Работа кружка "Основы общей экологии" как этап освоения экологических знаний

Разделы: Внеклассная работа


В условиях модернизации российского образования возникает понимание значения экологических знаний и экологизации воспитания как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ведущими в существующей системе образования в интересах устойчивого развития и общества в целом, представляя собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. При этом главная цель - формирование экологического мировоззрения человека, основанного на представлении о своём единстве с природой и о направленности своей культуры и всей хозяйственной деятельности на её развитие.

Современное школьное образование должно развиваться по принципу непрерывности экологического образования и воспитания, которое заключается в том, что учащиеся постепенно, шаг за шагом овладевают сначала элементарными экологическими знаниями, а затем поднимаются до осмысления глобальности происходящих процессов. [1] Здесь большое значение приобретает развитие исследовательских навыков и умений в изучении конкретных экологических проблем, что позволяет обеспечить практический аспект обучения.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с самого раннего детства. Ещё в семье и в дошкольные годы ребёнок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, почвы. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребёнка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития. В старшей и позднее в высшей школе необходимо сосредоточиться на использовании экологических знаний на практике, выработке способности самостоятельно формулировать экологические проблемы и находить пути их эффективного решения. [2]

При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют внеклассные формы работы. Это могут быть занятия в кружках, проектно-исследовательская деятельность, участие в работе летних экологических лагерей, школьных конференций, конкурсов и т.д.

Автором статьи разработана программа работы кружка “Основы общей экологии” для учащихся 6-9 классов как этап освоения экологических знаний, умений и навыков. Толчком к созданию данной программы явилось активное занятие инновационной деятельностью по экологическому направлению с учащимися во внеурочное время. Данная программа является интегрированным курсом экологии, географии и астрономии, рассчитанная на 3 года обучения. Программа была составлена с помощью учебного пособия “Экология” для учащихся 5-8 классов Л.Н. Ердакова и методических рекомендаций для учителей “Экология” под редакцией В.Г. Рудского.

Конечной целью работы предлагаемой программы кружка является освоение и развитие учащимися навыков проектно-исследовательской деятельности. Основными задачами предстоящей работы можно назвать следующие: усвоение основных экологических понятий; расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся по предметам экология, география, астрономия; развитие общего кругозора учащихся; подготовка к активной проектно-исследовательской деятельности учащихся в старших классах.

При освоении учащимися основных экологических понятий, появляется возможность манипулировать ими, конструировать экологические ситуации, предугадывать возможное развитие событий, пробовать себя в исследовательской деятельности, нахождении своих путей решения экологических проблем, что, в конечном счете, приведёт к эффективной проектно-исследовательской работе. Занятия кружка будут способствовать развитию у обучающихся навыков критического и творческого мышления, выработке аналитических способностей, необходимых для дальнейшего многостороннего анализа и решений ситуаций реальной жизни.

Материал кружка первого года обучения даётся на уровне осведомлённости детей данного возраста об основных направлениях развития экологии, географии и астрономии, познания закономерностей эволюции живой и неживой природы. С каждым годом объём информации и уровень освоения экологических знаний и умений будет повышаться.

Работа по данной программе ведётся первый год с учащимися 6-7 классов. При изучении всего курса предполагается проведение занятий в трёх формах: лекционная, групповая, индивидуальная работа. На занятиях кружка будут использоваться различные графики, таблицы, схемы, диаграммы, логические задачи, большое количество разнообразного наглядного пособия, дополнительного статистического, энциклопедического и иллюстративного материала, а также стихи, рассказы, видеоматериалы. Ребята отработают навыки работы с разнообразными географическими картами, познакомятся со схемой расположения планет вокруг Солнца, картой звёздного неба, фотографиями Земли из Космоса, материалом экологического содержания. Каждая тема данной программы предполагает наличие тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения пройденного материала. Важным элементом занятий будут являться экскурсии в школьный и городской музеи. Выход на природу позволит сосредоточить внимание на её красоте и гармонии. Занятия по программе дадут возможность учащимся осознать, что они находятся внутри экосистемы, что человек – часть природы, а не её властелин.

Большое внимание будет уделяться творческим заданиям, выработке умения самостоятельного поиска знаний и обоснованных решений различных ситуаций. Так, например, один из разделов курса посвящён более глубокому знакомству учащихся с природными ресурсами нашей планеты, их освоением, распределением поселений человека по территории Земли, а также заселением Сибири, знакомство с животным и растительным миром родного края. При этом обязательно рассматриваются вопросы ответственности человека за состояние природы. Говоря о существующих местных экологических проблемах, ребята должны будут попытаться найти выход из сложившейся ситуации, увидеть собственные возможности в их решении.

Апробация данной программы уже показывает положительные изменения в поведении учащихся, повышении интереса к изучаемым предметам, в осознании необходимости экологических знаний в повседневной жизни. Среди отрицательных моментов хотелось бы отметить вынужденную необходимость занятия сразу большого числа учащихся (работа кружка начинается при наличии не менее 15 человек). Такая массовость не нужна. Выделяются ребята, готовые серьёзно заниматься, не взирая на свою занятость в других сферах деятельности, а есть учащиеся, приходящие на занятия от случая к случаю или пропускающие по уважительной причине. Считаю, что такое положение дел не принесёт ожидаемого результата для всех обучающихся.

Автором разработаны критерии оценки успешного изучения предложенной программы на разных этапах её освоения (промежуточный, итоговый контроли знаний).

Результатом первого года работы будут подготовленные выступления учащихся на школьной научно-практической конференции с защитой своих минипроектов по изученным темам. Итогом трёхгодичной работы будут являться исследовательские проекты, представленные на суд жюри конкурсов и конференций различных уровней.

Намечается сложная, но интересная и значимая работа по воспитанию будущего экологически грамотного гражданина.

Список используемой литературы:

  1. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: ЮНИСАМ, 1996. – 192 с.
  2. Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития.// Официальные документы в образовании. – 2006. - № 22. – С.27-35