Исследование графиков функций в Excel

Разделы: Математика, Информатика


Тип урока: урок-практикум.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: Компьютерный класс, проекционное оборудование.

Дополнительные материалы:

Четыре комплекта заданий (Приложение 1, 2 по количеству групп).

Для ускорения оформления отчета раздается Приложение 3 (по количеству детей).

Клей (один на группу).

Цели урока:

Закрепить навыки учащихся в использовании электронных таблиц и презентационного пакета Power Point, создать условия для использования возможностей ПО Excel в математических исследованиях.

Задачи урока:

  • Воспитательная развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, развитие коммуникативных навыков.
  • Учебная – повторить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами и презентационным пакетом представить возможности использования ПО Excel в математических исследованиях.
  • Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора, формирование исследовательских компетентностей школьников.

План урока

  1. Сформулировать задание.
  2. Разделить класс на четыре группы (4 человека), каждая группа получает конверт со своим заданием.
  3. Обсудить задание в группах, сформировать возможные изменения коэффициентов.
  4. Провести исследование.
  5. Подготовить презентацию с результатами исследований.
  6. Раздать каждому ученику материал (Приложение 3) для заполнения.
  7. Представить результаты исследований для других групп.
  8. Все результаты оформляются в тетрадь (вклеиваются листы с заполненным. приложением 3). Все презентации сдаются на проверку.

Оборудование

  Ход урока Время

(приблизительно)

Орг момент.

Повторение.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы с вами займемся исследованиями из области алгебры. Есть ряд графиков функций (написаны на доске) необходимо было бы установить как они себя поведут в зависимости от коэффициентов. Какое программное обеспечение для этого можно использовать?

Excel

Прекрасно, что именно вам пригодится?

Знание как строить графики.

Какой первый этап при построении графиков?

Задаем диапазон X на котором находим значения функции.

Дальше

Помещаем коэффициенты в отдельные ячейки

Следующий шаг

Находим значение Y для каждого Х

и строим график функции через Мастер диаграмм.

Что необходимо сделать, чтоб при автозаполнении, адреса ячеек, где располагаются коэффициенты, не изменились?

Сделать адрес на ячейку абсолютным

Хорошо, а какой тип диаграмм вы будете использовать для построения графика?

График или Точечный.

Какой более удобен и почему?

Точечный, так как отражает полностью четыре четверти координатной плоскости.

6
Орг. момент На ваших местах находятся карточки с номером группы, в которой сегодня вы будете работать, разбейтесь, пожалуйста, по группам.

Пока учащиеся рассаживаются по группам, учитель выдает задание на группу. Перед вами лежит файл, в котором:

  1. Сформулировано задание.
  2. План работы группы.
  3. Таблица с возможными вариациями коэффициентов.

Ознакомьтесь, пожалуйста. Есть вопросы по регламенту?

4
Работа группы Задача каждой группы провести исследование соответствующего графика функции в зависимости от значения коэффициентов, а так же посмотреть при всех ли значениях X можно построить график. Свои выводы оформить в презентационном пакете Power Point. 14
Зашита исследований За пятнадцать минут до конца урока начинаются выступления представителей групп с результатами исследований. 13
Итог урока. Что делали на уроке, каким программным обеспечением пользовались. Какой результат получили, где его можно использовать, на каком уроке. 3

Все приложения прилагаются для 1 группы, для других групп в Приложении 1 меняется только функция. Приложения 2 и Приложение 3 одинаковые для всех участников процесса.

Функции, графики которых исследуются:

Приложения