Проект "Дом, в котором будем жить!"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Описание проекта:

  1. Проект направлен на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепление и актуализацию знаний, умений и навыков, полученных на занятиях социально-бытовой ориентировки, логопедии, психологии, уроках трудового обучения.
  2. В ходе реализации проекта воспитанники значительно расширили словарный запас по теме “Дом”, познакомились с назначением и расположением многих объектов города, получили возможность выступить в роли дизайнеров жилища.

Цель проекта: Развитие социально значимых навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  1. Способствовать формированию положительного отношения воспитанников к семье, дому.
  2. Расширить словарный запас по теме “Дом”, закрепить навыки связной устрой и письменной речи.
  3. Расширить уровень осведомленности о национальных жилищах, строительных профессиях.
  4. Познакомить с социо-культурными объектами города.
  5. Способствовать профессиональной ориентации детей.

Программа реализации проекта

(10 недель)

Срок проведения Наименование мероприятия Краткое содержание Место в режиме дня, ответственные
1-2 недели Разработка программы проекта Творческая группа определяет цель и задачи проекта, разрабатывает творческие задания для групп в соответствии с возрастом детей, подсчитывает средства, необходимые для реализации проекта, разрабатывает сценарий презентации. Заместитель директора по МСПС
3 неделя Линейка-старт Участники проекта знакомятся и программой проекта, получают творческие задания, тянут жребий для определения направления мастерской (см.ниже). Координатор детского движения
3-4 недели Выполнение творческого задания:

- “Какие профессии строят дом”

(6-е классы)

Творческое задание получает каждый класс (группа)

У каждого класса свой перечень профессий (6 шт.). Дети совместно с педагогом оформляют альбом с описанием и фотографией (рисунком) людей, указанных в задании профессий, готовят представление задания (инсценировка, стихи и т.д.).

Воспитательские часы,

воспитатели групп

- “Национальные жилища”

(7-е классы)

У каждого класса свой перечень жилищ (4 шт). Дети совместно с педагогом оформляют альбом с описанием национальных жилищ с его иллюстрацией), находят на географической карте место проживания народа.
- “Что называется домом” (8-е классы) У каждого класса свой перечень объектов (6 шт.) Дети совместно с педагогом находят объекты, делают их фотографии, описание, оформляют альбом.
Строительные и отделочные материалы”

(9-е классы)

У каждого класса свой перечень материалов. (8 шт.) Воспитанники совместно с воспитателей собирают образцы материалов, оформляют коллекцию, делают рекламу одного из материалов.
5 неделя Экскурсия в мебельные магазины В соответствии с жребием, воспитанники каждой параллели классов (6-е, 7-е, 8-е, 9-е) принимают участие в работе одной из мастерских (см. ниже). Посещая мебельный магазин, ребята под руководством педагога осуществляют “выбор” мебели для своего помещения в квартире. Урок СБО или воспитательский час (в зависимости от программы по СБО),

учитель социально-бытовой ориентировки, воспитатели

6-7 недели Работа творческих мастерских “Сам себе дизайнер”:

- “Гостиная”,

- “Спальня”,

- “Кухня”,

- “Прихожая”

Цель работы мастерской – изготовление макеты одного из помещений квартиры (в зависимости от жребия). Под руководством педагога дети решают, что будет служить основой помещения, какая будет в нем мебель, детали декора. Руководят работой мастерской учителя-логопеды, воспитатели и педагоги-психологи, социальные педагоги выступают в роли ассистентов. Как правило, для изготовления макета достаточно трех занятий:
  • подготовка самого помещения (стен, пола, потолка),
  • изготовление мебели,
  • расстановка мебели, декорирование помещения.

Формирование целостного представления о жилом помещении, расширение и актуализация словарного запаса по теме “Дом. Квартира” происходит на фронтальных логопедических занятиях и уроках СБО. В ходе работы мастерской словарь закрепляется, поэтому важно добиваться от детей называние всех предметов, материалов, включение новых слов в развернутое высказывание.

На последнем, четвертом, занятии ребята придумывают, кто живет в их квартире, составляют рассказ о том, где они покупали мебель и предметы декора (возможно, приглашали специалистов, как называлась в этом случае фирма, где узнали о ней информацию).

