Пути успешной адаптации первоклассников в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Работа психологом в школе и детском саду вывела меня на проблему, стоящую перед образовательными учреждениями нашей страны: проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом снижается по ряду причин, что привело к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению в школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.

Эти факторы побудили меня как педагога-психолога выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая дает позитивные результаты. Представленный опыт может быть полезен коллегам, если они работают в этом направлении.

Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание. Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую “группу риска” - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителя средней школы № 1 города Оханска “группу риска” знают уже в июне, когда сформированы первые классы.

В процессе обучения педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь в виду индивидуальные особенности возрастного развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

На наш взгляд, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением “особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса” (Э.М. Александровская).

Созданная система рабаты направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Организацию работы “Школы будущего первоклассника” с дошкольниками, (Приложение 1)
  • Организацию летнего лагеря “Первышок”, (Приложение 2)
  • Работу с родителями будущих первоклассников, (Приложение 3)
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе,
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.

Программа “Школа будущего первоклассника” рассчитана на 20 занятий (один раз в неделю) с октября по апрель. Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения.

Занятия проводит учитель в стенах детского сада для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (М.А. Панфилова “Лесная школа”). Это сказки, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти занятия решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года. В данном виде работы стараюсь помочь детям научиться рефлексировать свою деятельность. Мы вместе с детьми обсуждаем их успехи и достижения на прошедшем занятии, стараемся разобраться в возникших затруднениях. Побуждаю детей высказать свое личное мнение, например, по таким вопросам, как: что вам сегодня понравилось на занятии и почему? Что было особенно трудно, а что - легко и почему? А иногда идеи и предложения детей для меня могут стать основанием для внесения определенных изменений в дальнейшую программу занятий. Иными словами, дети подготовительной группы личностно готовятся к началу школьного обучения.

В свою очередь, я посредством наблюдений за индивидуальным развитием детей и общения с их родителями накапливаю богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет мне заблаговременно подготовиться к началу нового учебного года.

Впервые оказываясь на пороге школы, ребенок “приносит” с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения. Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому мною предусмотрена и работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания на темы: собрание - деловая игра с практическими советами “В игре готовимся к школе” ; “Готов ли мой ребенок пойти в школу?”; “Мой ребенок будущий первоклассник” (психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе). Стараюсь проводить собрания в непринужденной обстановке, в виде “семейных советов”, консультаций, диалогов, опираясь на уже имеющийся опыт родителей и преподнося им новые сведения и информацию.

В конце каждой встречи провожу рефлексию, где родители высказывают свое мнение о том, что узнали, чему научились. Так, например, после встречи-практикума с родителями на тему “Готов ли мой ребенок пойти школу?”, я прочитала такие отзывы: “Спасибо за полученную информацию! Теперь я всерьез задумалась о том, что нельзя пускать на самотек подготовку сына к школе. Буду больше уделять внимания развитию его способностей” Каменских О.А. или, “Не знала, что перед обучением в школе ребенок должен наиграться, иначе в игру может превратиться его учеба. Пусть играет! Я и сама буду принимать участие в играх дочери дома” Бучельникова Г.Н.

Считаю, что раннее знакомство дошкольников и их родителей с будущим учителем, общение с ним в стенах детского сада дают определенные плоды в дальнейшем школьном обучении. Общая атмосфера наших встреч создает особый положительный эмоциональный фон и является одним из первых шагов успешной адаптации первоклассников к школе. И придя в школу 1 сентября, дети не боятся встречи с новым для них человеком - учителем, а, напротив, с радостью спешат увидеться с ним.

Для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в летнее время на базе школы организуется лагерь дневного пребывания “Первышок”, целью которого является предшкольная подготовка детей. Каждый день проходит по определенному распорядку, одним из пунктов которого являются групповые развивающие занятия. Основу занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Большое внимание уделяется упражнениям, направленным на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. Показателями эффективности организации лагеря “Первышок” стало развитие познавательных способностей детей, формирование положительного отношения будущих первоклассников к школе и учителю, повышение уровня развития эмоциональной сферы, уверенности в себе. Все эти показатели дают положительный результат в адаптационный период первоклассников, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

Сравнительный анализ успешности адаптации к обучению выпускников детского сада позволяет сделать вывод, что система работы по психолого-педагогической адаптации первоклассников к школе дает положительные результаты. Количество детей с высоким уровнем обучаемости в испытуемой группе на 31% выше по сравнению с контрольной группой. Результаты анкет показывают большинство положительных ответов, соответствующих высокому уровню эмоциональной готовности будущих первоклассников после целенаправленной подготовки через занятия в “Школе будущего первоклассника” в дошкольном учреждении и посещения летнего лагеря “Первышок”.

Поступление в школу – значительное событие в жизни ребенка. Оно конкретным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появление новой роли – роли ученика. Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.