Модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Вопрос о разработке эффективной модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения и сегодня не потерял своей актуальности.

Около пяти лет назад на обсуждение педагогической общественности была представлена “Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования” (Приказ Министерства образования России за номером 2783 от 18 июля 2002 года). Год спустя 09 июня 2003 года за номером 334 вышло Постановление Правительства Российской Федерации “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования”. Кроме того, в течение этого года были изданы другие документы по данному эксперименту.

Норильская система образования, как и системы образования многих регионов нашей страны, активно включилась в проведение эксперимента. Обсуждения данного вопроса проходили на разных уровнях: администрация школ, педагоги, психологи, профориентаторы, родители, учащиеся. Были созданы творческие группы, которые разрабатывали тот или иной аспект перехода на предпрофильное и профильное обучение.

В 2004-2005 учебном году творческая группа педагогов-психологов разрабатывала “Модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения”. Одним из результатов работы стало обсуждение данной модели на городском семинаре “Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений Норильска”, где участниками семинара были директора школ, завучи, педагоги-психологи, профориентаторы, родители, учащиеся.

Рабочая группа педагогов-психологов и профориентаторов представила собственное видение Модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в виде схемы. (Рисунок 1.)

Одна из основных идей представления группы о психолого-педагогическом сопровождении – это позиция, что данный процесс – это деятельность всех субъектов образовательного пространства: администрации, педагогов-психологов, профориентаторов, учителей-предметников, классных руководителей, родителей.

Сам процесс сопровождения предпрофильного и профильного обучения, по мнению участников творческой группы, имеет свои этапы: 1) организационно-адаптационный, 2) практический (стабильный), 3) итоговый (контрольно-аналитический).

Первый этап – это период начала учебного года. Администрация в данный период определяет стратегию работы образовательного учреждения в рамках перехода на предпрофильное и профильное обучение, организует и проводит педагогический консилиум, презентацию программ элективных курсов и предметов профильного обучения. Психолог – проводит диагностику учащихся, родителей, педагогов. Профориентатор – проводит тематическую диагностику учащихся. Педагоги готовят программы элективных курсов, предметов профильного обучения, участвуют в презентации. Классные руководители – оформляют индивидуальные карты учащихся, “Портфолио”, организуют связь с родителями. Родители – знакомятся с информацией, помогают детям определиться с выбором элективных курсов, профилей.

Второй этап – наиболее длительный, в течение всего года. Администрация организует контроль за процессом предпрофильного и профильного обучения. Психолог – проводит консультирование педагогов, учащихся, родителей, тренинговые занятия (например, в рамках курса “Мой выбор”), элективные курсы, осуществляют оперативную помощь. Профориентатор – знакомит учащихся с профильными организациями, современными тенденциями на рынке труда. Педагоги – преподают: элективные курсы, предметы профильного обучения. Классные руководители – организуют контроль посещаемости учащихся, поддерживают информационную связь с родителями. Родители осуществляют контроль посещаемости детей, помощь в определение дальнейшего выбора элективных курсов, профилей.

Третий этап – окончание учебного года. Администрация – организует и проводит итоговый педагогический консилиум, анализирует результаты, определяет стратегию дальнейшего продвижения в рамках предпрофильного и профильного обучения детей в школе. Психолог – проводит диагностику учащихся, родителей, педагогов, готовит аналитический материал, представляет его на педагогическом консилиуме. Профориентатор – проводит сравнительную диагностику, представляет аналитические материалы на педагогическом консилиуме. Педагоги – анализируют собственную деятельность и эффективность работы программ элективных курсов и профильных предметов, вносят необходимые изменения. Классные руководители – заполняют документацию по предпрофильному и профильному обучению на каждого ребенка, представляют ее на педагогическом консилиуме, информируют родителей о ходе и результатах процесса предпрофильного и профильного обучения. Родители – знакомятся с информацией, вносят свои предложения по организации предпрофильного и профильного обучения в школе.

Таким образом, педагоги-психологи, считали необходимым донести свою точку зрения о том, что только взаимодействие всех субъектов образовательного пространства позволит организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка в процессе перехода на предпрофильное и профильное обучение и поможет каждому из детей стать более успешными в своем профессиональном и жизненном выборе.

Кроме того, педагоги-психологи акцентировали внимание на том, что, говоря о сетевом взаимодействии образовательных учреждений при организации предпрофильного и профильного пространства обучения старшеклассников, участники эксперимента должны четко понимать, что эффективность данного взаимодействия обеспечивается единством подходов, над чем необходимо работать уже на этапе обсуждения эксперимента, а тем более на этапе его проведения, всем, кто, так или иначе, включается в процесс предпрофильного и профильного обучения.

Данная модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения была представлена как примерная. Участники творческой группы полагали, что каждая школа, гимназия, лицей будут искать свой вариант реализации сопровождения детей в новых условиях обучения. Однако, основное содержание предложенной модели на наш взгляд представляло интерес для многих образовательных учреждений. Были ли мы правы, скорее всего, покажет анализ первых результатов работы в рамках проведения эксперимента уже в ближайшее время.

Обобщая опыт проделанной работы, Управление образования города Норильска в 2004-2005 уч.г. подготовило “Краткосрочную программу перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению (в условиях эксперимента) муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск в 2005-2006 учебном году”. Данная программа стала ориентиром работы всех специалистов школ нашего города.

В 2006-2007 году педагоги-психологи школ города по-прежнему активно включены в реализацию проекта на всех уровнях, обозначенных в предложенной модели. Школьные психологи проводят диагностику учащихся, родителей, педагогов; консультируют учителей-предметников, учащихся и их родителей; ведут тренинговые занятия (например, в рамках курса “Мой выбор”), во многих школах – разрабатывают и проводят элективные курсы; подготавливают аналитические материалы для представления их на педагогических консилиумах в конце года. Педагоги-психологи высшей категории являются руководителями сетевых элективных курсов разнообразной тематики: “Девушка и деловая карьера”, “Этика и психология деловых отношений”, “Управляй собой”, “Конфликтология” и др.

Таким образом, решая задачи модернизации образования, педагоги-психологи образовательных учреждений города вносят свой вклад в реализацию идеи создания более индивидуализированного, дифференцированного образования старшей ступени школы, ориентированного на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников.