"Осенний калейдоскоп": интегрированное развивающее занятие для младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Занятие рассчитано на закрепление знаний детей об осени, её приметах; развивает память, мышление, речь; способствует формированию коммуникативных умений; даёт возможность каждому ребёнку проявить свои артистические и творческие способности, а также даёт представление о правилах приёма гостей.

Предварительная работа:

1.Распределение детей в три команды: “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.

2. Проведение конкурса чтецов. “Осенние строки”. Три победителя вышли в финал.

3.Домашнее задание: для участия в викторине подготовить:

  • команде “Сентябрь” – “Осенний кроссворд”,
  • команде “Октябрь” – конкурс “Приметы осени”,
  • команде “Ноябрь” – конкурс “Загадки об осени”.

Оборудование:

1. Оформление класса, выставка рисунков и поделок “Золотая осень”; празднично оформленный стол для “Кулинарного поединка”.

2. Пригласительные билеты для членов жюри и гостей. Эмблемы для команд. Протокол конкурсов для жюри.

3. Для конкурсов:

  • “Осенняя азбука” – карточки с буквами Л, Д, З, С, У, В, Г, П, К, Ф, О, Т, Н .
  • “Урожай”, “Деревья” – карточки с заданиями для каждого ребёнка.
  • “Кулинарный поединок” – ингредиенты для яблочного пирога, фруктового салата и молочного коктейля. Посуда для праздничной сервировки (скатерть, салфетки, столовые приборы, вазочки для фруктового салата, стаканы, трубочки для коктейля).

Ход занятия.

Занятие начинается с подготовки “сладкого стола”. Каждая команда готовит своё блюдо: яблочный пирог, молочный коктейль, фруктовый салат – и сервирует стол. Когда всё готово, переходим к викторине.

Класс украшен рисунками и поделками детей. Дети сидят за столами по командам. На столах листы бумаги и карандаши.

Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете, какое сейчас время года? Правильно, осень. И в этот осенний день мы подводим итоги большой работы, начатой ещё в сентябре.

Мы с вами следили за изменениями в природе, всё запоминали, собирали природный материал, чтобы сделать вот такие чудные поделки, на основе своих наблюдений делали рисунки и готовились к викторине “Осенний калейдоскоп”.

Сегодня вы имеет возможность продемонстрировать свои знания и умения в командной борьбе.

1. Финал конкурса чтецов “Осенние строки”.

Дети читают стихи об осени. Критерии оценки: знание текста, выразительность чтения, передача настроения, создание художественного образа.

2. Конкурс “Приметы осени” представляет команда “Октябрь”.

Вы должны продолжить предложение:

а) Гром в сентябре – будет тёплая осень.

б) Кошка лезет к теплу, на печь – похолодание.

в) Воробьи осенью перелетают стайками с места на место – к предстоящим ветрам.

г) Если в сухую осень белые трясогузки появляются стаями – к наступлению ненастной дождливой погоды.

д) Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.

е) Если снег ляжет на сырую землю и не растает – то весной рано и дружно зацветут подснежники.

ё) Если снег выпадет на мёрзлую землю – можно ожидать хорошего урожая хлеба.

ж) Если в ноябре небо заплачет – то следом за дождём и зима придёт.

з) Если на реке лёд становится грудами – будут хлеба груды.

и) Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

к) Если лист ложится на землю лицом вниз – будет холодная зима.

л) Птицы на деревьях сидят, нахохлившись, – к холоду.

3. Своё домашнее задание “Осенний кроссворд” представляет команда “Сентябрь”.

Члены этой команды являются помощниками-консультантами для соперников.

 4. Загадки об осени представляет команда "Ноябрь".

Висят на ветке
Золотые монетки. (Листья)

Маленький Егорка
Упал в озёрко.
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Лист)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (Листопад)

Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Собрались все в стайки… (Птицы)

Молчит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг.
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это… (Дождь)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый… (Снег)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

Осень в лес пришла
Красный факел зажгла.
В пламени дрозды снуют
И, галдя, его клюют. (Грозди рябины)

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт –
На зубок он попадёт. (Орех)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)

Целое лето старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала. (Капуста)

5. “Осенняя азбука”.

Надо назвать осенние явления природы, предметы, понятия, начинающиеся на предложенную букву.

Л – листья, листопад, ледостав, лужи.
Д – дождь.
З – зонтик, заморозки.
С – слякоть, сырость, сапоги, сентябрь.
У – урожай, учёба.
В – ветер.
Г – грибы, грязь, гроза.
П – плащ, перчатки.
К – куртка.
Ф – фрукты.
О – овощи, осень, октябрь.
Т – тучи.
Н – ненастье, ноябрь.

6. Объясни, почему так называется месяц?

Каждая команда должна объяснить старинное название своего месяца.

Хмурень – сентябрь.
Грязень – октябрь.
Полузимник – ноябрь.

7. Аукцион овощей.

Каждая команда должна по очереди называть овощи. Выиграет тот, кто останется последним.

8. Пантомима.

Нужно по одному игроку от команды. Детям предлагается изобразить

  • грибника,
  • дождик,
  • листик.

9. “Урожай”

Ответы: Капуста, подсолнух, тыква, перец, морковь, томаты, свекла, лук, укроп.

10. “Деревья”

11. “Кулинарный поединок”

Все приглашаются на дегустацию яблочного пирога. фруктового салата и молочного коктейля. В конкурсе оцениваются:

  • вкусовые качества блюда,
  • сервировка стола,
  • культура поведения за столом.

12. Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценка заданий.

Удачными оказались задания в конкурсах “Почему так называется месяц”. Дети выдвигали свои лингвистические версии, используя свой жизненный багаж.

Благодаря смене вида деятельности, очень оживил викторину конкурс “Пантомимы”.

Он создал непосредственную атмосферу игры и явился естественной разрядкой чувств и эмоций.

На этапе подготовки наиболее удачным и продуктивным был “Осенний кроссворд”, так как дети активно использовали личный опыт, учебник “Окружающий мир”, “Детскую энциклопедию”, Толковый словарь и другие источники. В ходе выполнения задания дети были вовлечены в разнообразные виды деятельности: поиск слов для кроссворда, моделирование сетки кроссворда, формулировка заданий для определения загаданных слов.

Влияние занятий на ребёнка.

Совместная работа по подготовке домашнего задания, участие каждого в изготовлении блюд для “Сладкого стола”, коллективное выполнение ряда заданий – позволили формировать опыт межличностных отношений, способствовали выявлению лидерских качеств у отдельных учащихся, дали возможность каждому ребёнку почувствовать ситуацию успеха, что способствовало созданию психологически комфортного микроклимата в детском коллективе и позволяет положительно оценить результативность проведённого мероприятия.