Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • формирование умения находить в слове орфограмму “непроизносимый согласный в корне слова”;
  • развивать орфографическую зоркость, интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • плакат “Ужасно интересно все то, что неизвестно!”;
  • индивидуальные карточки “Вставь пропущенные буквы”;
  • карточки со словами “Солнце”, “Звездный”, “Здравствуй”, “Яростный”;
  • карточка с согласными буквами “в”, “д”, “л”, “т”;
  • карточки с буквами “п”, “р”, “а”, “з”, “д”, “н”, “и” “к”;
  • приз “жетон УМНИКа”;
  • орфографические словари.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения и новые открытия.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями и открывателями новых знаний.

- Девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

Делается запись даты и вида работы.

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

На доске записаны буквы: в о д ы л и т у.

- Назовите цепочку согласных букв (в д л т).

вдлт твдл …

- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней).

3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

У доски два ученика, остальные за карточками.

- Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.

- Если определить пропущенную букву трудно, то оставьте дырку в слове на доске или карточке:

ч…йка

в…да

ни…ко

со…нце

схв…тил

ры…ка

л…тел

счас…ливый

- В какой части слова пропущены буквы?

- Назовите слова, в которых вставили буквы.

- На какие правила эти слова?

- В каких словах не вставили буквы? Почему? (Все звуки, которые произносятся, обозначены буквами).

- Откройте орфографический словарь. Найдите слова, в которые вы не вставили буквы.

- Сравните написание слов в словаре и в карточке.

- Что заметили? (В корне слова написана согласная буква, которая не дает звука при произношении слова).

- Почему не смогли выполнить задание? В чем ваше затруднение? (Не знали о том, что при произношении слов иногда некоторые согласные не слышны).

- А как на самом деле оказалось?

4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

- В русском языке есть слова, в которых необходимо писать согласные буквы, которые не дают звука при произношении этого слова. (Наверное, есть правило, по которому можно определить в каких словах эта орфограмма встречается. Этого правила на уроках русского языка мы не изучали).

5. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Сформулируйте учебную задачу на урок. (Надо узнать правило правописания слов с согласными буквами, которые не произносятся в корне слова).

6. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

На доске висят слова:

солнце здравствуй
звездный яростный

- Прочитайте вслух написанные слова.

- Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова по три согласных).

- Если в середине слова имеется не менее трех согласных букв, это называется стечением согласных.

- Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове солнце не произносится согласная буква л , но пишется в этом слове).

- Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звездный не произносится согласная буква д , но пишется).

- Что вы можете сказать о третьем слове? (В слове здравствуй не произносится первая буква в , но в нем пишется).

- Прочитайте четвертое слово, какое несоответствие? (В слове яростный не произносится согласная буква т , но она в нем пишется).

- Послушайте четверостишье про такие буквы:

Иногда согласные
И грают с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

- Какие звуки в словах при стечении согласных не произносятся, но буквы пишутся? (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся буквы в, д, л, т).

На доске появляются карточки с согласными в, д, л, т.

- Как называются эти согласные, если они не произносятся? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…

- Откроем учебник(1) на странице 111 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т ? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся).

Работа у доски.

- Подберите проверочные слова к данным словам:

солнце-солнышко; здравствуй-здравие; звездный-звезда; яростный-ярость.

- Обобщите все, что мы говорили в порядке нашего рассуждения и знакомства с правилом.

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его.

а) - Прочитайте девиз нашего урока. Что вы увидели? (В слове неизвестно непроизносимый

согласный т , проверочное слово весть , вести ).

- Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т ? (В словах ужасно, интересно

нет буквы т , проверочные слова ужасы, интересы).

- Спишите девиз нашего урока, выделите орфограмму.

б) Подбор проверочных слов.

-Я диктую слова с непроизносимой согласной, вы записываете их в столбик с проверочным

словом, выделяя орфограмму:

доблестный-доблесть

грустный-грусть

ненастный-ненастье

свистнул-свист

наездник-езда

- Какие непроизносимые согласные мы узнали? ( в, д, л, т )

- Как проверить непроизносимые согласные в корне? (Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится).

9. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник).

Игра “Аукцион”.

- Кто назовет последний признак слова, будет поощрен призом!

- Запишите его. - Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Праздник-это веселье, торжество,

Праздник-это существительное, м.р., ед.ч., неодушевленный предмет. В этом слове 8 букв и

7 звуков(буква д звука не обозначает), 2 слога. Орфограмма-непроизносимая согласная д ,

нет проверочного слова, надо запомнить.)

- Назовите и запишите однокоренные слова данного слова:

праздник, праздничный, праздновать, праздничек.

10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Открыли учебник(1) на странице 111, упражнение 296.

- Списываем упражнение с орфографическим заданием.

11. ИТОГ УРОКА.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Удалось ли нам решить эту проблему, открыть новые знания?

- Какие совершили открытии.?

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Выучить правило в учебнике(1) на странице 111. По выбору: написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными или выполнить упражнение 297.

13. РЕФЛЕКСИЯ.

- Урок подходит к концу. Выберите колокольчик, цвет которого соответствует вашим знаниям:

красный-исследовательская работана отлично;

желтый-все получилось хорошо;

зеленый-не все понял и изучил, как хотелось;

синий-понял только часть.

- Сегодня мы исследовали слова. Хочется пожелать вам только добрых слов, и чтобы девиз нашего урока стал вашим девизом в освоении новых знаний.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. М.:Дрофа, 2000.
  2. Колыванова Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учителей классов компенсирующего обучения. Новокузнецк : ООО “Алексадрофф”.
  3. Кувашова Н.Г. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы. Волгоград:Учитель, 2006.