Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (УМК Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.

II. Подготовка к работе на основном этапе.

– Почему человек должен трудиться?

– Что дает человеку труд?

– А какая профессия, на ваш взгляд, самая важная? (Хлебороб, потому что без хлеба мы не представляем себе нашу жизнь.)

III. Усвоение новых знаний.

– Правильно, ребята. Сегодняшний урок мы с вами посвятим хлебу. Мы поговорим о том, как хлеб к нам на стол пришел, что он значит для каждого человека, и как нужно хлеб беречь.

– Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: “Есть хлеб – будет и песня”. И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.

Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!

– Люди каких профессий должны потрудиться, чтобы каждый день мы с вами ели свежий, вкусный, ароматный хлеб?

– А вы знаете, как приходит хлеб в каждый дом, на каждый стол?

(Рассказы детей о том, как хлеб пришел на стол – дети выходят со своей картинкой и рассказывают, а другие дополняют:

  1. Поле пашем, бороним.
  2. Хлеб сеем, ухаживаем.
  3. Хлеб убираем, сохраняя каждый колосок, каждое зернышко.
  4. Где хранится урожай.
  5. Из зерна хлеб получаем.

– Вот видите, какой длинный и долгий путь надо проделать, чтобы получить хлеб.

– Из зерен каких растений пекут хлеб? (Работа с гербарием.)

– А из какой муки пекут белые булки, батоны, пирожные, торты? (Пшеничной.)

– А самый вкусный и полезный хлеб пекут из ржаной муки.

– Так же к хлебным растениям относятся: рис, гречиха, овес, ячмень.

– Из рисовой, гречишной, овсяной и ячменной муки тоже пекут хлеб.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.
В нем земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!

– И сегодня, и сто, и тысячу лет назад хлеб всегда был главным и в крестьянской избе, и в царских палатах.

– Сколько пословиц и поговорок сложено русским народом о хлебе.

– Какие вы знаете?

Работа по группам.

– Сейчас каждая группа получит карточки со словами, из которых нужно составить пословицы о хлебе и объяснить их смысл.

(Дети составляют пословицы на местах, затем один из учеников выходит, называет получившуюся пословицу и объясняет ее смысл.)

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.
ХЛЕБ – БАТЮШКА, А ВОДИЦА – МАТУШКА.
МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА.
ПОТ НА СПИНЕ – ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.
КАРАВАЙ ХЛЕБА НЕ СВАЛИТСЯ С НЕБА.

– Как вы думаете, давно ли человек узнал, что из зерен этих растений можно изготовить хлеб? Как это произошло?

– Я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое.

– Сядьте поудобнее, руки перед собой, голову положите на стол. Закройте глазки и послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами и питались мясом животных. Как-то отправились они на поиски других мест, где было много зверей. Шли они долго, охота била неудачной, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу эти чудо-колоски.

– Сначала ели зерна, потом стали их растирать на камнях, смешивать муку с водой и выпекать хлеб.

– Прошло очень много лет, прежде чем хлеб стал похож на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.

– А теперь откройте глазки. Что нового вы узнали о хлебе из этой сказки?

На свете я видел хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
Oн отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко.
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка:
Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.

– В каждой крестьянской семье хлеб ценился на вес золота, потому что хлеб был основной пищей простого труженика.

Работа по учебнику.

С. 63 “Путешествие в прошлое”.

– Так же хлеб ценился на вес золота и в дни ВОВ.

В дыму ленинградское небо
На горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

– В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокадный дневной паек для жителей осажденного
немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить – назло фашистам, бомбежкам. Жить – чтобы победить.

– Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.

– Корочка хлеба, хлебная крошка – это много или мало?

– С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусок хлеба как самое большое богатство на земле.

– Хлеб – величайшая святыня для каждого народа.

– Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда потому, что добывается в поте лица.

Есть в мире слова, которые не могут потерять свои ценности. Это слова

“ХЛЕБ. МИР. ДРУЖБА”.

IV. Итог.

– Что повторили, уточнили?

– Что нового узнали?

– Какие бы вы предложили правила бережного отношения к хлебу?

(Заготовки на листах и прикрепляются вокруг каравая на доку).

Рисунок.

V. Рефлексия.

– Молодцы ребята. Я считаю, что хорошо поработали сегодня на уроке. А как вы сами оцениваете свою работу? Посмотрите внимательно на доску, перед нами два снопа с разным настроением. У каждого из вас есть колоски. Прикрепите свой колосок к тому снопу, настроению которого больше всего соответствует вашему настроению, ощущениям и знаниям, приобретенным на уроке.

VI. Домашнее задание.

Найти и выучить наизусть стихотворения о хлебе.