Разработка урока литературы "Торжество чистого чувства над расчетом" (по рассказу Сергея Никитина "Мой знакомый Леший"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока.

1. Познакомить учащихся с творчеством С. Никитина.

2. Проследить за своеобразием раскрытия природы в рассказе.

3. Показать высокую нравственно-этническую содержательность героев, “торжество чистого чувства над расчётом”, развивать нравственные качества учащихся.

4. Раскрыть особенности художественной системы С. Никитина, учить анализировать текст.

5. Показать мастерство С. Никитина в раскрытии богатого душевного мира героев.

Оформление урока: портрет С. Никитина, выставка книг писателя, иллюстрации eчащихся к рассказу “Мой знакомый Леший”.

Опережающее домашнее задание:

Прочитайте рассказы “Мой знакомый леший”, “Огуречный агроном”, “Рассказ о первой любви”, “Крах”, “Гости”. Определите тему рассказа “Мой знакомый Леший” и связь её с названием.

  1. Подумайте над нравственными проблемами, поставленными в рассказе.

  2. Обратите внимание на описание природы и её роль в рассказе “Мой знакомый Леший”.

  3. Попробуйте охарактеризовать (т. е. описать) душевный мир героев рассказа.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Талантливый писатель земли Владимирской, большой мастер рассказа Сергей Никитин прожил недолгую жизнь, но оставил яркий след в нашей литературе. Всё творчество писателя – о русской земле, русской душе, о нашей “кроткой родине”. В рассказах “Огуречный агроном”, “Крах”, “Гости”, “Рассказ о первой любви” показаны драмы несостоявшейся любви, неудачно прожитой жизни. В этих произведениях никого не судит ни герой, ни автор, передавая это право читателям. Горькая же судьба ожидала Аню, героиню рассказа “Мой знакомый Леший”, если бы она вышла замуж за жениха – колхозного конюха. О торжестве “чистого чувства над расчётом” говорит рассказ, который мы будем анализировать.

2. Постановка учебной задачи.

  1. Перечитайте тему урока и проблемы, о которых будем говорить.

  2. Как вы понимаете значение слов “чистое чувство”?

  3. Наша задача на сегодняшнем уроке ответить на вопрос:

  4. Как торжествует чистое чувство над расчётом брака.

  5. Можно ли проблему, поставленную в рассказах, назвать современной?

  6. Какие приёмы и средства использует С. Никитин для раскрытия выбранной темы и решения поставленной проблемы в рассказах?

3. Беседа с классом.

1) Какова тема рассказа “Мой знакомый Леший”? (Ответы учащихся)

Вывод учителя.

Тема проста и бесхитростна: в многодетной семье лесника Кандыбина сватают старшую дочь Аню. Жених, колхозный конюх, “мужчина уже не молодой, но видный”, “имеет крепкое хозяйство, приличный заработок”. Партия выгодная. Ударили по рукам, состоялся “пропой”. А потом лесник видит слёзы дочери и отказывает жениху. “Ни деревенская родня, ни соседские лесники, должно быть, не верили, что он сам отказался от такого выгодного жениха”. Аня устраивается работать на фабрику в городе. Проследим, как раскрывается тема. Невозможно почувствовать истинное значение рассказа, не проникнув в его художественную систему.

2) Как начинается рассказ?

Ученик.

Рассказ начинается описанием озера Светленькое.
Что привлекает в этом описании?

Ученик.

В описании привлекает название озера Светленькое, “прозрачномалахитовый оттенок”, “как чистая капля росы”, “взгляд свободно проникал в глубину”.

Учитель.

Эпитеты и сравнения говорят о красоте родной земли. Невозможно быть плохим человеком, если живёшь здесь и понимаешь красоту природы. И всего одно сравнение настораживает внимательного читателя: “… как россыпь битого зеркала”. По народным приметам, разбитое зеркало – к разлуке, признак будущего несчастья. Что мы узнаём о герое рассказа?

Ученик.

“Лесник Кандыбин, по прозвищу Леший”. Есть фамилия, прозвище, имени нет.
Как вы думаете, почему Никитин не даёт имя герою?

Учитель.

Писатель не даёт имя герою не от неуважения, а скорее всего для того , чтобы подчеркнуть типичность. Нашу догадку подтверждает дальнейший рассказ: “Мужичок как мужичок: сухонький, маленький, с белёсыми глазами, реденькой щетиной, одевается в затасканную солдатскую одёжку…”

Как Никитин говорит о том, что этот русский мужичок повидал и пережил многое на своём веку?

Ученик.

Кандыбин “… любит порассказать, как воевал в Польше, Австрии, Маньчжурии, и может ввернуть при этом несколько слов не только по-немецки, но и по-китайски”.

Почему Кандыбин получил прозвище Леший?

Ученик.

“Откуда пошло такое прозвище, Кандыбин и сам не знает. Во всяком случае, на лешего, который, как известно, остроголов, мохнат и нем, он не похож”.

Учитель.