Логопедическое занятие (фронтальное),

учителя-логопеды,

воспитатели групп, педагоги-психологи, социальные педагоги

8 неделя Подготовка рисунков “Дом моей мечты” Ребята воплощают на бумаге свое видение своего дома. Воспитательский час, воспитатели
9 неделя Подготовка сочинений-миниатюр “Дом, в котором буду жить” Ребята описывают свою семью и дом, в котором они хотели бы жить. Логопедическое занятие,

учителя-логопеды

10 неделя Общешкольный праздник “Дом, в котором будем жить1” Подведение итогов реализации проекта. В соответствии со сценарием участники проекта представляют отчеты о выполнении своих творческого задания. Координатор детского движения
10 неделя Поездка в филиал учреждения (начальная школа) Делегация из активных участников реализации проекта совершает поездку в филиал учреждения, в котором проживают воспитанники дошкольных групп и начальной школы, и вручают им свои макеты. Координатор детского движения
10 неделя Оформление материалов проекта Материалы, собранные детьми при выполнении творческих заданий, рисунки, сочинения оформляются в папки и передаются в методический кабинет Заместитель директора по МСПС

Сценарий праздника “Дом, в котором будем жить!”

(подведение итогов проекта)

Оформление: В зале - рисунки на тему “Дом моей мечты”, таблицы с мини-сочинениями на тему “Дом, в котором буду жить”, альбомы с творческими заданиями, макеты помещений квартиры,

на сцене – предметы интерьера гостиной, ширма с географической картой.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, микрофоны.

Ведущий:

- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем шоу. Сегодня наш разговор пойдет в доме, о доме, в котором мы будем жить!!! Кажется, все мы прекрасно знаем, что это такое. Однако не будем спешить с ответом на вопрос – “Что такое дом?”, а сначала вспомним сказочные дома (дети вспоминают дома сказочных животных)

- Дом нужен не только героям волшебных сказок – большинство животных находят себе жилище или строят его.

(игра “Дупло, нора, гнездо”: ведущий называет животное или птицу, участники изображают жилище руками)

- Обычно животные и птицы бережно относятся к своему дому, поддерживают в нем чистоту, а если на жилище нападет враг, многие готовы самоотверженно защищать свой дом. Попробуйте, потревожьте медведицу с медвежатами в берлоге! Лучше побыстрее унести ноги, пока не растерзала на куски. Случается, что медведь хочет полакомиться медом и лезет в дупло к диким пчелам. Тогда весь пчелиный рой, грозно гудя, нападает на врага, и нередко насекомым удается отогнать непрошенного гостя.

Чтец 1. (на экране – слайды о лесных животных)

Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища - беда,
Но людям без дома – совсем никуда!

Ведущий:

- Скажите, что мы называем “домом”? ( участники высказывают свое мнение)

- Слово “дом” произошло от латинского слова “домус”, что означает “жилище”, “хозяйство”. Поэтому чаще всего домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада, школы или возвращаемся после долгого путешествия. Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения “я здесь чувствую себя как дома” или “чувствуйте себя как дома”? Кто скажет, что они означают? Чувствовать себя как дома – это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Однако дом – удивительное слово и обозначает оно не только жилище. Наша поисковая группа 8-х классов провела исследование и сейчас расскажет о результатах своей работы

(презентация творческого задания “Что называется домом”, на экране – фотографии объектов)

Ведущий:

- Где бы мы ни жили, в городе или деревне, без дома нам не обойтись. Кто-то живет в городской многоэтажке, у кого-то бревенчатый дом с печкой. Трудно сказать, какое жилище лучше. Каждый дом удобен по-своему, и у каждого есть свои недостатки.

(инсценировка “В каком доме лучше жить?”

Одноклассники Дима и Эдик возвращались из школы. Дима остановился около высокого многоэтажного здания.

- Вот и мой дом, - сказал Дима, - может. В гости зайдешь?

- Слушай, Димка, ты живешь в этом доме? - спросил Эдик.

- Да. Сейчас моя семья переехала сюда, в многоэтажку. В раньше мы жили в Сосновке, в маленьком деревянном доме с печкой.

- Ну, надо же! – воскликнул Эдик. – Не представляю, как ты там жил, это же неудобно: ванны нет, душа нет, вместо водопровода – колодец, печку надо топить, туалет на улице… Наверное, рад до смерти, что переехал?

