Открытый урок в 5-м классе "Путешествие в страну Высказывания"

Разделы: Математика


Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме, развивать творчество, уверенность в своих силах, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование: железная дорога со станциями и весёлым паровозиком, карточки с опорными словами, пазлы из открыток, раздаточный материал с геометрическим изображением, талисманы, конверты с сигнальными жетонами, для рефлексии.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала

ХОД УРОКА

Вступительное слово:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю всем удачи
За работу, в добрый час!

(Каждый ученик получает весёлую мордашку, как талисман хорошего настроения)

Итак, мы отправляемся в наше путешествие. Посмотрите, на доске изображена железная дорога со всеми станциями, на которых нам необходимо побывать и какой весёлый паровозик нас доставит на эти станции.

Первая станция “Ромашковая”

У ромашки опали лепестки, их необходимо восстановить. На каждом лепестке есть вопрос - на него надо ответить. (Пока ребята восстанавливают ромашку, 3 ученика выполняют индивидуальные задания: составить рассказ, используя опорные слова – высказывание, тема, рема, истина, ложь, общие, “хотя бы один”, доказательство, опровержение). Рассказы проверяются сразу после выполнения задания с ромашкой.

Вопросы лепестков ромашки:

  1. Что такое тема высказывания?
  2. Какими могут быть высказывания?
  3. Приведи пример предложения, которое не является высказыванием?
  4. Какие высказывания являются видом “Хотя бы один”?
  5. Что такое высказывание?
  6. Чем отличаются высказывания от предложений, которые не являются высказываниями?
  7. Что такое рема высказывания?
  8. Какие высказывания являются общими?

Вторая станция “Тема-Рема”

Работа на карточках.

Подчеркнуть _____ тему, ~~~ рему, если это возможно сделать в данных предложениях:

а) После воскресенья наступит вторник
б) Красота!
в) Сумма пяти и восемнадцати
г) Слово “учащийся” является глаголом
д) В каждом январе 31 день
е) “Миру мир”
ж) Всякое трёхзначное число больше 100
з) Трижды восемь - двадцать пять

После выполнения взаимопроверка.

Третья станция “Истина – Ложь” (задание выполняют в ходе физ.паузы)

Ребята все встают. На слух учитель называет высказывания, а ученики хлопают в ладоши, если оно истинно и топают ногами, если ложно.

Высказывания:

1) Натуральные числа бесконечны;
2) Три меньше пяти;
3) Следующий день после воскресенья – вторник;
4) Слово “учащийся” является глаголом;
5) Наименьшее натуральное число 1;
6) трижды девять – двадцать семь.

Четвёртая станция “А ну-ка, докажи…”

На каждой парте лежит геометрическая иллюстрация.

Учитель утверждает: “Внутренняя фигура является квадратом”. Докажите или опровергните данное утверждение.

Пятая станция “Собери и проверь”

Работа в парах. В конверте лежат пазлы по 12 одинаковых частей. (Две разные открытки, разрезанные на 6 одинаковых частей: на частях первой открытка приклеены общие высказывания, на частях второй открытки высказывания типа “Хотя бы один”)

Необходимо распределить эти пазлы на 2 кучки: 1- общие высказывания, а 2 – “Хотя бы один”. Сразу самопроверка: переворачивают пазлы, получившихся кучек и складывают картинку, если картинка получилась, то задание выполнено верно.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора подводить итоги.

- Я сейчас расскажу притчу про старика и трёх работающих мужиках, а вы внимательно послушайте.

- А как мы поработали с вами на уроке? Оцените каждый свою работу и поднимите один из трёх кружочков. Если вы работали с удовольствием и в полную силу, с желанием, то поднимите красный кружок. Если работали не в полную силу, без особого желания, то поднимите зелёный кружок, а если работали плохо, без желания, то поднимите синий кружок.

Домашнее задание творческое: Придумать сказку, кроссворд, стихотворение, загадки, ребусы по теме: “Высказывание”

Выставление оценок за работу на уроке.