Чтобы удвоить силу собственного свидетельства, автор использует присутствие самого Кандыбина, который, правда, “и сам не знает”, откуда пошло такое прозвище, но это “присутствие” как бы подтверждает “свидетельство”: да, приезжал к нам такой человек, видел, как мы тут живём…Однако Никитин не ограничивается одним “сторонним подтверждением”. Указывая на лешего, “который, как известно, остроголов, мохнат и нем”, он вступает в прямой контакт с читателем, деля общие с ним знания. Автор как бы помнит, что соврать тому, кто о лешем знает не меньше твоего – невозможно. Так уже в самом начале рассказа набирается волшебная сила убедительности.

Что узнаём о семье лесника?

Ученик.

В семье лесника 6 человек (5 девочек, 1 мальчик). Особого достатка в семье нет. “И всё-таки, как ни трудно ему пестовать свою ораву, все дети сыты, одеты, обуты и учатся, кому пришёл срок, в ближайшем селе, живя там на постое с осени до весны”. Учитель. Обратите внимание на фразу “живя там на постое с осени до весны” то есть снимали квартиру. С питанием или без – об этом автор не говорит. Всего одним деепричастным оборотом Никитин говорит о нравственных принципах семьи: дети должны получить образование. За постой нужно было платить деньги, которых в семье, очевидно, не хватало. Хочется обратить внимание на отношение в семье к труду. Никитин не рассуждает о воспитательной силе труда. Прекрасным сравнением Кандыбиных с пчелиным роем автор рассказывает о нравственной силе семьи, которая летом “пребывает в какой-то жизнерадостной трудовой суете”.

Что можно сказать о Мите? Как вы думаете, какова его роль в рассказе?

Ученик.

“…единственный мальчик Митя вырос слабоумным. Его присутствие на кордоне почти незаметно. Он любит смотреть, как играют младшие сёстры, но сам никогда не играет с ними, и если начинается шумная возня, наблюдает со стороны, восторженно хлопает в ладоши, кричит, смеётся, прыгает, и глаза его вспыхивают радостью”. Митя, изо всех сестёр выделяет Аню. Он любит её, доверяет ей, “как весёлая, ласковая собачка” всюду ходит за старшей сестрой. В семье мальчика не обижают, не оскорбляют. Младшие сёстры поддразнивают Митю не по злобе, а из-за малолетства.

Учитель.

Митя выступает в рассказе как мерило нравственных ценностей, как бессознательное торжество “чистого чувства над расчётом”. Нельзя обидеть слабого. Бессловесное, практически, существо, “клочок тумана”, “картаво бормочущий сквозь слёзы”, Митя крайне существенен в произведении. Он выступает в рассказе как предчувствие, как бессознательное чувство подлинных и мнимых ценностей. Сердце лесника не может ожесточиться в Митином присутствии: ведь он, это живое бессловесное существо – часть самого Кандыбина и потому мягкосердечие, по-человечески жалостливое отношение ко всему живому – это этический принцип.

С каким чувством описывает Никитин Митю?

Ученик.

С. Никитин описывает мальчика в тёплых добрых тонах, стараясь этим выразить бережное отношение к Мите в семье, показать нравственную силу семьи: нельзя обижать слабых: “золотоволосый, с огромными серыми глазами”, но “блуждающая улыбка идиота”. “Кусочки гнилых зубов” - эта деталь тоже говорит о том, что в семье Митю любят, жалеют и выделяют. Обычно у ребёнка такие зубы являются результатом употребления сладкого в больших количествах.

Учитель.

Другим материалом нравственности Кандыбина является его отношение к охоте на лося.
Найдите фразы. Связанные с лосем.

Ученики.

“А станет туго, свалю лося”. “Полно уже болтать то зря”. “Лося? Нет не приходилось”. “Почему лося не трогаешь?”. “Дрова-то ведь дрова, - словно оправдывая передо мной свою слабость, смущённо засмеялся Кандыбин, - а лось-то он лось”.

Учитель.

Этот разговор идёт на фоне пейзажа, который подчёркивает душевную красоту семьи Кандыбиных: “За окнами в это время играло озеро, пуская по потолку сторожки дрожащие блики, и от этого сторожка казалась прибранной к какому-то празднику. За обедом все сидели тихо, с добрыми улыбками…” Лесник не может убить лося потому, что лось – тоже живое бессловесное существо, равная сыну ценность. Только после этого обстоятельственного рассказа о семье Кандыбиных появляется образ жениха.

Почему в семье говорили о женихе?

Ученик.

В семье 5 девочек. “Но не только с целью поддразнить Митю говорили на кордоне о женихе. С ним Кандыбин и Ульяна сказывают свои надежды на благоденствие, которое должно наступить для с семьи, когда все дочери повырастут и повыходят замуж.”.

Что из себя представлял жених?
Как его имя?

Ученик.

Жених был выгодным. “… колхозный конюх, мужчина уже не молодой, но видный, с матёрой проседью в смоляных волосах и не по-деревенски бледным, тонким лицом”. Имени жених не имеет. Автор этим подчёркивает его душевную пустоту.

Что настораживает в сватовстве жениха?

