Программа элективного курса "Введение в исследовательскую работу" и методическое пособие к ней

Разделы: Внеклассная работа


Программа предназначена для учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью по различным школьным дисциплинам, а так же для их научных руководителей с тем, что бы они могли реализовать свой творческий потенциал.

Основные цели программы:

  • выявление одаренных и заинтересованных детей привлечение их к учебно-исследовательской работе;
  • развитие навыков самообразования;
  • привитие навыков по сбору, обработке и анализу необходимого материала;
  • развитие способностей сопоставлять факты и прогнозировать ситуацию, делать обобщение и выводы;
  • профессиональная ориентация учащихся.

Основные задачи программы:

  • научить учащихся выбирать интересующую их тему определять цели работы, конкретные задачи и аспекты ее разработки;
  • привить навыки работы с учебной, справочной и научной литературой и правила оформления текстов;
  • научить грамотно четко и логично излагать свои мысли во время представления работы.

Несмотря на то, что программа рассчитана на 6 часов, ее можно как сократить, так и расширить в зависимости от ситуации (количество учащихся, наличие времени у преподавателя и т.д.).

К проведению занятий привлекаются:

  • школьный психолог – для выявления учащихся, имеющих склонности к учебно-исследовательской работе по различным направлениям;
  • школьный библиотекарь – для ознакомления учащихся по поиску нужной литературы, оформлению ссылок и заимствований, библиографического списка.

В связи с тем, что экзаменационные рефераты содержат элементы исследовательской работы (постановка цели и анализа материала, обобщение фактов, подведение итогов, практические предложения), я считаю их одним из видов учебно-исследовательской работы.

Планируемый результат обучения по программе элективного курса и участия в работе НОЛ: умение грамотно написать и оформить учебно-исследовательские работы (экзаменационные рефераты, курсовые проекты и т.д.) как в школе, так и в ВУЗах.

Тематическое планирование элективного курса
“Введение в исследовательскую работу”
(6 часов, 1 час в неделю)

№ занятия

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Преподаватели

1

2

3

4

5

1.

Введение 1.Знакомство НОЛ, его структурой, целями и задачами.

2. Права и обязанности членов НОЛ.

3. Знакомство с лучшими работами лицеистов.

4. Заслушивание призеров городских и областных конференций.

1

Директор лицея

Руководитель НОЛ

2.

Диагностика учащихся 1.Выявление лицеистов, имеющих склонности к учебно-исследовательской работе.

2. Выявление учебных предметов, по которым лицеисты хотели бы вести исследовательскую работу.

1

Психолог лицея

Руководитель НОЛ

Руководители кафедр

3.

Как собирать материалы по теме своей работы 1.Работа в библиотеке (каталоги, оформление библиографического аппарата).

2. Работа по сбору статистического и другого материала в различных организациях.

3. Оформление ссылок и заимствований.

1

Библиотекарь лицея

Руководитель НОЛ

4.

Рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ 1.Выстраивание логической последовательности работы.

2. Составление примерного плана работы.

3. Составление развернутого плана работы.

4. Написание черновика.

1

Руководитель НОЛ

5.

Общие требования и правила оформления текстов 1.Для текста: шрифт, интервал, поля; титульный лист; приложения.

2. Требования к чистовику: введение, основная часть, заключение.

3. Оформление наглядного материала.

4. Компьютерная презентация.

1

Руководитель НОЛ

6.

Культура выступления на конференциях и экзаменах 1.Соблюдение регламента.

2. Примерная схема выступления:

  • представление работы, обоснование ее актуальности и значения для познания школьных наук;
  • сообщение об использованных методах;
  • краткое изложение основных идей;
  • заключение.

1

Директор лицея

Руководитель НОЛ

Примечания.

  • Занятия курса наиболее целесообразно проводить в сентябре – ноябре, после организационного собрания НОЛ.
  • Вся основная работа по контролю за написанием и оформлением исследовательских работ ложится на научных руководителей учащихся.

