Урок по МХК "Непокорённые Граждане Вечности"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Обучающая: Изучить и закрепить архитектурные детали православного храма, научить “читать” архитектуру храма, объединить образовательный процесс с реальной жизнью.
  2. Развивающая: Развить навыки самостоятельной исследовательской работы учащихся с применением инновационных технологий, научить составлению мультимедийной презентации.
  3. Воспитательная: Воспитать уважение к духовному наследию предков, привить чувство любви к родному городу, краю, научить видеть и ценить архитектурные памятники.

Белые церкви плывут в бесконечности
О, кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые Граждане Вечности,
Белые церкви, святые кресты. Иеромонах Роман.

Смена веков и тысячелетий вновь и вновь обращают наши взоры к истокам земного бытия, вечным ценностям, забываемым порой в суете мирской. Жизнь земная быстротечна. Уходят поколения. Рассеиваются в дымке истории империи и государства, но заложенные свыше в потаённых струнках нашей души духовные ценности продолжают волновать нас.

Мы пережили безвременье, казалось всё прошлое разрушено, но покинутый храм остаётся храмом, и даже глядя на руины, мы понимаем, что это - настоящая Россия и настоящий народ. И если это трогает нашу душу, то, наверно, ещё не всё потеряно, Россия должна возродиться в ещё большем величии, чем прежде.

Давайте ненадолго отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового зодчества Древней Руси.

Но прежде повторим архитектурные детали храма.

(На экране монитора высвечивается схема архитектурных деталей храма)

Дать определения -

Паперть, ярус звона, шатёр, колокольня, трапезная, лопатка, пилястра, килевидная закомара, яблоко, купол (глава), световой барабан, глухой барабан, куб храма, закомара, фриз, неф, апсида, портал.

Учитель:

В синем небе колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.
Презентация < Храмы Марий Эл>

Учитель: Марийский край – это капелька России, вы увидели, что и у нас есть храмы возрождённые, а есть, которые в руинах. Сейчас на территории края насчитывается 8 монастырей, 72 городских и сельских храма, это примерно половина церквей существовавших до 1917 года. Но строительство храмов постоянно продолжается, нашей школе удивительно повезло, потому что даже из школьных окон мы можем наблюдать за рождением нового храма во славу Серафима Саровского, так что недалеко тот час, когда церковный колокол будет слышен в этих стенах.

Сейчас мы услышим ваши исследования, которые касаются городских храмов, и я уверена, что судьбы многих из них вас удивят и запомнятся вам.

Выступление ученика. Троицкая церковь. <Рисунок1 >

Троицкая церковь являлась самым древним каменным храмом Царевококшайска. Она построена в 1736 году во времена царствования императрицы Анны Иоанновны на средства царевококшайского купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина. Изящный храм очень эффектно смотрелся на берегу Кокшаги, заметно отличаясь своей архитектурой от других городских церквей.

По своим архитектурным формам храм был типичным памятником русского зодчества XVII века. Традиционное пятиглавие луковичной формы на “глухих” барабанах, расставленное широко и свободно, венчало столь же обычное четырехскатное покрытие, завершавшее основной куб церкви, перекрытый коробовым (общим) сводом. С востока к храму примыкали алтарные полукружия-апсиды, а с запада — трапезная с крыльцом. С северной и западной сторон храм был опоясан открытой галереей-гульбищем. На колокольне висело семь колоколов разного веса — от 281 до 1 пуда. Плоскость стен храма оживляли затейливой формы наличники с висячими гирьками, декоративные закомары по карнизу основного куба храма, поясок поребрика.

Выступление ученика. Судьба Троицкой церкви после революции 1917 года.

