Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи

Разделы: Русский язык


Если природа необходима для биологической жизни человека, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной осёдлости”, для его привязанности к родным    местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Д. С. Лихачёв

Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что “нет у общества… средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека”. Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.

В области литературного краеведения владимирскими учителями-словесниками сделано и делается достаточно много, чтобы наши школьники знали и любили поэзию и прозу своих земляков. Разработано немало программ, модулей по литературному краеведению. Яркие эмоционально-ценностные уроки по произведениям владимирских поэтов и прозаиков оставили глубокий след в душах наших учеников.

Но формирование эмоционально - ценностного отношения к родному краю возможно не только на уроках литературы, но и русского языка. В частности, это возможно на уроках развития речи, где главным инструментом, главным средством эмоционального воздействия являются ценностно-ориентированные тексты, представляющие собой фрагменты художественных произведений и стихи владимирских писателей и поэтов, отрывки из статей местных деятелей науки и искусства. Эти тексты наполнены чувствами и мыслями о родном городе, крае, о его людях, природе, истории, культуре, о современных проблемах малой родины.

Обращение к ценностным текстам позволяет уроку стать, в первую очередь, ценностно-ориентированным (не умаляя его учебную цель) – уроком, на котором формируется личностная система ценностей школьника, соответствующая ценностям современной культуры, выстраиваются его ценностные ориентации, и развивается широкий спектр эмоциональных переживаний по отношению к миру, ну а в нашем случае – к своей малой родине.

И в то же время, как уже было сказано выше, данные тексты способствуют выполнению и учебной цели, так как являются важным обучающим средством.

Помимо текстов, большую роль в повышении эффективности такого рода уроков играет и выход на культурное пространство нашего края. (Под культурным пространством понимается вся культурная зона Владимира и области: музеи, выставочные и концертные залы, библиотеки, памятники истории и т.д., а также природа и люди Владимирского края.)

Приведём пример, наглядно иллюстрирующий всё вышеизложенное.

“Узнать поэзию труда”.
(Описание трудового действия).

Ценностная цель:

  • способствовать формированию ценностного отношения учащихся к труду как созидательному действию;
  • способствовать пробуждению чувств восхищения результатами труда своих земляков, в т.ч. родителей, родственников;
  • вызвать у учащихся желание в будущем стать мастерами, настоящими профессионалами свого дела.

Ценности:

  • малая родина, патриотизм;
  • творчество, литература, искусство;
  • труд, профессионализм

Учебная цель:

  • изучить типовую схему текста-описания трудового процесса, научиться писать сочинение-описание трудового действия;
  • способствовать расширению словарного запаса, овладению учащимися образностью речи;
  • способствовать развитию мышления: анализу, сравнению, обобщению, умению делать выводы.

Подготовительная работа и опережающие задания.

1. Экскурсия на выставку изделий из стекла и хрусталя мастеров-стеклодувов г. Гуся-Хрустального.

Цель:

  • познакомить учащихся с профессией стеклодува, произведениями искусства известных мастеров;
  • вызвать эмоциональный отклик на замечательную коллекцию, представленную в музее.

2. Написать сочинение-миниатюру “Это хрупкое волшебство” (описание предмета, вызвавшего наибольшее восхищение).

3. Подготовить выставку фотографий и ученических рисунков на тему “Высокое слово - МАСТЕР”.

4. Подготовить устный рассказ о профессии любого из родственников

Ход урока.

Звучит поэтический эпиграф – стихотворение Петра Кошеля “Работа”.

Работа, как и человек,
конкретна,
её лицо особое, своё,
и сделана не кем-то
где-то,
всегда есть точный адрес у неё.
Скромна, себе не требуя подсветки,
Творенье рук, таланта и ума,
и, становясь итогом дерзновений,
она расскажет о себе сама –
исполненная доброты и света,
конкретная, от первого лица,
работа хлебороба
и поэта,
учителя
и кузнеца.

Ученики определяют тему стихотворения (тема работы, труда), объясняют формулировку темы урока, записанной на доске.

(Эта метафора говорит о том, что любой труд, если к нему относиться с душой, сродни высокому искусству. Главное – захотеть “узнать”, захотеть стать мастером своего дела.)

