Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Разделы: География


Цели урока:

Обучающие:

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательние:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование и оснащение урока:

Технические СО:

компьютер, мультимедийное оборудование, экран;

Учебно-информационные СО:

  • карточки-сорбонки для обратной связи
  • карточки с условными топографическими знаками (демонстративные и индивидуальные)
  • таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе – слайде)
  • памятки ученику: при работе с географической картой и планом, правила работы с компасом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)
  • контурные карты;
  • карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту;
  • электронная версия мультимедиа учебника «Начальный курс географии, 6 класс»;
  • презентация урока.

Ход урока

І. Организационный этап.

Задачи этапа:

1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ОУУН

Приветствие учащихся, пожелания в удачной совместной деятельности.

Слушают.

 

ІІ. Этап проверки домашнего задания.

Задачи этапа:

  • выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
  • определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
  • создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
  • развитие пространственных представлений.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ОУУН

1. Проговаривание слов с орфограммами по теме «План и карта».

(Слайд 2)

2. Учитель читает орфоэпически.

3. Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой знаний понятий).

4. Составить рассказ по заданным условным знакам. (Слайд 3)

5. Прочитать рассказ с условными знаками (Слайд 4)

6. Работа в паре с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение))

7. Коллективная работа с сорбонками. Показать понятие по данному мною определению (масштаб, план местности, карта, глобус, меридианы, параллели, географические координаты)

 

 

Ученики повторяют орфографически.

Учащиеся-контролёры проверяют знания товарищей, дают аннотацию ответов, после чего учитель проверяет у них знания понятий и оценивает.

Учащиеся учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схемах.

 

 

Взаимопроверка знаний в определении понятий.

Учащиеся показывают сорбонку с понятием по заданному определению понятия.

Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.

Аннотация ответов товарищей.

Знаковое моделирование.

Развитие речи учащихся.

Знаковое моделирование. Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово.

Использование сорбонок. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Обобщение.

ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задачи этапа:

  1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
  2. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)

Содержание этапа учебного занятия:

  1. Сообщение темы учебного занятия.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
  4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ОУУН

1. «Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

2. Задача сегодняшнего урока:

(слайд 5) научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» (слайд 5)

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.

 

 

 

Записывают тему урока в тетради.

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

 

 

 

IV. Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
  • Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Содержание этапа и педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ОУУН

1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

(показ слайда 6)

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия в сорбонках. Прочтите.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 7 - стороны горизонта)

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка (показ слайда)

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности».

(Слайд 8)

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

  • Покажите направления на плане местности.
  • Как оно обычно показано?
  • В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
  • Определите, как изменяется направление реки Соть.
  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите умения согласно новой теме урока.
  • А зачем нам это нужно?
  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?
  • Работа с контурными картами.
  • Поставьте точку, имеющую координаты: 40є с.ш. и 160є з.д.
  • Проведите стрелку до северного полюса и линию на запад до начального меридиана. Что вы показали?
  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 10)

  • Посмотрите, что можете сказать?
  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
  • Мы с вами определили АЗИМУТ.
  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр. 235.

  • Прочтите определение понятия.
  • Найдите в своих сорбонках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.
 

 

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Читают определение понятия в сорбонках про себя, хором.

Чертят и показывают у доски.

Смотрят.

 

 

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

 

 

 

 

 

Самоконтроль знаний.

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

 

 

Работа с учебником.

Стр. 242

Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране.

 

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Показывают на карте направления параллелей и меридианов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

 

 

 

 

Учащиеся читают определение понятия на сорбонках, говорят друг другу по памяти.

 

 

 

 

Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.

Развитие умения выделять главное.

 

 

 

 

Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта.

 

 

 

 

 

Развитие навыков самоконтроля.

 

 

 

 

 

Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения;

Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово;

формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта.

Использование алгоритма, ЗУН при изучении данной темы. Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы;

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.

 

 

 

 

 

Формирование навыков работы с учебником.

Развитие коммуникативных отношений.

V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
  2. Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
  3. Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.
  4. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ОУУН

1. Работа по определению азимута.

по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (слайд 11)

Определить азимут на: гору, высоковольтные столбы, постамент, дерево.

2. Практическая работа с компасом.

  • Показ видеофрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности» Фрагмент.

(образец на слайде 12)

  • Что такое компас?
  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
  • Прочтите памятку «Правила работы с компасом» (слайд 13) и установите компас.
  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» (Слайд 14) и посмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 235.

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на белку, на дверь)

  • Работа с учебником. Чтение текста на стр. 236. движение по азимуту.
  • Как вы думаете, зачем нужно уметь определять азимут?
  • Прочтите, как научиться ориентированию по компасу.
  • С чего начинают движение по азимуту? Что дальше?...
  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. (слайд 15) Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 записка

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)

Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.

 

 

 

 

Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.

Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.

Самостоятельно читают текст учебника.

Отвечают: составлять маршрутную съёмку местности, научиться спортивному ориентированию.

В процессе беседы о прочитанном учащиеся выделяют порядок движения по азимуту.

Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.

 

 

 

 

Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.

 

 

 

 

 

Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

 

 

Развитие логического мышления.

 

 

Формирование умений практического применения знаний.

Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.

Формирование интереса к изучаемой теме.

Создание условий для формирования коллективно-группо-вых отношений в процессе игровой деятельности.

VI. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Проверка выполнения заданий в записках каждой группой.

Д/з § 61, Вопросы и задания /письменно/

Что нового узнали на уроке и чему научились?