(диалог прерывается, ведущий предлагает детям высказать свое мнение, затем инсценировка продолжается)

- Не скажи, Эдик, - возразил ему Дима. – Я порой очень скучаю по прежнему дому. У нас во дворе была баня, где мыться- одно удовольствие. Никакая ванная с ней не сравниться! Печка мне тоже нравилась: натопил ее в любое время – в доме тепло. А здесь батареи включили, когда уже все жильцы замерзли и простудились. Окна моей многоэтажки выходят на большой проспект – шум, гам, запах бензина! В деревне рядом с домом – свой сад, огород, цветы, чистый воздух… Конечно в многоэтажном здании множество удобств, которые в деревне мне и не снились, но иногда очень хочется снова пожить в старом деревенском доме.

- Вот уж не думал, что ты так будешь скучать по сельской жизни. Я вот вырос в городе и не представляю, как можно жить без городских удобств.

Дима усмехнулся:

- Знаешь, есть одна пословица” “Каждый кулик свое болото хвалит”. Просто мы привыкли к своим домам и считаем их лучшими!

Ведущий:

- Население земного шара состоит из людей разных национальностей. Какие из них вам известны? (участники называют).

- Команда 7-х классов расскажет о некоторых национальных жилищах, поприветствуем их!

(презентация творческого задания “Национальные жилища”: на экране - рисунки и иллюстрации с изображением жилищ, дети описывают их и помещают таблички с названиями на географической карте мира: хата, фанза, сакля, чум, яранга, иглу, юрта, вигвам, изба)

- Какими бывают дома, мы узнали. А какими могут быть квартиры? (участники высказывают свое мнение)

- А еще квартиры бывают такими (звучит отрывок песни “Коммунальная квартира” в исп. группы “Дюна”). Какая квартира называется коммунальной? Дорогие участники, сейчас ваш дом – школа, но после ее окончания вы будете жить самостоятельно. Расскажите, в каком жилье вы будете жить.

Ведущий:

- Сегодня на нашем шоу присутствует мастер отделочных работ, Марина Анатольевна К. Марина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о своей профессии. Как давно Вы работаете по этой специальности, изменились требования к профессии строителя? (гостья – бывшая воспитанница школы, рассказывает о профессии, отвечает на вопросы детей)

Чтец 2: (на экране – слайды о строительстве)

Строить новый дом хотим мы,
Чтобы много лет стоял.
Для него необходимо
Выбрать нужный материал.
Для строительства немало
Здесь на складе материала:
Дерево, кирпич, бетон …
Из чего же строить дом?

Ведущий: Действительно, строительство – нелегкое дело. Предоставим слово нашим старшеклассникам, они собирали коллекцию строительных и отделочных материалов и очень многое о них узнали.

(воспитанники 9-х классов проводят игру с желающими (5-6 человек); игроки вытягивают карточку с описанием материала, в случае неправильного ответа – выбывают, победитель награждается призом:

примерные описания: легкий порошок серого цвета, используется для приготовления штукатурного раствора; гладкий, гибкий материал для покрытия пола, бывает с утеплителем и без него и др.)

Ведущий:

- В строительстве дома принимают участие люди разных профессий, каждый выполняет свою работу.

(презентация творческого задания 6-х классов “Какие профессии строят дом”)

- Внимание! Вопрос! Как называется человек, который занимается украшением помещений, подбором мебели? Вы все побывали в роли дизайнеров, когда работа в творческих мастерских. Жители дома № 18 по улице Авиаторов тоже занимаются обустройством своих квартир. Все они совсем недавно переехали в новый дом. Наши корреспонденты побывали в гостях в некоторых семьях. Итак, прямое включение!

(презентация макетов помещений квартиры, в роли корреспондентов – педагоги-психологи:

- На связи квартира № 7. Мы в гостях у семьи Свечниковых. Здравствуйте, извините на беспокойство, у вас, безусловно, много хлопот, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Сколько комнат в вашей квартире? Какая красивая у вас гостиная, такие необычные обои, где вам удалось так удачно сделать выбор? И т.д.)

Ведущий:

- Большое спасибо за интересный репортаж. Наше шоу подошло к концу. Дом, в котором будем жить … Каким он будет? У кого – квартира, у кого – комната. Но независимо от размера жилья, только от вас зависит, будет ли в вашем доме чисто, уютно и красиво, будет ли в нем пахнуть вкусными пирогами, такими, как эти!

(помощники вносят пироги)

- Приглашаем всех на чай! До новых встреч!

Используемая литература

  1. Нефедова К. Дом. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2004. – 72 с.
  2. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грандов. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России. 2005. – 192с.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр. И доп.- М.: АРКТИ, 20095. – 96с.