п.

Надо сказать, что организационный комитет Малых олимпийских игр собирается не только непосредственно перед открытием, но и перед каждым видом соревнований, входящим в программу игр и которые проходят в течении всего учебного года. Так же обсуждает сценарий, вносит коррективы, если это необходимо, контролирует ход подготовки.

Открытие Малых олимпийских игр проводится в Городской День спорта, обычно это вторая суббота сентября. Этот день, согласно приказа директора гимназии, объявляется не учебным и все учащиеся гимназии, принимают участие в празднике открытия и спортивной части программы. На церемонию открытия приглашаются родители учеников и почетные гости.

Открытие начинается с парада учащихся 5 – 11 классов, во главе которых идет ровный строй барабанщиц в красивых, расшитых золотом костюмах с аксельбантами и которые под барабанный марш входят на стадион и выстраиваются по периметру спортивной площадке, лицом к импровизированной сцене. Следом за ними на стадионе появляются самые юные участники, учащиеся начальной школы. Затем все приветствуют победителей и призеров соревнований прошлого года. На груди каждого из них медали. Далее ведущий берет слово, где дает информацию из истории олимпийских игр и представляет лучших спортсменов гимназии, которые выносят олимпийский флаг.

В это время факел с огнем, который зажигается от вечного огня, находится в пути и все ждут его с нетерпением. А на импровизированной сцене стадиона начинается праздничное действо, где показательные выступления спортсменов (каратэ, художественная гимнастика, аэробика и др.), чередуются с номерами художественной самодеятельности. Затем слово предоставляется, директору гимназии Ставскому С.А., который приветствует ребят, поздравляет их с открытием спортивного сезона и Малых олимпийских игр, желает им здоровья и успехов на предстоящих играх. После этого на стадионе появляется олимпийский огонь, который несет в сопровождении двух лучших спортсменов гимназии, член сборной команды России по легкой атлетике конца 80-х годов Кибакин Сергей, наш родитель. Под бурные аплодисменты, в олимпийской чаше, которая находится в самой высокой части стадиона, зажигается олимпийский огонь. Звучит фонограмма ,,Чемпионс.” Директор объявляет Малые олимпийские игры открытыми. На флагштоке поднимается олимпийский флаг, звучит гимн Российской федерации, и с напутственными словами к учащимся обращаются приглашенные гости. Так на открытие первых игр присутствовали мэр города П.М. Романенко, заведующий городским отделом народного образования Т.В. Глотова, олимпийский чемпион по легкой атлетике Сеульских игр Владимир Крылов и известные спортсмены. На следующих играх присутствовали заместитель мэра, председатель городского спорткомитета и знаменитые спортсмены, среди которых заслуженные мастера спорта П. Потапов (Греко – римская борьба) Б. Джепаев (автомобильный спорт).

После церемонии открытия начинается спортивная программа, в которую входят кросс “Дружная семья”, соревнования по легкой атлетике, баскетболу, пионерболу. Соревнования по легкой атлетике продолжаются затем всю последующую неделю, где каждая параллель, согласно графика соревнуется в беге на 60 метров и в эстафетах.

Каждый вид программы входящий в программу Малых олимпийских игр проводится под девизом. Так соревнования по легкой атлетике проводятся под девизом “Быстрые и смелые”, по плаванию “Золотые рыбки”, баскетболу “Меткие и ловкие”, лыжные гонки “Лыжня зовет”. Для учащихся 1 – 6 классов “Веселые старты” “Папа, мама, я – спортивная семья”. (Приложение 1)

На каждый вид программы (соревнований) составляется и вывешивается положение о соревнованиях, где четко расписаны условия и порядок их проведения. Для проведения соревнований используется спортивная база гимназии (спортивный зал, плавательный бассейн, спортивная площадка) и близлежащие парки (парк “Дружбы народов” и “Венец”).

Соревнования проходят в течение всего учебного года, согласно календарного плана. В каждом из них участие принимает весь класс, кроме освобожденных по состоянию здоровья. В командный зачет идет сумма лучших результатов – 10 мальчиков и 10 девочек, а так же учитывается массовость. В соревнованиях по баскетболу участвуют сборные классов.