После революции и гражданской войны для храма и прихода настали трудные времена. Само здание церкви советским властям скоро оказалось не нужным, ибо оно “портило” облик новой социалистической Йошкар-Олы. Храм пустовал и разрушался, а летом 1939 года был разобран до первого этажа. Несколько десятилетий развалины церкви, поросшие бурьяном, стояли во дворе автохозяйства. С 1995 года храм возрождается, правда, проводимая реконструкция делает облик Троицкой церкви далеким от облика той, которая украшала город в начале XX века.

Учитель: Как вы думаете, почему купола древнерусских храмов имеют форму луковицы?

Существует много гипотез, почему купола древнерусских храмов имеют форму луковицы. Не шпиля, символизирующего устремлённость к богу, как в готических храмах. Или полусвода, символизирующего небосвод, как в византийских храмах. Одна из гипотез выдвинута князем Трубецким столетие назад. Он считал, что наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения. Это как бы язычок пламени, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. Храм – словно гигантская свеча или многосвечник, если храм многокупольный.

Учитель: Судьба храма Пресвятой Троицы – счастливая храм восстановлен, хотя и не в прежнем облике. Но в целом же остаётся множество полуразрушенных или полностью исчезнувших храма. Это была война прежде всего в душах человеческих. Сначала опустошаются души, затем - разрушаются храмы. Есть и в нашем городе такой храм–страдалец, а точнее храм-мученик. Это собор Воскресения Христова.

Выступление ученика. Собор Воскресения Христова.< Рисунок 2>

Воскресенский собор в Царевококшайске был построен во времена императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году и являлся главным храмом города и уезда. По своей архитектуре собор — памятник архитектуры XVIII века. Он принадлежал к типу храмов “восьмерик на четверике”. Основной объем храма представлял собой два восьмерика, поставленные на четверик (квадрат). Храм завершался сферическим куполом, на котором небольшой световой барабан был увенчан главкой “с перехватом”. К западу от основного объема находилась трапезная, к ней с северной и южной сторон примыкали крытая галерея, приделы, служебные помещения. Оригинально было построено западное крыльцо храма в традициях строительных приемов XVII века: вход был трехарочным, завершался четырехскатным шатром с главкой на тонком барабане. В качестве украшений были использованы любимые в XVII веке “ширинки” — квадратные углубления в стене и элементы “поребрика” — кирпича, поставленного ребром. К юго-западному торцу собора примыкала четырехъярусная колокольня. Четырехгранная и массивная, она завершала храмовый комплекс, придавала ему строгую завершенность и величавость.

Выступление ученика. Судьба храма после революции 1917 года.

После революции жизнь прихода стала меняться к худшему.

С 1931 года по 1941 год храм использовали под кинотеатр “Октябрь”, разрушив восьмерик, купол и 3 яруса колокольни. С 1944 года храм снова возвращен Церкви. С трудом собирали утварь и иконы. Почти два десятилетия собор действовал, но в 1961 году руками воинствующих безбожников был вообще снесен. Так исчез один из красивейших храмов не только Йошкар-Олы, но и всего Марийского края.

Выступление ученика. Церковь Воскресения Христова. <Рисунок 3>

На рубеже 80-90-х годов XX века, когда Православие вновь стало возрождаться на марийской земле, в Йошкар-Оле не было ни одного действующего храма. Тогда и был построен Воскресенский храм в традициях русского деревянного зодчества с шатровой колокольней. Перезвоном своих колоколов храм Воскресения встречал в июле 1993 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с образованием Марийской епархии и хиротонией епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна.

“Я от всей души желаю, — сказал Патриарх, — всем жителям Марий Эл благословенных успехов. Не теряйте доброты, согласия, чтобы жить в мире и единстве”. Марийская епархия стала сотой в составе Русской Православной Церкви. Это событие открыло новые возможности для возрождения и развития Православия на марийской земле.

Учитель: Многие храмы постигла печальная участь разорения или забвения, а многие из них были превращены то в клубы, то в детские приюты, то в пошивочные мастерские. Не избежал такой участи и собор Вознесения Господня.

