Урок математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

Девиз: “Знания имей отличные по теме дроби десятичные!”.

Цели:

  • Дальнейшее формирование навыка сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Воспитание ответственного отношения к учебному труду
  • Развитие устной и письменной математической речи, познавательного интереса

План урока:

  • устные упражнения;
  • алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
  • мини-контрольная;
  • работа в парах;
  • итог урока;
  • домашняя работа.

Ход урока

Первый этап:

  1. По вариантам:

а) Составьте фразу французского математика Р.Декарта.

3•7

7•9

6•5

7•6

+5

-12

+48

-8

               

1. ум 4. применять 7. главное-
2. мало 5. хороший 8. хорошо
3. его 6. иметь

б) Составьте фразу русского писателя А.Г.Чернышевского.

9•7

3•5

6•6

2•6

-32

+71

+11

+40

               

1. иногда 4. хвалиться 7. незнание
2. бессилие 5. есть 8. не
3. незнание 6. следует

Ответ:

а)

2

6

5

1

7

8

3

4

Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять

б)

3

1

8

6

4

7

5

2

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.

1. Впишите соответствующие буквы:

Пять целых две десятых

5,02

5,2

5,002

т

р

п

Ноль целых восемь тысячных

0,008

0,08

0,8

о

е

у

Три целых двадцать пять тысячных

3,25

30,25

3,025

д

в

т

Шестнадцать целых пять сотых

16,005

16,5

16,05

а

е

о

Восемнадцать целых восемь сотых

18,8

18,08

18,008

ш

к

в

Пять целых пятнадцать десятитысячных

5,0015

5,015

5,15

а

у

и

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

34,0105

34,105

34,15

в

с

м

Ответ: РОТОКАС – название самого короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв.
Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.

2. Вставьте в окошко подходящую дробь:

а) 0,1 < … < 0,2
б) 0,02 < … < 0,03
в) 0 < … < 0,001

3. Вствьте соседние натуральные числа:

а) … < 5,1 < …
б) … < 6,32 < …
в) … < 9,999 < …

4. Выразить в указанных единицах:

а) 6 см = … мм = … дм = … м
б) 40 см = … мм = … дм = … м

Второй этап

Рассказать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей на примерах:
а) 27 + 102, 32 и б) 25, 43 – 14, 73

Третий этап.

По карточкам проводится мини – контрольная в 4-х вариантах (см приложение 1)

Вариант 1

Из шкурок какого зверя шилась королевская мантия?
10+ 6,1 = ? - 9,8 = ? + 4,2 = ? -5,6 = ? 2,9 = ?
Ответ: 8-горностай 9- куница 10- соболь

Вариант 2

Самая большая ядовитая змея – это …
9 - 2,6 = ? + 7 = ? - 5,8 = ? + 3,9 = ? - 11 = ?
Ответ: 0,3 – гадюка 0,5 – гюрза 0,8 – питон

Вариант 3

Какой кошке поклонялись древние индейцы?
25 - 0,3 = ? +4,7 = ? -3,1 = ? - 0,9 = ? +1,1 = ?
Ответ: 0,4 – леопард 1,4 – барс 4 – ягуар

Вариант 4

Какую птицу называют птицей - легендой?
7,5 - 3,8 = ? + 4,2 = ? + 2,9 = ? - 1,1 = ? + 0,3 = ?
Ответ: 10 – аист 11 – журавль 12 – фламинго

Четвертый этап

Работа в парах по карточкам

Карточка 1

1.Уравняйте количество знаков после запятой, выполните вычисления:

а) 4,215+0,39 б) 12,04+ 7,9632 в) 126,45+ 44,756
г) 2,485- 11,09 д) 1,14 – 0,215 е) 10,03 – 7,4215

2.Заполните таблицу:

 

Дополните дроби

До 1

До 10

До 100

0,7

     

0,04

     

0,028

     

3*.Вставить пропущенные цифры:

      8 , 6 * 8 *                 1 4 * , 5 * 9
+                                   -
   * * , * 4 * 2                  * * 5 , * 8 *
       2 8 , 3 7 0 1                   7 , 9 8

Карточка 2

1. Есть ли здесь сумма равная 1?

а) 0,9 + 0,01 б) 0,111 + 0,789 в) 0,999 + 0,001 г) 0,1 + 0,99

2.Не выполняя вычислений, сравните:

а) 0,47 + 0,32 + 0,301 … 1 б) 12 – 6,047 … 6
в) 2,5 – 1,492 … 2,5 – 1,402 г) 14,95 – 3,75 … 15,95 – 3,57

3*.Вставить пропущенные цифры:

        8 , 6 * 8 *                     1 4 * , 5 * 9
+                                         -
    * * , * 4 * 2                     * * 5 , * 8 *
     2 8 , 3 7 0 1                           7 , 9 8

Карточка 3

1.Проверьте вычитание сложением и отметьте правильный ответ:

а) 70,8 – 9,46 = 61,44 61,44 + 9,46 = ?
б) 23,27 – 9,4 = 14,87 14,87 + 9,4 = ?
в) 10 – 2,873 = 7,127 7,127 + 2,873 = ?

2.Продолжите закономерность. Отметьте убывающую последовательность буквой “У”, а возрастающую – “В”.

а) 20; 18,9; 17,8; 16,7; …; -?
б) 0,15; 0,6; 1,05; 1,5; …; -?
в) 1,2; 2,4; 3,6; 4,8; …; -?
г) 12,5; 10; 7,5; 5; …; -?

3*.Вставить пропущенные цифры:

       8 , 6 * 8 *             1 4 * , 5 * 9
+                             -
     * * , * 4 * 2            * * 5 , * 8 *
     2 8 , 3 7 0 1                  7 , 9 8

Карточка 4

1. Заполните таблицу:

a

2,8

2,3

3,9

5

5

b

1,5

1,7

   

3,1

a + b

 

4

5,2

   

a - b

     

0,7

1,9

2. Подберите неизвестные слагаемые так, чтобы равенство стало верным.

а) 1,3 + 0,7 + 0,5 + … + 0,6 + … = 10
1,3 + 0,7 + 0,5 + … + 0,6 + … = 10

б) 2,8 + … + 1,03 + … + 3,04 + … = 10
2,8 + … + 1,03 + … + 3,04 + … = 10

3*.Вставить пропущенные цифры:

8 , 6 * 8 *                  1 4 * , 5 * 9
+                              -
* * , * 4 * 2                * * 5 , * 8 *
2 8 , 3 7 0 1              7 , 9 8

Итог урока

  • Какой алгоритм вы применяли сегодня на уроке?
  • Что было сложно?
  • Что осталось непонятое?
  • С каким настроением вы уходите с урока?

Домашняя работа

Составить 5-7 вопросов по данной теме для математической перестрелки.
Если не успели доделать №3, сделать дома.

3*.Вставить пропущенные цифры:

      8 , 6 * 8 *                    1 4 * , 5 * 9
+                                   -
    * * , * 4 * 2                  * * 5 , * 8 *
    2 8 , 3 7 0 1                         7 , 9 8

приложение 2