Обращение к выставке предметов, выполненных из стекла и хрусталя мастерами-стеклодувами из города Гусь-Хрустальный. Учащиеся выражают своё отношение к предметам искусства и мастерам, их выполнившим, вспоминают всё, что они узнали о труде стеклодувов из экскурсии.

Труд стеклодува не прост. Вот как его описывает в своей статье “Гнездо хрустального гуся” Владимир Полторацкий.

Звучит подготовленное выразительное чтение ценностного текста.

“Варить стекло – нелёгкое дело. Мало того, что составление смеси требует исключительной точности, важно, чтобы в печи стекло было чистым и вязким, чтобы не дай бог не попал в него воздух, не пошло бы оно “мошкой”, то есть мелкими пузырьками, чтобы не перестоялось, а дошло до такой степени готовности, которая была бы “как раз в аккурат”.

Вот уже кажется, что и по цвету и по вязкости оно совершенно готово и что пора начинать работать из него разные вещи, но старый, опытный стекловар, нахмурившись, говорит: “Ещё чуть-чуть”.

Тайна этого “чуть-чуть” была доступна только кудеснику-мастеру.

Мастера-стекловары – а их было три-четыре на весь завод – ревниво скрывали друг от друга секреты своего мастерства, пробные плавки делали дома, в маленьких горшочках, чудодействовали над ними, и в посёлке все были уверены, что стекловары – настоящие колдуны.

Процесс выдувания стеклянных изделий в общих чертах похож на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому, как ребёнок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из неё для забавы прозрачный, сияющий шар, мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве “баночкой” и придаёт ему нужную форму. Так делалось всё: и изысканные графины, и прочные стаканы, и причудливые вазы, и тоненькие весёлые рюмки, и затейливые блюдца и множество прочих изделий”.

Вопросы для ценностного анализа текста.

1. Почему описанию подготовки самого стекла уделено в тексте больше внимания, чем описанию изготовления изделия из него?

2. Как вы оцениваете труд мастеров, варящих стекло? Самих мастеров? Найдите в тексте их авторское определение (“кудесник-мастер”), прокомментируйте его.

3. Что вы думаете о труде мастера-стеклодува? В чём сложность, на ваш взгляд, его труда?

В ходе ценностного анализа текста ученики ещё раз обращают внимание на то, насколько интересен, виртуозен, но в то же время очень сложен труд стеклодува, какой долгой подготовки (речь идёт о варке стекла) он требует.

Говоря о людях, представляющих эту славную профессию, ребята выходят на следующие определения (лексическая работа): мастер, профессионал, художник, созидатель, творец; пытаются разобраться в тонкостях сходства и различия этих понятий

В ходе ценностного анализа статьи решаются и учебные задачи: Учащиеся знакомятся с описанием трудового действия, его составляющими частями (подготовка к трудовому действию, действие и его результат), обращают внимание на то, что особенно выделено автором (подготовка стекла, процесс выдувания изделия), а что опущено (труд художника) или выражено слабо (описание результатов труда); сверяют полученные знания с информацией учебника (Никитина Е. И.“Русская речь” 7 кл. с. 31)

Хорошим аккордом этой части работы будет чтение сочинений-миниатюр на тему “Хрупкое волшебство”, написанных в качестве послесловия к экскурсии. В то же время оно явится замечательным образцом третьей части плана – описание результата труда.

Примеры сочинений-миниатюр на тему
“Хрупкое волшебство”.

Передо мной на подставке стоит великолепный декоративный кубок. Его автор – мастер-художник Аксёнов Р. Н.
Кубок выполнен из бесцветного и цветного хрусталя путём выдувания. Я думаю, что это была очень сложная работа! Нужно было сначала получить хрусталь рубинового цвета - “золотой рубин”, а для этого в хрусталь добавляют золото. Затем мастер выдул из этого хрусталя кубок и обработал его алмазной гранью.
Мощный, оранжево-золотистого цвета с рубиновым ободком и на прозрачной ножке, он выглядит просто великолепно! И хотя я понимаю, что кубок декоративный, но кажется, что он когда-то стоял на столе короля Артура.
Необычайную красоту ему придаёт подсветка. В лучах света кубок искрится и играет всеми своими гранями. Невозможно оторвать глаз от этой красоты! Я очень благодарен художнику за то, что он подарил нам эти минуты радости. А ещё я горд, что именно на нашей Владимирской земле живут такие замечательные мастера!

