Урок математики в 7-м классе по теме: "Графики вокруг нас" с применением информационно коммуникационных технологий

Разделы: Математика


Предлагается разработка урока алгебры в 7-м классе (1 час 20 минут) по учебнику Дорофеева Г.В. с использованием презентации Power Point. Ниже комментируются слайды презентации с акцентом на ключевые моменты урока. Хотя посмотрев презентацию <Приложение1> читателю станет понятна идея автора. К сожалению из-за ограничений по объему, материал презентации представлен не полностью. Но читатель с легкостью сможет использовать данную основу для создания своей презентации. Главное идея!

Цель урока:

Научиться интерпретировать графики реальных зависимостей

Задачи:

  • Уметь считывать необходимую информацию с графиков реальных зависимостей
  • Понимать график как математическую модель
  • Строить график по предложенной ситуации
  • Знать графики зависимостей y = x, y = –x, y = x2, y = x3, y = |x|, y = –|x|, |y| = |x|
  • Ориентироваться на координатной плоскости
  • Воспитывать трудолюбие, настойчивость, четкость, точность, взаимопомощь, ответственность, умение слушать другого
  • Развивать мышление, способность действовать в нестандартной ситуации
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы и самоконтроля
  • Рефлексия своей деятельности на уроке

Этапы урока:

При входе в мультимедийный кабинет на экране уже отображается 1-ый слайд с “привычной” ученикам зеленой школьной доской, на котором написано: Классная работа.

1. Организационный момент

Учитель объявляет о необычности организации урока, о том, что каждый из ребят сегодня ответит на мучающий его вопрос: Зачем мы изучаем графики? А в течении урока каждый зарабатывает жетоны, за каждый верный ответ, верно выполненное задание с учетом скорости. За более сложное задание можно поощрить и двумя жетонами. Это уже на усмотрение учителя и класса в целом. По количеству набранных жетонов в конце урока будут выставлены отметки.

2. Разминка (5 минут). Работа в парах. (2-ой слайд)

Учащимся раздаются кроссворды содержащие вопросы не только по данной теме, но и затрагивающие их личный интерес и участие в учебном процессе <Рисунок1>. Все ответившие правильно за указанное время получают жетоны. На 2-ом слайде дана ключевая фраза кроссворда – Графики и мы. Выслушиваем точки зрения желающих высказаться по этому заданию и обобщаем полученный результат. Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим каким образом каждый из нас связан с графиками, через опору на ранее изученное с помощью игры и такого сложного процесса происходящего в нас, как мышление.

3. Удивление (3-ый слайд)

На 3-ем слайде представлено множество различных графиков, выражающих реальные зависимости. Каждый график появляется на экране с различными анимационными и звуковыми эффектами, что вызывает бурю эмоций у детей. Здесь возможны комментарии учителя, что существуют не только такие зависимости, которые мы рассматривали ранее на уроках алгебры (y = x, y = –x, y = x2, y = x3, y = |x|, y = –|x|, |y| = |x|).

4. Совместная постановка цели урока (с 4-го по 6-ой слайды)

На 4-м слайде объявлена тема урока. 5-ый и 6-ой слады посвящены постановке цели.

5. Интуитивно-практический (с 7-го по 15-ый слайд)

Каждый ученик получает карточку с изображением различных графиков <Рисунок2> (в презентации это слайд 3-ий) с заданием: каждой из перечисленных ниже реальных ситуаций (с 9-го по 14-ый слайды) соотнесите график зависимости, который описывает ее. Идет бурное обсуждение ситуаций и “битва” за жетоны.

Обобщаем работу и пытаемся ответить на вопрос: для чего же нужны графики? (15-ый слайд). На 16-ом слайде показаны табличные данные температуры воздуха в городе Тюмени с 1 по 10 декабря, которые публикует метеослужба в Интернете. Идет обсуждение того, что достаточно трудно информацию в таком виде анализировать, гораздо нагляднее было бы изобразить ее на графике.

6. Построение графика (с 17-го по 22-ый слайды)

Стром график температуры воздуха в г. Тюмени с 1 по 10 декабря 2006 года. С помощью сладов с 17-го по 22-ый идет процесс построения графика температуры.

7. Чтение графика (с 23-го по 25-ый слайды)

23-й и 24-ой слады посвящены чтению информации по построенному графику температуры. Но 24-ый слад не открывается пока не будут названы все данные (когда температура была положительной, а когда отрицательной, когда росла, когда понижалась, когда была максимальной, а когда минимальной, размах данных, среднее значение, …).

На 25-м слайде демонстрируются графики температуры воздуха, которые строит метеослужба.

8. Работа с точечным графиком (с 26-го по 28-ой слайды)

Учащимся демонстрируются слайды с 26-го по 28-ой, на которых построен график оценок за 1 четверть одного из учеников класса. График анализируется и считывается всевозможная информация.

9. Работа с учебником (слайды 29-30)

Очень часто встречаются графики движения, скорости. Учащимся предлагается поработайте с графиком движения туриста и ответить на вопросы задачи №517 (в учебнике алгебры-7 под редакцией Г.В.Дорофеева, М:Просвещение-2005).

10. Итог урока (слайды 31-32)

Эти слайды помогают подвести итог урока и ответить на вопрос поставленный в начале: Пригодится ли вам умение интерпретации графиков в жизни? Здесь прозвучало множество разнообразнейших ответов, но главное, что каждый из ребят ответил для себя на вопрос урока.

11. Домашнее задание (слайд 33-ий)

По итогам домашнего задания можно тоже выдать жетоны.

1. Пофантазировать! И ответить на вопрос: какие реальные ситуации могут описывать зависимости изображенные на рисунке <рисунок3>.

2. п.5.6. – выяснить для себя что-то новое, №522 (о кривой спроса), №520.

3. Придумать реальную ситуацию, описать ее и изобразить с помощью графика.

12. Практическая работа в группах по 4-5 человек (слайды с 34-го по 37-ой)

1 задание.

1) Ответить на вопросы по предложенному графику.

2) Представитель от группы покажет и расскажет график какой зависимости он рассматривал (назвать величины и пояснить зависимость)

2 задание.

На миллиметровой бумаге построить график движения вашей туристической группы (выбрать подходящий единичный отрезок, единицы измерения времени и пути, учесть их реальное соответствие), поставить как можно больше вопросов и ответить на них так, чтобы получилось описание на математическом языке. А для погружения в атмосферу путешествия предлагалось просмотреть фотографии с видами природы под звуки классической музыки.

3 задание.

Описать на алгебраическом языке график, подготовленный для тебя одноклассником. Это задание каждый ученик готовил к уроку заранее, используя графики зависимостей y = x, y = –x, y = x2, y = x3, y = |x|, y = –|x|, |y| = |x|, прямых параллельных осям координат.

По итогам работы также лучшие получают жетоны.

13. Рефлексия (слайд 38)

Учащимся предлагаются начала фраз, а им надо выбрать хотя бы одну и высказать свое мнение.

Теперь я точно знаю…

Я понял(а)…

Я узнал(а)…

Я научился(ась)…

Мое мнение…

Я почувствовал(а)…

14. Благодарности (слайд 39)

Благодарю детей за активную работу на уроке.

Урок прошел по плану. Все удалось сделать. Ребята и я остались довольны. Около 18 человек заработали хорошие отметки. Ждем следующего урока с применением ИКТ.