К каждому соревнованию начинаем готовиться заранее, примерно за две недели. Собирается олимпийский организационный комитет, во главе с его председателем (директор гимназии), где опять же утверждается план подготовки и ответственные за его выполнение. Активное участие в подготовке и проведении соревнований принимают сами учащиеся. Готовятся объявления, необходимый инвентарь, выпускаются красочные буклеты, назначаются помощники и судьи. Вместе с ребятами обсуждаем программу и оформление мест проведения соревнований. Этому разделу подготовки придается особое значение. Красиво оформленное место проведения, должно создавать атмосферу праздника, развивать у учащихся эстетические чувства, поднимать настроение, поддерживать положительные эмоции и интерес. Для этого используются флаги разных цветов, плакаты и транспаранты, надувные шары, музыкальное сопровождение, номера художественной самодеятельности (которые готовят учащиеся эстетического отделения), показательные выступления спортсменов. Каждое соревнование начинается с парада участников соревнований и церемонии поднятия олимпийского флага, который поднимается под гимн России. Это придает мероприятиям определенную торжественность и ответственность, а так же способствует воспитанию чувства патриотизма.

После каждого из соревнований подводятся итоги, и проводится награждение, которому мы так же придаем большое значение. Стараемся при этом наградить и отметить как можно большее число участников и команд. Команды, занявшие места с четвертого по шестое, награждаются грамотами, за I – III места дипломами. Все грамоты и дипломы с олимпийской символикой. Родительский комитет каждого класса готовит призы или небольшие подарки каждому из участников. Это может быть или торт, или книга, набор фломастеров или блокнот. В индивидуальных видах спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки) участники, за занятое I – III места, награждаются дипломами и олимпийскими медалями, которые заказываются и изготавливаются заранее. Все они с эмблемой гимназии и олимпийской символикой. На церемонию награждения приглашаем бывших или действующих знаменитых спортсменов, членов сборных команд страны, победителей и призеров чемпионатов страны, Европы и мира.

Итоги Малых олимпийских игр подводим в конце года, в мае месяце. Закрытие игр так же стараемся провести в яркой, праздничной атмосфере, с приглашением гостей. При подведении итогов и награждении, кроме учащихся и классных коллективов, награждаем классных руководителей команд призеров, а так же активных участников и помощников.

Ежегодно на играх разыгрывается около 50 комплектов медалей.

С 2003 по 2006 год медалями награждено 410 человек. Некоторые из них становились неоднократными победителями и призерами игр.

Многие учащиеся выполнили разряды 2003 г. 2004 г. 2005 г.
по легкой атлетике: 65 72 78
по плаванию: 46 54 50
ВСЕГО: 111 чел. 126 чел. 128 чел.

Наиболее одаренные из них добились больших достижений в спорте. Так ученица 11 класса Ятманова Екатерина стала победительницей Чемпионата Европы по художественной гимнастике в команде и выполнила норматив мастера спорта международного класса. Попова Мария ученица 10 класса в 2006 г. выполнила норматив кандидата в мастера спорта по горным лыжам, а Сайфутдинов Энгель (10 кл.) стал кандидатом в мастера спорта по греко – римской борьбе.

Победителями областной олимпиады по физической культуре становились учащиеся Бондарь Татьяна (2004 г.) и Фахритдинова Диляра (2005 г.), II места занимали Фирстов Илья (2004-2005 г.) и Петрушин Алексей (2005 г.) Сборные команды гимназии, составленные по итогам результатов показанных на Малых Олимпийских играх, не раз становились победителями и призерами районных и городских соревнований.

Кроме видов входящих в программу Малых олимпийских игр в гимназии проводятся соревнования по волейболу и футболу, пионерболу и настольному теннису, шахматам и шашкам и др. Но именно проведение игр в той форме, о которой было рассказано выше, наиболее эффективно способствует решению задач физического и духовного совершенствования личности.

Реализация этого проекта невозможно было бы без материального обеспечения. В этом большую помощь нам оказывает директор гимназии, попечительский совет и родительский комитет, а так же сами учащиеся. Без поддержки и понимания со стороны педагогического коллектива, заместителей директора гимназии, так же было бы очень трудно претворять все идеи и замыслы. Поэтому задача учителей физической культуры, при воплощении своих каких-то проектов, убедить окружающих тебя людей в правильности выбранного пути, найти единомышленников.

Хорошие показатели и результаты во внеклассной спортивно массовой и оздоровительной работе достигнуты благодаря труду творческого коллектива учителей кафедры физической культуры: Ю.Н. Данилов, И.А. Баринов, В.Н. Усачева, Л.В. Андреева. <Рисунок1>

<Рисунок1>

Кафедра физической культуры гимназии №1 им. В.И.Ленина г. Ульяновска