Планирование проектной деятельности во внеурочной работе по физике

Разделы: Внеклассная работа


Проектные формы работы наиболее эффективно реализуют идеи компетентностного подхода к образованию. Они способствуют органичному проявлению межпредметной интеграции и развитию социокоммуникативной адаптации.

В Большекузьминской школе Кольчугинского района проектная деятельность организуется в рамках Недели физики: объявляется общешкольный День защиты проектов.

Работа школьников над проектами традиционно организуется следующим образом:

1. В начале учебного года всем ученикам 5 – 11 классов объявляется общий сбор.

На этом сборе учитель физики сообщает о Дне защиты проектов и предлагает желающим обдумать его предложение об участии и заявиться на проект. Учитель задает лишь общее направление исследований в текущем году, (в предыдущие годы предлагались такие темы: “Автомобиль будущего”, “Освоение космоса”, “Экологические проблемы Земли”, “Освоение подводных глубин”), в то время как ученики конкретизируют тему под свой интерес: “Подводная лодка “Буран”, “Автомобиль “Концепт-Х”, “Подводный скутер “Хамелеон-10”, “Лодка Studio” и др.

2. Сбор желающих работать над проектами проводится примерно через неделю после объявления. Собирается около 30% от общего количества учеников – это люди, определившиеся с темой (конкретизировавшие ее), самостоятельно организовавшиеся в небольшие группы (для сельской школы, как правило – разновозрастные).

Проводится установочное занятие: разъясняются задачи проекта, описываются требования к результату, демонстрируются успешные проекты прошлых лет. На этом этапе дети понимают, что в проект обязательно должны войти: описание цели работы, схема технического устройства, его дизайнерское решение, экологическая безопасность. Дети с интересом рассматривают работы, выполненные в предыдущие годы: новички с удивлением и уважением, а уже участвовавшие в конкурсе – критически-строго: они могут дистанцироваться от своих работ и посмотреть на них с точки зрения нового возраста.

3. Расписываются темы, назначаются консультации групп с педагогом. Обязательной является только первая встреча, на которой подробно обсуждается предполагаемое содержание возможной работы; набрасывается предварительный план, создается список источников информации. Как правило, это не только книги и журналы библиотеки, ресурсы Интернета, но и родители, их знакомые, специалисты совхоза.

4. Работа над проектами ведется дома и в школе, во второй половине дня, когда учитель работает в кабинете, и дети могут, занимаясь самостоятельно, получить консультацию, поделиться идеями, скорректировать деятельность. Нередко первоначальная идея проекта меняется коренным образом.

5. Защита проектов – это один день Недели физики в школе. Все ученики, администрация школы и учителя собираются вместе, наблюдают защиту и участвуют в оценивании проектов: задают вопросы, проставляют баллы в соответствии с требованиями к презентации: оригинальность идеи, продуманность и обоснованность технического замысла, форма подачи. Все проекты, выставленные на защиту, размещены на стендах, доступны обозрению.

Ежегодно защищается примерно 15 проектов, каждый носит интегративный характер. Во-первых, востребованы знания о физических законах среды, в которой будет функционировать предполагаемое устройство: вода, земля, воздух, космос. Соответственно, привлекается и обрабатывается информация из географии, астрономии. Во-вторых, в связи с условиями среды исчисляются технические параметры – привлекаются навыки, полученные на уроках математики. Расчеты, но уже экономические, нужны для доказательства рентабельности устройства. Экология и биология “подключаются”, когда надо защитить свое устройство по параметру природо- и человекосообразности. И наконец, учитывается эстетическое решение устройства.

Самостоятельно формулируя задачи под идею, превращая задачи в собственные цели, ученики развивают высокую активность в поисках теоретического материала и практических решений. Количество источников получения информации стремительно расширяется: все, что касается избранной темы, начинает привлекать внимание. Привычные учебник и телевизор; сельская библиотека с ее книгами и научно-популярными изданиями; взрослые, с которыми можно обсуждать тему и вместе работать. Наконец, Интернет с его неограниченными ресурсами. Таким образом, ученик становится более компетентным не только в своей теме, но и в способах поиска информации и работы с ней.

Потребность в общении по поводу продвижения работы реализуется не только в группах и на консультации с учителем, но и дома, в быту, в непосредственном общении с одноклассниками. В общении “по делу” естественным образом развиваются социокоммуникативные навыки учащихся.

Проектная работа, являясь своего рода образовательной пробой, для некоторых детей носит и профориентационный характер. Попробовав себя в качестве конструктора и дизайнера, проектировшика и сметчика, эколога и географа, ученик более ответсвенно и сознательно относится к выбору будущей профессии.

Фотография 1, фотография 2, фотография 3, фотография 4.