Ученик

В сватовстве жениха настораживает обстоятельность, словно заключает сделку. Слово “обстоятельно” повторяется дважды. И даже с Аней говорил не о чувствах, а о тех материальных благах, что получит она: “Имеет крепкое хозяйство, приличный заработок на трудодни и знает, кроме того два ремесла: портняжное и скорняжное”.

Учитель.

Настораживает в этом человеке его бездуховность, его душевная пустота, торжество расчёта над чувством. Внутренняя пустота выражена в отношении к Мите: “А, дурак! – увидел он за углом Митю – Сейчас я тебя лошадью затопчу”. “Митя пригнулся к земле, и как зайчонок, с визгом бросился на крыльцо”. Даже к лунному свету потребительское, а не эстетическое отношение: “Лунища-то, лунища-то! Светло мне ехать будет”. Потребительски он попрощался и с Аней: “Он поцеловал её, прижав к косяку…”. Никитин чувства Ани в этот момент рисует яркими штрихами: “стойкая”, “продолжала стоять навытяжку, с поднятым подбородком, словно солдат…” Любви нет, но страшнее всего – душевная чёрствость. Это  почувствовала девушка. И Никитин восклицает: “Ах, любить бы ей в эту дивную ночь, томиться от избытка своей молодости, вдыхать расширенными ноздрями запах тёплой хвои, блестеть в полутьме глазами, да, видно, не задалось!”.

Почему Кандыбин разрушил выгодную для дочери партию?

Ученик.

Кандыбин любил дочь и не хотел, чтобы она в жизни была несчастлива. Он понял по тихим слезам Ани, что замуж она за выгодного жениха не хочет.

Учитель.

Привычная, повседневная ориентация в мире подлинных ценностей помогает отцу Ани почувствовать всю ложную, не имеющей ни малейшей цены затеи выдачи дочери замуж – неистинность счастья не устраивает Кандыбина. Да и сама Аня отказывается от брака не потому, что жених, выходя из дома, цыкнул на юродивого, разом показав свою чёрствость, а скорее всего потому, что в нём, женихе, ничего ценного не было. И как бы подтверждая его внутреннюю пустоту, ни автор, ни Кандыбин его никак не называют – он лишён имени, не назван. Митино предчувствие ценностного балла получает в рассказе глубокое подтверждение. Чистое чувство торжествует над расчётом.

Какие ещё рассказы С. Никитина подтверждают торжество чистого чувства над расчётом?

Ученик.

О торжестве чистого чувства над расчётом говорит рассказ С. Никитина “Огуречный агроном”. Фельдшер Сорокин променял любовь к Наталье и истинное счастье на выгодный брак с дочерью мельника, домовитой и жадноватой. Семейное счастье заменилось привычкой и хозяйственностью. После смерти жены, умершей, как утверждал Сорокин, от жадности, он решает посвататься к агроному Людмиле Петровне: “… она будет рада, ей ведь тоже, поди, хочется прислониться куда-нибудь”. Людмила Петровна отказывает Сорокину: “… не по сделке семья строится. А вы мне сделку предлагаете. Мы ведь не сапоги, а люди. Люди!”. В этом отказе – торжество чистого чувства над расчётом.

Ученик.

Мысль о том, что строить семью на материальном расчёте безнравственно звучит в стихотворении Андрея Вознесенского “Свадьба”(Выразительное чтение наизусть)

Свадьба

Выходит замуж молодость
Не за кого – за что.
Себя ломает молодость
За модное манто.
За золотые горы
И в серебре виски.
Эх, да по фарфору
Ходят сапоги!
Где пьют, там бьют –
Чашки, кружки об пол бьют.
Горшки – черепки,
Молодым под каблуки.
Брызжут чашки на куски:
Чьё-то счастье –
В черепки!
И ты в прозрачной юбочке,
Юна, бела,
Дрожишь, как будто рюмочка
На краешке стола.
Улыбочка, как трещинка,
Играет на губах,
И мокрые отметинки
Темнеют на щеках.
Где поют, там и льют –
Слёзы, слёзы, слёзы льют…

Заключительное слово учителя.

Рассказ “Мой знакомый Леший” уже несколько лет привлекает внимание читателя. Все отмечают высокую нравственно-этическую содержательность произведения, торжество “чистого чувства над расчётом”. Среди загадок творчества природа обаяния всегда была одним из “крепких орешков”. Почему мы читаем и ради чего писатель садится за стол, начинает рассказывать о жизни какого-то лесника, жизнь столь обыкновенной и прозаичной, что её и интересной-то назвать нельзя? Но читая рассказ, мы чувствуем, как наш интерес к этой “обыкновенной жизни” всё более и более углубляется, что-то необыкновенное нам видится в “магическом кристалле” рассказа и, хотя мы не можем точно указать на природу интереса, но “голос”-то мы его (рассказа) слышим. И вот, чутко внимая “звуку” художественного произведения, мы слышим прекрасный голос, имя которого в данной вещи – добро. Перечитайте рассказ, и вы почувствуете, как сами подобрели душой и сердцем, как далеко не безразличны вам стали судьбы Ани, Мити, лося…

Домашнее задание.

Написать рецензию на рассказ С. Никитина “Мой знакомый Леший”.