Выступление ученика. Вознесенская церковь. <Рисунок 4>

Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 году во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина. По своим архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Она построена по типу “восьмерик на четверике”, двухэтажная. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. С западной стороны к церкви примыкает трапезная, роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. Окна обрамлены поребриком и уходящими в толщу нишами.

Храм был трехпрестольным: на втором этаже — главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже — теплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.

Выступление ученика. Судьба храма после революции 1917 года.

В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 году он не вмещал всех желающих, ибо другие церкви города уже были закрыты.

В январе 1937 года президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви. С ноября 1940 года Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий церковь разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.
В 1992 году здание было передано Церкви. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 году на Пасху состоялось в возрожденном храме первое богослужение, был освящен верхний храм собора, затем — нижний. Вознеслась над городом глава Вознесенского собора, как неугасимая свеча, символ духовного возрождения, победы света над тьмою. Возрождение храма продолжается.

Учитель: На протяжении долгих лет люди оскверняли святые места, превращая их в руины. Не ценили они и память предков, когда на месте древних захоронений строили дома, разбивали парки и скверы.

Выступление ученика. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. <Рисунок 5>

Среди деревьев парка в Йошкар-Оле стоит храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская или кладбищенская церковь была построена в 1774 году на средства купца Стефана Вишнякова и была приписана к Воскресенскому собору. Рядом с ней располагалось городское кладбище. Многие известные деятели Царевококшайска нашли последний приют здесь. Но люди оказались безжалостными к памяти своих предков. Уже в октябре 1926 года горисполком принял решение о запрещении похорон на кладбище и закрытии церкви. Могилы сравняли с землей. Храм пришел в запустение, лишился своей главы и колокольни. И только в начале 90-х годов в реконструированной церкви начались богослужения.Тихвинская церковь в начале XX века представляла собой архитектурный памятник XVIII века. К сожалению, проведенная реконструкция возродила храм в несколько ином виде. Реставрация позволила бы сохранить первозданный облик церкви. Скромная по размерам и декоративному убранству церковь имеет главный храм — двухсветный четверик, широкую трапезную и колокольню у юго-западного торца. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придел во имя св. великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время восстановлен интерьер храма. При церкви работает воскресная школа.

Учитель: Можно сказать, что счастливая судьба у храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Семёновка. С 1818 года по сей день она была закрыта только на четыре года с 1940 по 1944год.

Выступление ученика. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. <Рисунок 6>

На возвышенном месте села златоглавой короной красуется храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1818 году на средства прихожан. В своих архитектурных формах церковь как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб храма завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа “восьмерик на четверике”, объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик. В начале XX века в храме было три престола:

  • главный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы,
  • правый – во имя Николая Чудотворца,
  • левый – во имя св. пророка Илии.

В советские времена церковь оставалась действующей. Богослужение в ней прекращалось лишь на 4 года (1940-1944 гг.). Но и она лишилась в 1922 году части своего убранства и утвари. Судя по архивным данным, из храма был изъят 21 предмет весом в 19 фунтов 52 золотника, в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери Троеручицы, 5 серебряно-золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница и другие сосуды из серебра. В то же время семеновский храм принял из разоренной Троицкой церкви г. Йошкар-Олы деревянную скульптуру сидящего Спасителя — одно из немногих скульптурных изображений Иисуса Христа в храмах Марийской епархии.

Учитель: История утверждения православия на марийской земле неразрывно связана с чудесными явлениями и обретением чудотворных икон. В 1647 году явленный чудотворный образ Пресвятой Богородицы со святыми жёнами мироносицами положил начало основанию Мироносицкой пустыни, а икона стала небесной покровительницей Марийского края.

Выступление ученика. Мироносицкий монастырь. <Рисунок 7>

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители)увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители. Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни.

