Урок коррекции навыка чтения во 2-м классе

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Коррекция пространственного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, подвижности артикулярного аппарата.
  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  3. Формирование навыка беглого, безошибочного чтения, эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

Оборудование: фонарь, магнитофон, “Большая книга сказок”, сказочные герои, предметные картинки, портреты писателей, зеркала, решетки для чтения, наборное полотно, маски, игра “Распутай шнурки”, солнышки.

1. Организационный момент.

Дети садятся на коврик вокруг учителя. Звучит сказочная мелодия.

Логопед:

О чем-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски,
О чем-то скрипит половица,
По комнате бродит сказка.

Много лет тому назад жили в далекой от нас стране Германии два брата, два замечательных сказочника Якоб и Вильгельм Гримм. И сочиняли они для детей волшебные сказки. Сказочный свет и тепло их сказок согревали души и сердца маленьких читателей. До наших дней отблеск этого волшебного света сохранился в этом старом фонаре.

Давайте дотронемся до него… и мы окажемся в сказке “Бременские музыканты”. А сказочное тепло волшебного фонаря поможет вам научиться быстро и правильно читать, составлять предложения и слова, поспособствует быть внимательными друг к другу.

2. Ознакомление со сказкой “Бременские музыканты”. (Выразительное чтения учителя.)

Логопед:

– Понравилась ли вам сказка?

– Давайте пригласим героев этой сказки к нам на урок.

3. Коррекция мелкой моторики.

Логопед:

– У вас на партах, лежат разрезанные картинки. Соберите из частей целое и узнайте имя нашего первого гостя. (Дети собирают картинку кота.)

      Это КОТ.

4. Упражнения на координацию рук.

Логопед:

Почему кошку называют чистюлей?

Давайте покажем, как кошка умывается: левой лапкой моем лоб, правой – щечку: на счет 1,2,3,4. Трём сильнее; а теперь поменяем руки.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

– Теперь покажем, как кошка чистит зубки (возьмите зеркала). Язычком чистим зубки:

  • верхние;
  • нижние;
  • за верхними;
  • за нижними;
  • кот моет верхнюю губу: 3 раза;
  • нижнюю губу: 3 раза;
  • язычком тянемся к левой щеке, к подбородку, к правой щеке.

Возьмите платочки, вытрите лицо.

6. Развитие зрительного восприятия.

Логопед:

– Посмотрите на рисунок и скажите, какие вещи взял кот с собой к нам в гости?

– Для чего нужны эти предметы?

– А вы любите заниматься спортом?

– Кому из вас нравятся уроки физкультуры?

– Кто делает по утрам зарядку?

(Заслушиваются ответы детей.)

Логопед: Молодцы, тот, кто будет дружить со спортом, непременно вырастет сильным, смелым и здоровым.

7. Физкультминутка.

Логопед:

–  Наш гость Кот предлагает заняться спортом вместе с ним и разучить такую физкультминутку:

Котик лапки напрягает
Котик штангу поднимает
1, 2, 3, 4, 5
Можно штангу опускать.

8. Развитие зрительно-моторной координации.

Логопед:

– Возьмите листок бумаги, который лежит у вас на партах. Сейчас мы порисуем. Но сначала нужно вспомнить левую и правую стороны.

Левая сторона – у окна, правая – у двери. Начнем рисовать от точки: 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 4 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 5 клеточек вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 2 клеточки вверх.

Логопед: Кто появился у вас на листочках? СОБАКА. Значит к нам в гости спешит собака. Помогите ей распутать шнурки и найти, какой ботинок принадлежит ей. Когда найдете, то заштрихуйте этот ботинок прямыми наклонными линиями.

Логопед: Молодцы, ребята, помогли собаке. Все справились с заданием.

9. Коррекция навыка чтения.

Логопед:

– А теперь собака предлагает нам почитать сказку по своим правилам:

по 1 слову;
по 2 слова;
через слово.

10. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:

– Посмотрите на картинки. По первым звукам каждого слова составьте имя нашего следующего гостя:

– попугай 1 звук – П;

– ель – Е;

– тигр – Т;

– улитка – У;

– хомяк – Х.

Логопед: Петух нес важное сообщение, но по дороге проголодался и склевал одну букву. Давайте восстановим слово и прочитаем, что у нас получится.

Покормите птиц зимой

Логопед:

– Действительно, посмотрите на улицу, сегодня последний день осени, а погода уже по-зимнему холодная. И птицы нуждаются в вашей помощи. Не забудьте повесить кормушки! А птицы потом вас отблагодарят веселой песней.

11. Физминутка.

Логопед:

– Мы не будем звать в гости разбойников, хоть они и являются героями сказки, а сами попробуем их изобразить, так как нам пришла пора отдохнуть.

Встаньте, выйдите к доске дети с 1 ряда. Вы превращаетесь в разбойников: ваша задача – изобразить страшные лица и жесты, топать, свистеть, кричать, а остальные должны изобразить испуг. (Дети первого ряда изображают разбойников.)

– Теперь поменяйтесь ролями.

Молодцы!

Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли в лесу кричать и шуметь? Конечно, нет. В лесу своя жизнь, поэтому нельзя мешать лесным жителям. Наоборот мы все должны беречь природу и следить, чтобы и другие не причиняли ей вреда.

12. Расширение поля зрения.

Логопед:

– Разбойники так шумели, что буквы, составляющие имя нашего последнего гостя, разбежались и попрятались на доске. Отыщите их и составьте слово: ОСЁЛ.

13. Коррекция навыка чтения.

Логопед:

– Ослик просит, чтобы вы прочитали текст не просто так, а с поворотом на 90 и 180 градусов.

14. Фонематическая разминка.

Логопед:

– Герои сказки отправились в город Берн, чтобы стать настоящими артистами. Давайте попробуем спеть так, как поют они.

ОСЁЛ: ИА_ ИА _ИА _ИА

КОТ: МЯУ_ МЯУ _ МЯУ _МЯУ

СОБАКА: ГАВ _ ГАВ _ ГАВ _ ГАВ

ПЕТУХ: КУ _ КА _ РЕ _ КУ

Наденьте маски и попробуйте превратиться в наших героев: но петь будет только тот, кого я назову: по очереди:

СОБАКИ

КОТЫ

ОСЛЫ

ПЕТУХИ

СОБАКИ И ОСЛЫ

КОТЫ И ПЕТУХИ

СОБАКИ И ПЕТУХИ

ПЕТУХИ И ОСЛЫ

ВСЕ ВМЕСТЕ

Логопед:

– Мне больше всего понравилось, когда вы пели все вместе. Всегда все дела выполняйте вместе, и тогда у вас всё хорошо будет получаться.

15. Исполнение песни: “Ничего на свете лучше нету”.

Логопед:

– Нашим гостям очень понравилось, как вы поёте, и они принесли в подарок свою любимую песню.

16. Итог с психооценкой.

Логопед:

– Ребята, мне очень вы понравились, вы очень хорошо работали. А вам понравился наш урок? Если да, то нарисуйте улыбки на ваших солнышках.

Я вижу, что на всех ваших солнышках появились весёлые улыбки и в нашем классе сразу стало светлее и уютнее. Я думаю, пора погасить наш фонарь. Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе.

Я надеюсь, что вы сегодня зарядились светом и теплом нашего волшебного фонаря и стали немного добрее, умнее, отзывчивее.

Давайте проводим наших гостей из сказки и скажем им: “До свидания” и помашем вслед рукой.