Урок истории в 9-м классе

Разделы: История и обществознание


Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9 классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически не осуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25-30 компьютеров и.т.д.) На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео- аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. Это учебное занятие – один из способов решить задачи, поставленные перед современным образованием:

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Использование мультимедийных технологий в образовании.

Цели:

  1. Сформировать представление о “третьей” силе, противостоящей белому и красному движениям;
  2. Проследить позицию крестьянства в гражданской войне;
  3. Уяснить причины “малой” гражданской войны и её характер.

План урока:

Интеллектуальная разминка.

Мультимедиа лекция.

Дифференцированные задания.

Итоговые вопросы.

Домашнее задание.

Основные знания: положение крестьянства, “зелёные”.

Основные понятия: денационализация, ратификация

Оборудование урока: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2001., проектор мультимедиа + системный блок, презентация MS Power Point.

Ход урока

1. Объявление темы, цели урока (записывается заранее в MS Power Point) Интеллектуальная разминка: Расшифруйте аббревиатуры: РКСМ, РККА, РВС, РКП(б). (записывается заранее в MS Power Point). Объяснение понятий “денационализация”, “ратификация”

2. Мультимедиа лекция (Вопросы CD учебника: § 19 Между “белыми и “красными”, главы: Крестьяне против “красных”, Крестьяне против “белых”, Махновское движение, Малая гражданская война, Кронштадское восстание.)

3. Дифференцированные задания:

  • На “3” Составьте план – конспект пункта “Большевики и левые эсеры: конец союза
  • На “4” и “5” Вопрос 5 , с. 150 учебника(Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. – М. 2003.)

4. Учащиеся, выполняющие задания на “3”, сдают в конце урока тетради, на “4” и “5” записывают краткие ответы на поставленные вопросы в рабочую тетрадь.

5. Беседа по вопросам:

  • Что такое “третья сила”?
  • Какую позицию занимали крестьяне в Гражданской войне?
  • Что такое “малая гражданская война”?
  • Почему крестьяне все-таки поддержали большевиков?

6. Выводы по уроку записываются на слайд MS Power Point:

  • “Третья” сила – это крестьяне.
  • Крестьяне всегда имели независимую позицию, выступали и против “белых”, и против “красных”
  • “Малая” гражданская война – это крестьянские восстания 1920 – 1921 гг. против политики большевиков.
  • Крестьяне после мучительных колебаний поддержали большевиков, так как те дали им землю и призывали воевать против старых порядков.

7. Объявление оценок за урок, дифференцированное домашнее задание:§ 19, читать, пересказывать (на “3” и “4”), ответить на вопросы (на “5”) Дополнительно: подготовить сообщения о Н.И. Махно и/или А.С. Антонове (на “4” и “5”)