Выступление ученика. Жизнь монастыря сегодня

В конце XX века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. Сейчас в обители живут 18 насельниц, включая послушниц, во главе с монахиней Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Трудом и молитвами за людей и Отечество наше заполнена каждая их минута. Подворье монастыря радует глаз чудесными цветниками. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием. Возносимая молитва поддерживает всех, кто надеется на лучшее, ищет пути к источнику великой духовной силы.

Учитель: Забвение – это самая страшная участь, которая может постигнуть храм, даже разрушение не столь страшно, как отсутствие памяти о святом месте. Такое место есть и у нас в городе.

Выступление ученика. Богородице-Сергиевский монастырь. < Рисунок 8>

В самом центре Йошкар-Олы есть одно тихое место. Люди, знающие прошлое своего родного города, приходят сюда. Это целый квартал между улицами Пушкина и Чернышевского, К. Маркса и Советской. На первый взгляд — ничего необычного. Деревянные двухэтажные здания старой постройки, г-образное здание архива, кое-где старые деревья. Но среди всего этого чувствуется особая атмосфера тишины и покоя, в которую обычно попадает человек, оказавшись на территории монастыря. Сегодня мало кто из современных жителей города знает, что на этом месте был Царевококшайский Богородице-Сергиевский женский монастырь.

Основание монастыря было положено в 1886 году Казанским архиепископом Палладием. Все началось с построенной на средства благотворителей богадельни при Входоиерусалимской церкви. В 1887 году было решено преобразовать богадельню в женский монастырь.
Монастырская Входоиерусалимская церковь была одной из самых старых в Царевококшайске. Она построена в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. Храм был трехпрестольным: главный холодный в честь Входа Господня в Иерусалим, приделы теплые — с правой стороны в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с левой — во имя святых апостолов Петра и Павла.

Храм являлся памятником зодчества XVIII века, был выстроен в традициях “восьмерик на четверике.

Выступление ученика. Судьба храма после революции 1917 года.

Революция 1917-1918 годов трагически отразилась на судьбе обители. Уже зимой 1918 года игуменья Серафима и сестры оказались в тяжелом положении. Вскоре монастырь был закрыт, имущество и земли конфискованы, монахини выселены из келий, здания монастыря отданы под квартиры и учреждения Судьба игуменьи Серафимы была трагичной: чтобы спасти монастырскую казну, она выехала в Казань, но по дороге ее настигли и убили.

Последний удар по монастырю был нанесен в начале 30-годов, когда взорвали Входоиерусалимскую церковь. Сейчас на месте храма — пустырь. Здесь царит холодная тишина... Но ничего не проходит бесследно.

Учитель. Богородице-Сергиевский монастырь возродился на марийской земле. Преемником канувшей в лету обители стал одноимённый мужской монастырь в Килемарском районе.

Выступление ученика. Богородице-Сергиевская пустынь.

Весной 1997 г. на берегу реки Рутки начала строиться Богородице-Сергиева пустынь. В настоящее время в пустыни еще ведутся строительные работы. Богослужения совершаются в еще недостроенной церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, возводящейся в традициях русского деревянного зодчества. Кроме этого храма в монастыре есть маленькая домовая церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Особенностью пустыни является то, что все постройки — храмы, жилые и хозяйственные помещения — деревянные. Сейчас в пустыни проживают 8 насельников во главе с наместником монастыря архимандритом Давидом.

Учитель: В заключение нашего урока давайте обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, почему автор выбрал к понятию церкви эпитет “белые” и олицетворение “непокорённые граждане вечности”. Белый цвет символизирует чистоту, свет, рождение нового. Эпитет “белые” подчёркивает, что церковь – не просто архитектурное сооружение, а храм, где рождается духовное начало в человеке, преображается его душа, наполняясь светлыми, чистыми помыслами. Несмотря на многочисленные войны, стихийные бедствия, годы уничтожения и забвения в период советской власти, они всё-таки выстояли, они сохранили свою чистоту и первозданную красоту. Потому они “непокорённые Граждане”.

Приложение