Программа "Основы административного и уголовного права России"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

В настоящее время в нашем обществе наблюдается усиление интереса к праву, что свидетельствует о становлении в России основ правовой государственности. Широкие слои молодёжи стремятся познать основы права и государства в разнообразных учебных заведениях: от общеобразовательных школ до ВУЗов. И это понятно, ведь незнание законов не освобождает от их выполнения. Многие преступники используют в своих целях подростков, сознательно обманывая их, уверяя, что их возраст позволит избежать наказания. Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её “Я”, затем (условно) круги “Основы административного права в России”. Далее рассматривается более широкий круг “Основы уголовного права в России”. Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип-диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обуславливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).

Общие цели программы:

1. Основная цель рекомендуемой программы - способствовать образованию гражданина демократического, правого государства, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, а также правовой культуре.

2. Изучая предложенную программу, учащиеся должны осознать, что право в демократическом государстве стремится придерживаться принципов, среди которых главные: равенство, справедливость, демократизм, гуманность, общечеловечность.

3. Помочь каждому учащемуся овладеть основами правовых знаний, постоянно повышать свою правовую культуру.

4. Доказать, что право способно помочь в непростой жизненной борьбе.

5. Содействовать ранней профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

6. Способствовать выбору профессии.

7. Создать условия свободного ответственного выбора профиля обучения.

Задачи программы:

1. Дать чёткие представления о государственной службе, задачах, стоящих перед органами власти, правах и обязанностях граждан в сфере управления.

2. Добиваться четких знаний, в чём состоят и чем опасны административные правонарушения, какие взыскания устанавливает закон за их совершение.

3. Познакомить с основными вопросами уголовного права: понятиями и видами преступления, основными особенностями Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Уделить внимание понятию индивидуализации ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, а также личности виновного.

5. Учить анализировать документы, статьи Конституции РФ, законов и других правовых актов. 6. Знакомить и учить пользоваться правовой терминологией.

7. Способствовать подготовке выступлений на правовые темы перед одноклассниками и младшими школьниками, обсуждению правовых и моральных проблем.

8. Учить умению давать морально-правовую оценку своим поступкам, действиям других.

9. Учить применять правовые знания для объяснения фактов окружающей жизни, имеющих юридическое значение, при выборе правильного способа поведения, защите своих прав.

10. Побуждать интерес к законам.

Записка в форме вопросов и ответов

Вопросы Ответы
  На каком содержательном материале построен курс? На основе государственной программы Право и политика-М.: Просвещение, 1997. Учебное пособие для 9 класса Право и политика- М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право - М.: Дрофа, 2000. Основы государства и права России.- Волгоград: Учитель, 1997.
  Виды деятельности учащихся? Знакомство с теоретическим материалом, практикум, (задания, тесты, таблицы), подготовка докладов и выступлений, работа над редакцией существующих законов, предложение своих проектов.
  Чем качественно отличается от базового? Качественно отличается тем, что “Основам административного права России” и “Основам уголовного права России” уделяется особое внимание. Используется дополнительный материал для углубленного изучения (указанные выше), предусмотрено знакомство с кодексами, встреча с представителями правоохранительных органов.
  Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе будущего профиля? Способствовать осознанному выбору профиля обучения, возможен выбор профессии.
  Каким материалом обеспечена программа? Учебное пособие для 9 класса. Право и политика-М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право.- М.: Дрофа, 2000
  Какова доля самостоятельной работы ученика? Учащиеся готовят доклады, выступления, выступают перед одноклассниками, младшими школьниками, знакомятся с существующими законами.
  Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к будущему про филю? Анкетирование в начале и в конце изучения программы, создание творческих работ.
  Каковы критерии успешности учащихся? Учащиеся получают зачёт, при условии выполнения трёх работ, одна из них письменная, представленных в процессе изучения программы, за все дополнительные работы дополнительные баллы.

Содержание курса и учебной деятельности.

Всего - 14 часов.

Административное право - 6 часов.

Уголовное право - 8 часов.

Ссылка на цели и задачи Кол-во часов Темы занятий Деятельность учащихся
Цели: N1, 2,3,6,7

Задачи: N 1,6

1 час. Введение. Анкетирование. Понятие и сущность. Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Знакомство с теоретическим материалом Знакомство со словарными словами: понятие право, система.
Цели: N1, 2,3,6,7

Задачи: N 1,6

1 час Органы исполнительной власти Знакомство с теоретическим материалом.
Цели: NI,

Задачи: N 1,6

1 час Государственная служба Беседа о спорном и бесспорном.
Цели: NI, 2,3,6,7

Задачи: N 2,6

1 час Административные правонарушения против личности и общественной жизни Знакомство с теоретическим материалом Учащиеся высказывают своё мнение. Выбирают правильный способ поведения.
Цели: NI, Задачи:2,3,6,7 1 час Административные взыскания Знакомство с теоретическим материалом
Цели: N6,

Задачи: N 2,6.

1 час Административная ответственность несовершеннолетних Учащиеся выбирают темы сочинений, докладов, сообщений.
Задачи: N5,7,8,9 1 час Выступают с докладами и сообщениями  
Задачи: 10 2 часа Практикум Выпускают стенгазеты, плакаты, составляют кроссворды, работают над редакцией существующих законов, предлагают свои проекты

Приложение