Практическое занятие кружка "Экология и здоровье человека". Тема занятия: "Изучи себя сам"

Разделы: Внеклассная работа


Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье- условие активности, успешности и долголетия человека.

Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это” состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Человек должен вести здоровый образ жизни. Мы пришли к выводу, что здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.

В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.

Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система жизни человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу. Природе ,поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих- от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, ухода за кожей и полостью рта, соблюдения рационального суточного режима.

В настоящее время проблема здоровья становится всё более актуальной. Одно из главных причин этого - негативное отношение человека к собственному организму. Попытки изменить сложившуюся ситуацию до сих пор не принесли желаемого результата, к сожалению ,у людей еще нет вкуса к здоровому образу жизни.

Формирование бережного отношения к здоровью как главной ценности человека - цель нашего урока.

Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Только помните, что физическое здоровье и физическая привлекательность связаны одной ”веревочкой”. И невозможно вытащить впопыхах угодный вам конец ”верёвочки”. Не рассчитывайте на мгновенный успех. Не ставьте перед собой нереальных задач - значительно подрасти, полностью изменить фигуру, стать похожим на другого человека, понравившегося вам своей внешностью. Достаточно реализовать те возможности, которые заложены в вас природой. Встаньте однажды перед зеркалом и задайте себе вопросы: “Как я выгляжу? Каково моё здоровье?” Довольны ли вы своим телосложением? Какие недостатки фигуры хотели бы вы исправить? Для начала определим тип телосложения. Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.

Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо.

Нормостеник широкогруд , плечист, мускулатура у него выражена отчётливо.

Гиперстеник отличается плотным телосложением, ”солидностью” фигуры.

Реализуя заложенные в вас возможности, вы можете привести в гармоническое соответствие с ростом и присущим вам типом сложения свою массу и пропорции тела.

Выполнив определенные измерения и вычисления по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими ,можно получить общее представление о своем типе телосложения.

Определение соответствия массы тела норме:

Для того чтобы определить соответствует ли масса тела норме и типу телосложения, используем формулу:

Результат от деления в пределах:

0,28-0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения;

0,32—0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения;

0,45—0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения.

Цифры выше или ниже пределов - свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения. В любом из этих случаев нужно показаться врачу.

Определение гармоничности телосложения:

Гармоничность телосложения характеризуется и показателем развития грудной клетки (ПРГК)

Измеряем окружность грудной клетки (ОГК).

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленты накладывают на углы лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитыми железами ленту спереди проводят вдоль 4-го межреберья и соединяют по среднеключичной линии.

Рёбра считают вдоль края грудины, проводя сверху вниз пальцем с лёгким нажатием (см. рис.2)

2) Определяем гармоничность телосложения по формуле:

ПРГК меньше 50—слабое развитие грудной клетки;

ПРГК 50-55—среднее развитие грудной клетки;

ПРГК больше 55-отличное развитие грудной клетки.

Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она равна 5-7 см. Большая экскурсия – свидетельство хорошего объема лёгких и, как правило, более пропорционального телосложения, меньшая — свидетельство недостаточного объема лёгких.

Примерные соотношения между частями тела:

--- окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;

--- окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;

--- окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек ) и (окружности напряженного бицепса (у юношей).

Данные измерений записывают в тетради, сравнивают, как сильно они отличаются от требуемых показателей. Если отличие очень большое, то вам серьёзно заняться физической культурой. Если отличий нет, то все равно не спешите почивать на лаврах, начните и ли продолжайте заниматься любимым видом спорта.

Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье- условие активности, успешности и долголетия человека.

Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это ”состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”

Человек должен вести здоровый образ жизни. Я думаю, что здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.

В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.

Оценка индивидуального физического развития.

Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди, масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека.

Таблицы стандартов физического развития.

Длина тела

Таблица 1

Возраст Мальчики М +см Девочки М +см
14 163,0 +9,1 160,8 +6,3
15 168,0+7,2 160,9 +5,8
16 175,0 +6,2 162,6 +4,7

Вес/масса

Таблица 2

Возраст Мальчики М +кг Девочки М +кг
14 56,70+7,02 52,78 +3,77
15 65,69+7,92 59,09 +5,87
16 52,98 +3,77 53,29 +6,97

Окружность грудной клетки

Таблица 3

Возраст Мальчики М +см Девочки М +см
14 80,1+7,2 82,5+6,3
15 83,5+5,7 83,7+5,4
16 90,4+5,2 83,4+4,6

Знание амплитуды и пределов изменчивости здорового организма необходимо для нахождения граней между “нормой” и патологией, раннего выявления болезней и преболезненных состояний.