Уроки-зачёты по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Подготовка к уроку-зачету начинается одновременно с изучением новой темы. Весь класс разделяют на группы в 3-4 человека. В каждой из них определяются помощники наиболее подготовленные ученики. Помощники сдают зачет накануне.

Практические работы класс выполняет на листочках. Если ответ ученика был верным, то помощник ставит в листке учета +, если неверным, то -.

Окончательный результат зачета дети узнают на другой день. Если результат не устраивает ученика, он подготовившись еще раз с помощью ребят, может ответить правила и выполнить новые практические работы уже с учителем.

УРОК-ЗАЧЕТ № 1.

ТЕМА: “Предложение”

На доске текст: Летом я ездил в Санкт-Петербург. Вы были там? Какой красивый город!

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССА.

1. Практическая работа (устно) – весь класс.

- Определите, где написано предложение, докажите, что это предложение.

На доске:

Над озером стоял густой туман.

Дождь, трава, осенний, мокнет, под.

2. Практическая работа (письменно) № 1.

- Вставьте в предложение недостающее слово, вписав его вместо точек.

1. в. Дети ……. В лес.

2. в. …… рисует машину.

-Отдайте на проверку помощникам.

- Как в устной речи показать конец предложения?

- Какие правила надо помнить при написании предложения?

- Какие виды предложений знаете?

- Ответьте помощникам о повествовательном, восклицательном и вопросительном предложениях.

3. Помощники проверяют правила.

4. Практическая работа №2

- Разделите текст, написанный на доске, на предложения.

Спишите, поставьте нужный знак.

-Отдайте помощникам на проверку.

5. Помощники проверяют. Класс работает с учителем: - Какие знаете члены предложений? – Назовите главные члены предложения.

- Составьте предложение по схеме:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ
ВТ. ЧЛЕН ВТ. ЧЛЕН

- Ответьте помощникам правила о подлежащем и сказуемом.

6. Помощники проверяют.

7. Практическая работа №3

- В предложениях, написанных на листке найдите главные члены предложения и подчеркните их. Покажите связь слов в предложении.

1в. Пестрый дятел сидел на дереве.

2в. Под березой вырос большой гриб.

8. Помощники проверяют.

9. Итог урока.

- Урок наш закончился. Понравился ли? Будем ли еще проводить такие уроки? Спасибо вам за работу.

УРОК-ЗАЧЕТ № 2.

ТЕМА: “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”

1. РАБОТА С КЛАССОМ.

- Что такое имя существительное?

- Какие еще части речи знаете?

- Как они отличаются друг от друга?

- К каким частям речи не ставим вопросы?

Ответьте помощникам, что называем именем существительным/

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 – Прочтите предложения. Спишите их, отметьте имена существительные.

Подчеркните знакомые члены предложения.

1 вар. Черное облако набежало на солнце.

2 вар Задрожали листочки в осиновой роще.

3. Помощники проверяют.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

- Прочтите существительные, написанные на доске.

- В каком числе они стоят?

- Спишите существительные, поставьте их в единственное число.

ТРАКТОРЫ, ОГОРОДЫ, КРОВАТИ, ОБЕДЫ, ТЕТРАДИ, ОРЕХИ, КЛАССЫ, РАССКАЗЫ, ПЛОЩАДИ, МЕДВЕДИ,

5. Помощники проверяют.

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

- Распределите в столбики по родам (картинный словарь).

Полотенце, гриб, груша, береза, ворона, помидор, колесо, яблоко, меч, грач, сорока, платье.

7. Помощники проверяют.

8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.

(Работают все. Проверяет учитель после урока)

- Запишите под диктовку. Верно напишите существительные с шипящей на конце. Проверьте себя, обозначив род существительного.

Папа купил Кате красивый плащ. Это дорогая вещь. Мама подарила Пете резиновый мяч и железный обруч.

- Как написали существительные Катя и Петя?

Почему?

- Как называются такие существительные? (Собственные)

9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.

(Проверяется учителем после урока ).

- К данным существительным припишите собственные имена существительные.

Город …… Река …….
Село …… Писатель …..

10. Итог урока

- Спасибо за урок.

Уроки-зачеты. В отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т. п. , являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.

Урок-зачет позволяет, таким образом, определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.