"Словесная перестрелка". Интеллектуально-развлекательная программа по русскому языку (для средних школьников)

Разделы: Внеклассная работа


Непродуманное слово, что недозрелое яблоко
Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
Слово толковое стоит целкового.
Слово – знак ума.
Ветры горы разрушают – слово народы поднимает.

(народная мудрость).

Ведущий:

– Владение, словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек, в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – свое звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).

В игре принимают участие две команды (по 4–6 человек в каждой). Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! Проводятся несколько конкурсов, связанных со словами. За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой (такие буквы заранее определены: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь). Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выиграет.

Разминка

Назвать слова во множественном числе (например, «плот «плоты»):

  1. рука –
  2. мука –
  3. житель –
  4. любитель –
  5. учитель –
  6. грек –
  7. узбек –
  8. человек –
  9. ведро –
  10. бедро –
  11. метро –
  12. цыпленок

А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное:

  1. 1. венцы –
    2. концы –
    3. щипцы –
  2. 1. орехи –
    2. успехи –
    3. доспехи –

Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода:

  1. повар – повариха
  2. портной – портниха
  3. купец – купчиха

Слова женского рода – в слова мужского:

  1. жница –
  2. жрица –
  3. чтица –
  4. львица –
  5. коза –
  6. оса –

Глаголы неопределенной формы – в глаголы 1-го лица:

  1. мечтать – мечтаю
  2. блистать –
  3. свистать –
  4. бросать –
  5. кромсать –
  6. кусать –
  7. писать –

Прилагательные преобразовать в существительные:

  1. суровый – суровость
  2. новый –
  3. сосновый –
  4. черный –
  5. мерзлый –
  6. красный –
  7. ясный –
  8. полный –

Глаголы – в существительные:

  1. знать –знание
  2. сиять –
  3. гулять –
  4. спать –
  5. палить –
  6. молить –
  7. молотить –
  8. хвалить –

Глаголы – в деепричастия:

  1. ломать – ломая
  2. вспоминать –
  3. гулять –
  4. мять –

Ведущий:

– Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, С, – ПАРУС.

«Какое начало, такой и конец»

За 1 минуту написать как можно больше слов из 4–6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву.

Например, на букву Т: торт, текст. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.

 «Начало А, конец Я»

Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и кончающихся на Я.

Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?

«Состав слова»

Из исходного слова за определенное время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолет – вор, лет, лето и т.д.

«Соедини половинки слов»

Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определенное время?

опт пал
пар кур
ата ика
лон ица
ага кет
кор бал
тан хис
ара арм
ада пля
ска кер

«Таинственное слово»

Демонстрируется слово, измененное до неузнаваемости: все буквы в нем переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему.

Например: страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).

«Сегодня на ОРТ»

Написать за определенное время ак можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенные буквы.

Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж торт.

«Построй треугольник»

Выбирается какая-либо буква алфавита. Игроков просят за определенное время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана А, то треугольник может выглядеть следующим образом:

А

Ас

Акр

Арфа

Астра

Альянс

Анархия

Акварель

Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.

«Напиши верно»

Командам надо написать 14 трехбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в последовательности.

Значения слов:

  1. Единица давления (Бар.)
  2. Проведенный в ворота мяч (Гол.)
  3. Крупное дерево с гладкой корой и твердой древесиной. (Бук.)
  4. Часть лица. (Нос.)
  5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф.)
  6. Железный заостренный толстый стержень, которым ломают что-то твердое (Лом.)
  7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца (Год.)
  8. Крупная служебная собака. (Дог.)
  9. Оградительные сооружения порта, примыкание одним концом к берегу. (Мол.)
  10. Мера длин. (Фут.)
  11. Состояние покоя. (Сон.)
  12. Правильный многогранник (Куб.)
  13. Овраг с пологими склонами. (Лог.)
  14. Подневольный человек. (Раб.)

«Алфавитные кольцовки»

«Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» – потому что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определенном количестве или на определенном месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:

«А» Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а» (арба, акробатика, Анапа).

«Е» Назвать слова, в которых всего две гласные и обе «е»(секрет, берет, лететь)

«Ж» Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж» (нож, кортеж, стаж).

«З» Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова (бизон, позор, базар).

«И» Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и» (пик, крик, ил.).

«О» Назвать слова, в которых три гласные и все три «о» (молоко, золото, долото).

«С» Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с» (ссора, расследование, искусство).

«Ц» Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца (революция, цивилизация, Воронцов).

«Ы» Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала (сыр, быстро, сымитировать).

Конец, все задания нельзя использовать для одной игры, каждая буква – для отдельной игры.

«Вор получил приговор»

Командам назвать слово, например, Вор. Он должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.

Участники должны расшифровать за 1 минуту данные организатором фразы, написав соответствующие слова, оканчивающие на «ец».

Умный человек – мудрец.

Торговал на Руси – купец.

Делает подковы – кузнец.

Остался без жены – вдовец.

Венчает дело – конец.

Не самка – самец.

Школьная сумка – ранец.

Горькое растение – перец.

Скрывается от милиции – беглец.

«Прочти слова наоборот»

Ведущий в течение одной минуты называет команде половинки каких-нибудь слов, а команда должна назвать другие половинки.

Например, Паровоз, телефон. Отвечать надо быстро. Какая команда дает больше правильных ответов, та и побеждает.

«Добавь словечко»

К рифмованной задачке добавить нужное слово. В качестве примера используются загадки И. Ефимова и Е. Григорьевой.

  • Едет он на двух колесах,
    Не буксует на откосах.
    И бензина в баке нет
    Это мой……… (велосипед).
  • Когда порою одиноко
    Вдруг в тишину ворвется звон,
    И голос друга издалека
    Тебе подарит……. (телефон).
  • На одной ноге кружится
    Беззаботна, весела,
    В пестрой юбке танцовщица.
    Музыкальная … (юла).
  • Идет спокойно, не спеша –
    Пусть видят все, как хороша!
    Удобна и прочна рубаха.
    В которой ходит …….. (черепаха).

Ведущий:

Слова, как сыры…
Слова, как бахча…
Слова, как укроп,
Как гвоздика с корицей,
Но каждому могут
Они покориться!

(В. Боков).

Ведущий:

Итак, кто быстрее составил слово «Победитель»! собранном самими учащимися, с использованием числительных в речи и на письме.