Лизюков Максим.

Не передать моего восхищения композицией “Пробуждение” (мастер-художник Чуханов В. В.). Она представляет собой три ростка, разбуженных тёплыми лучами весеннего солнца. Никогда не думала, что холодное стекло так здорово может передать жизнь! Все три ростка в разных стадиях роста: один уже начинает распускать первые листья, другой – только расправляет своё “юное тельце”, спеша навстречу солнцу, а третий – представляет собой маленькую упругую петельку, стремящуюся поскорей освободиться из плена зерна. Я особенно не старалась запомнить цвет композиции (по-моему, это был золотисто-зелёный цвет), потому что это было вторично. Главным было движение, заключённое в стекле. Мне даже самой захотелось расправиться и взлететь. А ещё хотелось бесконечно благодарить художника, подарившего нам своё творчество!

Колыванова Анастасия

Учитель выводит учеников на творческую работу, говоря о прекрасных трудовых традициях края, о замечательных мастерах-профессионалах, среди которых наверняка есть их родные и близкие люди, предлагает ученикам рассказать о труде пап или мам, дедушек или бабушек и т.д., прославивших семью своими трудовыми достижениями. Для этого предлагает воспользоваться планом и советами автора (с. 32)

После выполнения работы ученики читают и обсуждают свои сочинения.

Примеры сочинений.

Можно ли найти поэзию в труде бухгалтера? Я лично сомневаюсь. Не думаю, что моя тётя будет со мной спорить. Но то, что она уже 15 лет работает бухгалтером, о чём-то говорит! Надо сказать, что работа бухгалтера – работа для людей организованных, кропотливых, обладающих математическими способностями. Всеми этими качествами тётя обладает.
Её день всегда чётко спланирован, точно она не бухгалтер, а машинист поезда. Тётя считает, что благополучие её профессиональной деятельности зависит от всего: умения одеваться (в её гардеробе преобладает одежда делового стиля), и от умения готовить оргтехнику, и от умения чётко и быстро находить нужные документы. А всё вместе это входит в подготовку к работе.
Её работа заключается в том, что она подсчитывает расходы и прибыль компании, начисляет служащим и рабочим зарплату. Эта работа требует предельной внимательности и терпения, ведь она связана с крупными суммами денег. Но тётя хорошо справляется со своей работой. И об этом говорит то, что каждый месяц за хорошую работу тётя награждается денежными премиями. А совсем недавно за высокий профессионализм её наградили поездкой в Египет.
Уж не знаю, есть ли в труде бухгалтера поэзия, но то, что среди бухгалтеров есть профессионалы, я знаю точно, и среди них - моя тётя.

Слесарчук Евгений

Моя мама работает в школе, она – учитель начальных классов. Безусловно, профессия учителя - очень творческая профессия. В голове у мамы всё время какие-нибудь интересные идеи, планы, фантазии, как бы сделать урок полезным и интересным, увлекательным.
Порой до глубокой ночи мама готовится к урокам: отбирает материал, пишет планы, по которым будет работать, придумывает интересные формы уроков. Ребятишки любят эти уроки, потому что мама ведёт их весело, непринуждённо. Её любимой поговоркой являются слова из песенки Шаинского: “Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться”. Ребятня обожает маму и ходит за ней “хвостом”.
А результаты… Результаты её труда видны только через десять-пятнадцать лет. Среди учеников мамы есть такие, кто учился или учится в МГУ и в лучших вузах страны…
Если выбирать среди слов, предложенных раньше, определение профессиональной характеристики мамы, то я выбираю слово ТВОРЕЦ – тот, кто создаёт что-либо. Это всё потому, что она не только учит читать, писать, считать, но и создаёт, помогает школьникам “создавать, творить” свою душу.

Скворцов Валерий

Общий вывод делают ученики.

Итак, сегодня на уроке мы не только познакомились с тем, как описать трудовой процесс, но и познакомились с прекрасной профессией стеклодува, узнали, что самые лучшие мастера стекольного дела – дети земли Владимирской!

А самое главное – мы имели возможность поговорить о профессиональном мастерстве и о творческой увлечённости наших родных, погордиться ими самими и замечательными результатами их труда.

Хотелось бы и нам в своей будущей профессии достичь таких же больших успехов.