Классный час "В стране единой, в стране многонациональной"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: В стране единой, в стране многонациональной.

Цели урока:

1. Познакомить детей с некоторыми особенностями культуры народов Сибири.

2. Развивать у детей самостоятельность мышления, активность.

3. Осуществлять нравственное воспитание, развивая чувство толерантности, сотрудничество.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто бы вы держите его в руках. Почувствуйте, как добро входит в вас как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра.

2. Сообщение темы и цели.

Тема нашего занятия: “В стране единой, в стране многонациональной”.

  • Как, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
  • Какие народности проживают у нас в Сибири?
  • Кто является коренным жителем Сибири или первооткрывателем этих земель?
  • Докажите, что первыми жителями были буряты? (Много названий имеют бурятские корни, например в нашем крае: Тулун – кожаный мешок, Гадалей – стрела, Шерагул– долина желтых песков, Гуран– горный козел, Манут– туман.)

Неизвестной и загадочной была Сибирь в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – буряты, якуты, эвенки и другие – кочевали по необъятным сибирским просторам (иллюстрации).

Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Русские и буряты жили дружно на сибирской земле и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.

  • Что относится к народному фольклору?

3. Основная часть занятия.

Мы сегодня поговорим о народном фольклоре русских и бурят. А именно:

– мифы

– пословицы

– игры

* Давайте построим план работы. О чем бы вы хотели узнать вперед? Давайте проголосуем.

Мифы…

Что такое мифы? (Словарная работа) Недостоверные рассказы, выдумка.

Мифы придумывали не только буряты, но и русские.

Читает учитель миф русского народа “Хозяйка Байкала” (играет музыка).

Море Байкал имеет свою хозяйку. Ольхонские буряты ее называют Байгал Далайн эхэ Абай-хатун, мать Байкала– моря– Абай-хатун.Это величественная всемогущая бабушка. Она добрая, если к ней относится с почтением и уважением. И она может быть гневной и сердитой, если проявляют к ней непочтительное отношение.

Хозяйке Байкала поклоняются все, ее просят о помощи и покровительстве. Она распоряжается всеми богатствами моря. Одним она дарит богатый улов рыбы, у других сети бывают пустыми.

*Как вы думаете почему?

* Перед знакомством со 2 мифом ответьте на вопрос: кто такие берегини, русалки.

– Читает учитель миф бурят. “Водяные жители” (играет музыка).

Велесу и Яриле подчинены все речные и болотные жители. Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров– сомов, карпов, лещей и других рыб.

Женские духи вод – берегини, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. По берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

  • О чем эти 2 мифа?
  • Почему буряты и русские сочиняли мифы о Байкале? (Жили на одной земле)

Физ. пауза “Море волнуется раз” (в конце должны будите изобразить какой-то предмет, я вам его назову) (морские камни, водоросли)

– Что у нас по плану следующее? Пословицы.

* Прочитайте про себя. (Работа в группах)

*Прочитайте в слух бурятские пословицы. Русские.

*Какие еще русские пословицы знаете?

* Найдите пару к русской пословице бурятскую, близкую по смыслу. Докажите.

* Чему учат нас эти пословицы?

Есть много пословиц у двух народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу, уметь трудиться.

  • О чем мы еще не поговорили?

Игра.

Давайте поиграем в бурятскую народную игру: “Найзаа олох” т.е. “Нашел друга”. Выберем водящего – Сибиричка.

  • Кто знает считалку?
  • Встаем в круг, беремся за руки, Сибиричок в центре. Мы ходим по кругу и говорим

Арам, шим-шим,
Арам, шим-шим,
Арамиса, Дульсия,
Покажите на меня!
И раз, и два, и три – замри!

Сибиричок в это время с закрытыми глазами и вытянутыми руками крутится вокруг себя, со словом замри – останавливается, на кого показывает рука, выходит в круг. Они встают спинами. Все кричат: “И раз, и два, и три!” поворачиваем голову. Если в одну сторону – друзья жмут друг другу руки и меняются местами. Если не в одну – все остаются на своих местах.

  • А кто играл в такую игру?
  • Отличаются ли правила? Играем в эту же игру, но по русским правилам.

В игру бурятского народа играют буряты и русские. И в русские народные игры играют буряты.

4. Обобщение….

Мы сегодня поговорили о культурах двух народностей Сибири. У нас много общего. И мы снова хотим быть единой большой семьей. Вашим родителям предстоит 16 апреля выразить свое мнение, хотят ли они жить вместе. Я вам предлагаю выразить свое мнение.

*** (голосование)

Поместите на карту Сибири красный квадрат, если вы за дружбу бурят и русских, если против – зеленый и встаем в полукруг.

Итог…

Посмотрите на карту, это мнение каждого.

*** Давайте ответим на вопрос

Если спросят, что нам нужно, что важнее? (мнение детей)

*А как ответ звучит в стихотворении, прочитайте про себя.

(Возьмитесь за руки прочитайте хором)

Если спросят, что нам нужно?
Что главнее?
Мы ответим –
Чтоб сияло солнце дружбы
Всем ребятам на планете!