Итогом работы учащегося является грамотно написанная и правильно оформленная учебно-исследовательская работа и желание продолжать этот вид учебной деятельности в дальнейшем.

Краткое методическое пособие к элективному курсу
Введение в исследовательскую работу”

  1. Этапы работы по написанию рефератов и учебно-исследовательских работ.
  2. Рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ.
  3. Защита рефератов (представление исследовательской работы).
  4. Памятка для рецензента.
  5. Библиографический список.
  6. Этапы работы над рефератом
    (учебно-исследовательской работой)

I. Подготовительный (сентябрь-ноябрь).

Этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме [1].

Сюда же можно включить следующие виды работ:

Выстраивание логической последовательности реферата исходя из имеющегося материала;

Составление примерного плана работы;

Составление библиографического списка [3].

II. Самостоятельная работа учащихся (декабрь-январь).

Этап включает изучающее чтение литературы ведение записей прочитанного. На основе сделанных выписок составляется развернутый план работы, затем пишется черновик.

III. Проверка реферата и оформление работы в чистовике (февраль-март).

Руководитель проверяет рефераты, составляет рекомендации, вносит необходимые изменения, дополнения, исправления.

Ученик заканчивает работу с учетом сделанных рекомендаций и оформляет реферат в чистовик, Готовая работа сдается руководителю и учителю-предметнику на рецензирование.

IV. Защита реферата (апрель-июнь).

Ученик выступает по теме своей работы на лицейской (обязательно), городской и областной научно-практических конференциях школьников (по собственному желанию или по рекомендации руководителя), или защищает реферат на экзамене [3].

Рекомендации по написанию рефератов
(учебно-исследовательских работ)

Объем реферата обычно колеблется от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложения).

У каждого учебного заведения могут быть свои собственные требования к оформлению работ. Однако существуют и универсальные требования, свойственные академическому миру, и я буду говорить именно об общих стандартах.

Текст печатается на одной стороне страницы; компьютерный шрифт 12-14, обычный, интервал между строк 1,5–2; размер полей; левого – 30мм; правого 10мм; верхнего и нижнего – 20мм.

Каждая глава начинается с новой страницы, как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложение.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть 3 интервала. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя.

Фразы с новой строки печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 0,5см [5].

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифра номера страницы ставится вверху по центру страницы; на титульный лист № страницы не ставится.

В работе желательно использовать не менее 5 источников. Необходимо соблюдать правила оформления библиографического аппарата (списка литературы).

Удобнее использовать алфавитный способ построения библиографического списка; фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту [4].

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

  1. Книги одного, двух и более авторов.
  2. Рузавин Г.И. Научная теория. М.: Мысль, 1978. 23с.

  3. Сборник одного автора
  4. Методологические проблемы современной науки / сост. А.Т. Москаленко М.: Политиздат, 1979. 295с.

  5. Сборник с коллективным автором
  6. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр. (НИИ высшего образования) / отв. Ред. Н.Н. Нечаев. М.: НИИ ВО, 1995. 15с.

  7. Статья из газеты.
  8. Райцын Н.В. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993. – 7 окт.

  9. Статья из журнала.

Мунтусов А.Б. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. с. 14.

Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы.

Цитаты и ссылки на высказывания оформляются обычно так: в конце предложения в квадратных скобках указывается № источника по списку [3].

Работы над рукописью учебно-исследовательской работы

Традиционно сложилась определенная композиционная структура представления исследовательской работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

  1. Титульный лист;
  2. Оглавление;
  3. Введение;
  4. Главы основной части;
  5. Заключение;
  6. Библиографический список;
  7. Приложения;
  8. Вспомогательные указатели.

Титульный лист заполняется по строго определенным правилам и включает в себя: полное наименование учебного заведения; тема реферата без слова “тема”; вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии); ФИО ученика и класс; ФИО и должность руководителя; город и год выполнения работы без слов “город” и “год”.

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы [4].

Во введении должны содержаться следующие элементы: обоснование актуальности темы очень краткий анализ достижений в той области, которой посвящен реферат; общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате; цель данной работы; методы исследования; теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

Принято считать, что объем введения должен составлять примерно 1/10 часть общего объема работы [1].

В главах основной части подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты [5]. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, диаграммы, фотографии). Все они обозначаются как “рисунки” и имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера “Рис. 1” и т.д. Знак № не ставится, после номера рисунка дается название иллюстрации и, если нужно, источник, откуда она взята. Например: Рис. 1. Вид р. Тында. Фото автора.

На картах, картосхемах должен быть подписан масштаб.

Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы и отличающуюся от нумерации рисунков. Над заголовком каждой таблицы, с правой стороны, пишется ее номер, знак № не ставится. Например: Таблица 1. Численность населения г. Тынды 1990-2000гг, тыс. чел. Единица нумерации обязательно должна быть указана.

Ссылаясь в тексте на рисунок или таблицу, помечают в скобках: (рис. 1) или (табл. 8). Если рисунок или таблица находится в конце работы, добавляется слово “смотри”: (см. рис. 2), (см. табл. 4). Знак № и здесь не ставится [2].

В заключительной части в сжатой форме синтезируется описанный в работе материал, подводятся итоги.

Заключение предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы [5].

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала [4].

Заключение по объему всегда должно быть меньше введения. Считается, что нормальный объем заключения составляет 1/20 часть общего объема работы [1].

После заключения принято помещать библиографический список литературы. Как его оформлять, написано выше.

В раздел “Приложение” помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи, диаграммы, схемы, графики, фотографии. Весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют.

Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение располагают на отдельной странице; в общий объем работы приложения не засчитываются [1].

Защита реферата (представление учебно-исследовательской работы)

Обычное время для выступления на защите экзаменационного реферата, на конференциях от 5 до 10 минут.

Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы [5].

Текст выступления лучше написать заранее.

Для выступления учащимся рекомендуется следующая схема.

1. Представление работы:

а) Почему выбрана данная тема?

б) Чем эта тема актуальна, интересна?

в) Каково ее значение для познания курса географии (экологии, истории …)?

2. Сообщение об использованных технологиях:

а) Характеристика источников;

б) Анализ других примененных методов:

  • Встречи со специалистами;
  • Работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала.

3. Краткое изложение основных идей.

Ученик излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников включенных в текст реферата. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д. [3].

4. Заключение.

Ученик делает в лаконичной форме выводы, собирает личные открытия, составляет прогнозы и т.д.

Обычно рефераты и учебно-исследовательские работы оцениваются по следующим основным критериям, помнить о которых нужно при представлении работы и при ее написании:

  • Актуальность содержания, глубина, полнота анализа факторов, проблем, относящихся к теме;
  • Информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
  • Простота и доходчивость изложения;
  • Структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
  • Убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в реферате [1].

Памятка для рецензента

  1. Вначале высказать общее впечатление о работе.
  2. Оценить знание материала, осмысленность его изложения.
  3. Оценить логику изложения, взаимосвязь частей.
  4. Оценить умение доказывать.
  5. Оценить умение сравнивать, выделять главное.
  6. Учитывать наличие литературного обзора, а также правильно оформленных библиографических ссылок.
  7. Учитывать корректность выводов, культуру оформления материалов (текст, доклад, наглядный материал).
  8. Учитывать наличие наглядного материала в виде компьютерной презентации или стендов [3].

Библиографический список

  1. Воронцов Г.А. Письменные работы в ВУЗе. Ростов-на-Дону: Изд. Центр “МарТ”, 2002
  2. Лазаревич К.С. Как писать научную работу// География. – 2001. – №10.
  3. Пантелеева Н.К. Реферат – один из актуальных видов самостоятельной деятельности учащихся// География в школе. – 2001. – №7.
  4. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
  5. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах. Практическое руководство. М.: ИНФРА-М, 2001